Границы: здесь непонятно, чье море, чья суша?

© Sputnik / Андрей Стенин / Перейти в фотобанкПограничники. Архивное фото
Пограничники. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Эксперт Дмитрий Орлов пишет, что по земному шару имеется до 180 спорных территорий. Он считает, что неясность границ по всему постсоветскому пространству порождает неспособность их контролировать.

На кыргызско-узбекской границе 22 августа произошел очередной инцидент. Узбекистан высадил семерых милиционеров в районе пограничной заставы "Кербен" Ала-Букинского пограничного отряда — на несогласованном участке границы неподалеку от места установки ретранслятора на Ункур-Тоо. Они задержали четверых работников телевышки. Власти Кыргызстана потребовали от Узбекистана объяснений.

Генеральный директор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов отмечает, что неопределенность границ — проблема не только Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. 

© Фото / Вера СальницкаяГенеральный директор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов
Руководитель аналитического центра Стратегия Восток — Запад Дмитрий Орлов - Sputnik Кыргызстан
Генеральный директор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов

По различным данным, в мире сейчас насчитывается до 180 спорных территорий, где главным камнем преткновения так или иначе как раз и является спор по границам…

Левая, правая где сторона?

Вообще, у границ бывших республик СССР есть одна общая черта, отмечаемая всеми исследователями: на отдельных участках фактически сложившаяся линия границы не соответствует положениям имеющихся правовых актов. 

Радиорелейная система-24 Кербен на горе Унгар-Тоо в Аксыйском районе. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Приграничное противостояние. Что может стоять за десантом на Ункур-Тоо
Тем не менее процессы делимитации и демаркации границ между независимыми государствами идут. Казахстан установил границы со всеми странами-соседями, кроме России, — здесь этот процесс еще продолжается. Туркменистан определил свои сухопутные границы с соседями полностью. Между Таджикистаном и Узбекистаном согласовано более 80 процентов рубежей, а с Кыргызстаном — 519,9 километра из 970. Переговоры по делимитации и демаркации оставшихся 450 километров продолжаются. 

Тем не менее периодически случаются приграничные конфликты, в которых виноватой каждая сторона указывает противоположную. Вообще, встречи межправительственной комиссии с участием представителей профильных министерств, ведомств и отраслевых экспертов двух стран проводятся 3-4 раза в год. К слову,  первоначально, когда делимитационно-демаркационные процессы только начинались, Душанбе настаивал на установлении границ согласно документам по национально-территориальному размежеванию 1924 года. В свою очередь Бишкек предлагал перекройку границ согласно выводам смешанной комиссии верховных советов обеих республик 1959 года. 

Что касается границы Кыргызстана и Узбекистана, то делимитации и демаркации здесь подлежат 1 378 километров. Кыргызская сторона считает, что описано и согласовано из них 1 054 километра, а остальные (около 30 процентов границы) остаются спорными. Но Узбекистан предлагает составить проект соглашения государственной границы только по участкам протяженностью 701 километр. Кроме того, при определении границ республики применяют разные карты. Узбекистан пользуется картами 1924-1927 годов, а Кыргызстан — 1956-1958 годов. Естественно, что неопределенность границ порождает конфликты и здесь…

Что касается чуть более дальних соседей, то у России урегулированы приграничные проблемы с Азербайджаном, Эстонией, Латвией и Китаем. Открытыми остаются вопросы границ с Украиной и Японией. Всего же РФ граничит с четырнадцатью государствами. Грузия имеет приграничные споры со всеми соседями. Переговоры по ним продолжаются до сих пор, но сблизить позиции сторон пока не удается. 

Вице-премьер-министр КР Жениш Разаков. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Вице-премьер о ситуации на Ункур-Тоо: нам непонятна позиция Узбекистана
Граница Армении и Азербайджана, как известно, периодически становится местом конфликтов разной степени интенсивности. Внутри территории Армении расположены азербайджанские эксклавы Бархударлы, Верхняя Аскипара и Кярки. Они перешли под контроль Армении после карабахской войны. В свою очередь армянский эксклав Арцвашен перешел под контроль Азербайджана.  

Общая протяженность границы Молдовы и Украины составляет 1 222 километра, из которых 453  приходятся на Приднестровье. Тем не менее территориальные споры между Кишиневом и Киевом считаются завершенными.   

Черноморско-азовская рулетка

Не менее проблемными на постсоветском пространстве оказались и водные границы. К примеру, переговоры России и Украины по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и разграничению морских пространств в Черном море идут уже 20 лет. Эксперт российского Центра научной политической мысли и идеологии Владимир Волк сообщает: "Позиция Украины по вопросу о морской границе заключается в том, что между бывшими советскими республиками — РСФСР и УССР — была некая административная граница. Россия в свою очередь отмечает, что в Советском Союзе между союзными республиками по акватории внутренних морских вод административные границы не устанавливались, поэтому не было и нет никаких легитимных документов союзного или республиканского уровня, которые фиксировали бы линию разграничения в водах Азовского моря и Керченского пролива. В этой связи Россия не может признать установленную украинской стороной в 1999 году в одностороннем порядке так называемую "линию охраны государственной границы" в этих водах".

Посол Кыргызстана в Узбекистане Данияр Сыдыков. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Посол КР поднял в Ташкенте вопрос об освобождении кыргызстанцев
Согласно международному праву, эту проблему можно решить тремя путями. Во-первых, распределить воды Азовского моря между Украиной и Россией по границе, которая была между республиками в советские времена. Во-вторых, распределить Азовскую акваторию по принципу равноудаленности от берега. В-третьих, установить госграницу обеих стран на расстоянии 12 морских миль от исходных линий, а нейтральные воды разделить между государствами, придав им статус исключительных экономических зон. Но ни один из этих вариантов за 25 лет Москвой и Киевом так и не был согласован. Какие-то движения в этом вопросе были, но после того как Крым вошел в состав России, ситуация изменилась. 

Упоминавшийся уже Владимир Волк пишет: "После присоединения Крыма к Российской Федерации вопрос делимитации Керченского пролива, Азовского и Черного морей стал еще более неоднозначным. По логике и законам российской стороны после вхождения Крыма в состав России никаких официальных морских границ на Азове нет. Весь Керченский пролив остался за Россией, как и участок Азовского моря, прилегающий к берегам Крыма. Крымский участок Черного моря, естественно, тоже потерян Украиной. Теперь фактически перемещение кораблей из Азовского моря в Черное и обратно без разрешения России невозможно. Соответственно доступ к Азовскому морю имеется только у военных кораблей Черноморского флота РФ". 

Что касается границ Украины в Азовском море, отмечает далее Волк, то ими условно можно считать 22-километровую прибрежную зону, как, собственно, и определяются границы государств в любых морях и океанах. 

Алмазбек Атамбаев принял министра иностранных дел Эрлана Абдылдаева и заведующего отделом внешней политики аппарата президента Сапара Исакова - Sputnik Кыргызстан
Атамбаев: чиновники скрывали факты об "уступках" кыргызских земель соседям
Еще один вопрос, связанный с морскими границами, — неопределенность в районе западного побережья Крыма. Стандарты международного законодательства здесь не сработают — расстояние от Крыма до украинского берега здесь от 15 до 40 километров. Странам просто не хватит места создать те самые 22 километра зоны территориальных вод. Кроме того, там есть несколько нефтеносных шельфов. В таких случаях часто граница определяется по срединной линии, но отношения между Украиной и Россией сейчас не предрасполагают конструктивных переговоров. Вопрос не будет решен до того момента, пока Украина не признает присоединения Крыма к России

Качка на Каспийском море

Такой же проблемой является и до сих пор неопределенный статус Каспийского моря. С 1723 года — окончания "персидского похода" Петра I — и вплоть до распада СССР Каспий был сферой жизненных интересов как в политике, так и в экономике: сначала Российской империи и Персии, потом Советского Союза и Ирана, который стал таковым в 1935 году. После появления на Каспии сразу четырех независимых государств этот вопрос перешел на совершенно иной уровень. Самый главный вопрос — доля каждого государства в добыче каспийской нефти. Ее там меньше, чем в Персидском заливе, но в два раза больше, чем в Северном море.   

Чего хотят в вопросе статуса моря страны Каспийского бассейна?

Россия долгое время предлагала сделать Каспий общим достоянием пяти прибрежных государств. Соответственно это не позволяло какие-либо односторонних действий по присвоению его пространств и ресурсов без согласия других участников. 

Вышка. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
ГАС КР: телевещание и Интернет в районе Ункур-Тоо подаются без сбоев
Азербайджан изначально настаивал на том, чтобы процесс раздела Каспия шел в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. 

Казахстан предлагал разделить Каспийское море на специальные экономические зоны по срединной линии. Она должна была быть равноотстоящей от противолежащих точек берегов соседних государств. В этих пределах каждое государство имело бы исключительное право на разработку природных ресурсов.

Иран придерживается позиции, что Каспий — это озеро, которое должно находиться в общем пользовании. 

В отличие от остальных стран Каспийского бассейна, Туркменистан не проявляет интереса к немедленной разработке каспийской нефти — ему, видимо, пока хватает своих запасов газа. Поэтому Ашгабат не торопится подписывать какие-либо документы по статусу моря. 

Тем не менее в 2014 году "Каспийская пятерка" встретилась на очередном саммите в Астрахани. Итоги подвел президент Казахстана Нурсултан Назарбаев:

"Этот саммит продемонстрировал намерение всех прикаспийских стран решить сложные вопросы. Сегодня был прорыв. В результате переговоров мы сблизили свои позиции по ключевым аспектам деятельности прибрежных стран Каспия, обсудили ряд региональных вопросов. Итоги Астраханского саммита, уверен, придадут совершенно новый импульс тому, чтобы идти к главному документу — конвенции о правовом статусе Каспийского моря". 

Пограничники на посту. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Приграничье от "А" до "Я", или Почему узбекские БТРы стоят в Ала-Буке
Он же предложил рассмотреть вопрос создания каспийской зоны свободной торговли еще до урегулирования правового статуса Каспия, чтобы заложить основу экономического взаимодействия. Тогда же президенты согласовали и предложения о делимитации акватории. Они определили две зоны. Одну — государственного суверенитета; другую — для исключительных прав на рыболовство: 15 и 10 километров соответственно. Тем не менее до решения по статусу Каспия, которое устроило бы все страны бассейна, еще далеко…

Таким образом, очевидно, что неясность границ по всему постсоветскому пространству порождает неспособность их контролировать. Это в свою очередь таит в себе опасность проникновения на сопредельные территории не только контрабанды, включая оружие и наркотики, но даже банд террористов. Там же, где граница все же контролируется, пограничная неопределенность ужесточает контрольно-пропускные пункты. А это не только мешает передвижению населения как для работы, так и для торговли, но и наносит серьезный урон торговым связям между государствами в целом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Лента новостей
0