Военнослужащий во время тактических учений бригады войсковой ПВО. Архивное фото

Для чего Россия размещает средства ПВО в Кыргызстане обзор эксперта

3251
(обновлено 16:12 13.02.2020)
Россия усилит авиабазу ОДКБ в Канте беспилотниками и средствами противовоздушной обороны. Почему это важно для Кыргызстана и какие угрозы будут предотвращены, объяснил военный обозреватель.

В ближайшей перспективе в состав объединенной российской военной базы "Кант" будут введены подразделения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Следующим этапом станет размещение средств противовоздушной обороны (ПВО). Об этом сообщил заместитель министра обороны Николай Панков, комментируя в Госдуме протокол о статусе и об условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Кыргызстана.

Стремительное развитие технологий, стратегии и тактики боевого применения разведывательно-ударных БПЛА — общемировая тенденция, которая диктует необходимость укрепления противовоздушной обороны (даже если потенциальный противник находится на значительном удалении). Увеличение площади авиабазы "Кант" на 60 гектаров также связано с расширением боевых возможностей и развитием системы безопасности. Ранее на антитеррористических учениях объединенной группировки войск РФ и КР уже использовались беспилотники "Форпост", "Орлан", "Тахион".

Стратегическое значение

Расположенная в 600 километрах от неспокойной афганской границы, объединенная авиабаза "Кант" является основой долгосрочного оборонного сотрудничества Москвы и Бишкека (срок аренды — до 2058 года), обеспечивает экономическую и военную безопасность России, Кыргызстана и других государств Центральноазиатского региона. Сопоставимые по значимости российские военные базы есть только в Армении и Таджикистане, где объектовые системы ПВО появились ранее.

Ближневосточный опыт боевых действий показывает, насколько активно террористические группировки используют кустарно изготовленные беспилотники-камикадзе. Снаряженные выстрелами от подствольных гранатометов маленькие тихоходные дроны — самая сложная цель для средств ПВО. Однако российская статистика успешного отражения беспилотных атак на авиабазу Хмеймим в Сирии зенитными ракетно-пушечными комплексами (ЗРПК) "Панцирь-С1" свидетельствует: проблема решаема, сбито уже более 100 опасных "самоделок" и доработанных аппаратов из интернет-магазинов.

Сегодня боевики "Исламского государства"* массово перемещаются из Сирии в северные провинции Афганистана. Что будет завтра, прогнозировать сложно, но надо быть готовым и к гипотетическому вторжению террористических группировок в страны Центральной Азии, которое может сопровождаться беспилотными атаками дронов-камикадзе на военные базы, включая "Кант".

Беспилотники противника способны нести и оружие массового поражения (химическое, биологическое). Минобороны РФ стремится упредить опасное развитие событий. Вполне вероятно, что дальние рубежи российской авиабазы в Кыргызстане прикроют зенитно-ракетные комплексы С-300, а ближнюю зону безопасности обеспечат многократно проверенные ЗРПК "Панцирь-С1".

Российские комплексы ПВО вскоре получат ракету, предназначенную для уничтожения малоразмерных дронов в ближней зоне (до 5 километров). Для сравнения: недавно командование ВВС США представило большим достижением уничтожение миниатюрного беспилотника истребителем F-16 с расстояния 300 метров.

Коллективная безопасность

С другой стороны, российские БПЛА в Сирии прекрасно зарекомендовали себя как средство разведки, коррекции огня и высокоточных ударов по позициям противника. На дальности до 100 километров от оператора беспилотники "Орлан-10" нередко применялись "роем": один аппарат вел визуальную разведку на высоте около 1000 метров, второй — подавлял средства связи противника, третий — транслировал информацию на базу с высоты около 5000 метров, ударный БПЛА в ходе атаки уничтожал объекты с помощью авиабомб или управляемых ракет. Видеокамеры фиксировали уничтожение цели. Наиболее совершенная модификация "Орлана" позволяет вести не только визуальную разведку (на борту — 12 камер высокого разрешения), но и определять точные координаты целей по излучению сотовых телефонов и радиоустройств (радиотехническая разведка).

БПЛА играют все более важную роль на поле боя и в тылу противника. Сегодня РФ разрабатывает новые разведывательно-ударные беспилотники (проходит испытания 20-тонный "Охотник"), и ратификация соответствующего протокола устраняет законодательные коллизии относительно использования российских дронов в воздушном пространстве Кыргызстана. И это воздушное пространство становится безопаснее.

Ранее созданный на российской военной базе в Таджикистане батальон беспилотной авиации включает роты малой и ближней дальности (до 30 километров), вооруженные комплексами "Леер-3" (радио-электронная борьба), "Гранат", "Элерон", "Тахион" и отряд аппаратов "Форпост-М" большой дальности (до 250 километров). Вероятно, группировка БПЛА на объединенной авиабазе "Кант" в Кыргызстане будет иметь аналогичную структуру. Сегодня здесь базируются самолеты-штурмовики Су-25СМ и вертолеты Ми-8МТВ.

Следует заметить, что развитием отдельных беспилотных группировок и объектовой ПВО коллективная (региональная) безопасность не ограничивается. Сегодня в составе сил и средств объединенной системы ПВО СНГ — около 20 авиационных частей, 50 частей зенитных ракетных и радиотехнических войск, 10 бригад ПВО. Продолжается формирование и совершенствование этой глобальной системы, согласованы концептуальные основы военного сотрудничества до 2025 года.

* Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и ряде других стран.

3251
Теги:
Оборона, беспилотник, ПВО, Авиабаза ОДКБ "Кант", Кыргызстан, Россия
По теме
Военные с авиабазы ОДКБ помогли потушить пожар в центре Канта. Фото
Интеграция цвета хаки — ОДКБ готова к любому развитию событий
Член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Архивное фото

Министр ЕЭК: Казахстан и Кыргызстан не конкурируют в проектах ЕАЭС

183
(обновлено 19:37 30.10.2020)
Развитие общей транспортной сети позволит использовать весь потенциал сухопутных коридоров, а многогранное взаимодействие ведет к росту экспорта во всех странах ЕАЭС, считает министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.

Сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы "Один пояс — один путь" способствует развитию совместных проектов, освоению новых рынков и улучшению национальных экономик. Об этом в интервью агентству Sputnik заявил член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.

"Кыргыз темир жолу" не продается — заявление правительства КР

"Было бы не очень разумно ограничивать взаимодействие с Китаем каким-то одним окном. Дело в том, что оно очень диверсифицировано и многогранно. Например, если мы говорим о транспортных коридорах, то и китайская, и евразийская стороны подтвердили перспективность их расширения", — сказал Слепнев.

В частности, речь о проектах железнодорожных веток через Казахстан, Кыргызстан и Россию. При этом Бишкек считает важным построить железную дорогу, соединяющую Китай, Кыргызстан и Узбекистан. По мнению властей КР, строительство дороги позволит увеличить поставки на рынки стран Ближнего Востока.

"Мы видим огромное поле деятельности для всех государств, поэтому, думаю, еще очень нескоро начнем конкурировать между собой. Наоборот, мы должны развивать общую сеть, чтобы использовать потенциал сухопутных коридоров. Конечно, должны быть технологические стандарты, чтобы не возникало никаких барьеров, но мы уже говорили об этом, и у нас нет разногласий по данному поводу", — объяснил член коллегии ЕЭК.

© Sputnik / Виталий Аньков
Член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев

Быстрее, чем по морю

Перевозка товаров по железной дороге — это совсем другие скорости поставок, безопасность и конкурентоспособные цены по сравнению с морем, считает Слепнев.

"Конкуренция сухопутной транспортировки с морем уже состоялась. Одна из важных категорий поставок — аграрная продукция, где важна скорость с точки зрения хранения. В этом плане выигрывают именно перевозки по железной дороге. Китай заинтересован в развитии этого направления для поставок в Европу, и было уже много сказано о наращивании числа лайнерных поездов из КНР в Европу через страны ЕАЭС, так что данная инфраструктура развивается и будет дальше развиваться. Многое будет зависеть от логистики и объемов грузов", — сказал министр.

Уроки пандемии для экономики — как ЕАЭС увеличивает экспорт

По его словам, о потенциале сухопутных перевозок говорит статистика.

"Так, за девять месяцев 2020 года объем железнодорожных перевозок из Европы в Китай увеличился на 12 процентов, несмотря на снижение потребления на рынках. А объем контейнерных перевозок по маршруту КНР — Европа — КНР вырос почти на 60 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тренд очевиден, и хорошо, что мы им пользуемся", — отметил Слепнев.

Член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии по торговле Андрей Слепнев во время пресс-конференции, посвященной Евразийскому форуму в Вероне и экономическим связям стран ЕАЭС и Италии, в Международном мультимедийном пресс-центре МИА Россия сегодня в Москве.
© Sputnik / Нина Зотина
Член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев

Беларусь сокращает расходы на поставки

В сентябре текущего года Беларусь впервые экспортировала хлористый калий в Китай по Северному морскому пути. Как заявили в пресс-службе поставщика — Белорусской калийной компании, — новый маршрут существенно сократил расходы на фрахт грузовых судов.

В связи с этим можно говорить о перспективности переориентации белорусских грузов на российские порты, однако решения в данном случае должны принимать сами белорусские компании, полагает министр.

Накормить Китай: самые интересные моменты с форума КНР — ЕАЭС

"Возможности для перевалки грузов в Усть-Луге, Высоцке, Санкт-Петербурге или Мурманске есть, мы все знаем о договоренностях лидеров двух государств по этому поводу. Но я уверен: независимо от политической обстановки, деловая логика будет свидетельствовать в пользу Северного морского пути. Для таких товарных позиций, как минеральные или калийные удобрения, органические соединения, созданы все условия — есть и понятный железнодорожный маршрут, обеспечивающий доступ к портам", — подчеркнул Слепнев.

183
Теги:
Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, железная дорога, ЕАЭС
Темы:
Кыргызстан в ЕАЭС
По теме
На каком этапе переговоры по строительству ж/д Китай — КР — РУз
Продавец овощей и фруктов в медицинской маске и перчатках. Архивное фото

Уроки пандемии для экономики как ЕАЭС увеличивает экспорт

152
(обновлено 16:33 28.10.2020)
На фоне всеобщего спада экономики некоторые показатели в странах ЕАЭС растут. Чему пандемия научила Кыргызстан, Беларусь, Казахстан и Россию, рассказали эксперты.

Несмотря на вторую волну пандемии коронавируса, международная экономика начинает восстанавливаться, правда, пока на уровне отдельных секторов. К такому выводу пришли участники онлайн-форума "Сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы "Один пояс — один путь".

Снижения ВВП избежать не удалось

Сокращение деловой активности ударило по всем странам мира, из-за транспортных ограничений прежде всего снизились продажи топлива и нефтяных продуктов. Для стран —членов ЕАЭС сырьевой сектор один из самых важных в категории экспорта. Поэтому в ЕЭК ожидают, что для союза год закончится спадом ВВП.

"Мы видим снижение ВВП по всему миру. В еврозоне ожидается снижение на более 8 процентов, в США — 4,3. Что касается Евразийского экономического союза, мы ожидаем, что закончим год со спадом 3,2 процента. Да, спад ниже, чем у других, и все-таки это спад, а не рост", — заявил министр торговли Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.
Член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии по торговле Андрей Слепнев во время пресс-конференции, посвященной Евразийскому форуму в Вероне и экономическим связям стран ЕАЭС и Италии, в Международном мультимедийном пресс-центре МИА Россия сегодня в Москве.
© Sputnik / Нина Зотина
Министр торговли Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев

Данный прогноз уже отчасти подтверждают показатели экономики Кыргызстана за 9 месяцев текущего года.

"Спад составил минус 6 процентов, — рассказал министр экономики республики Санжар Муканбетов. — Наблюдается и отток прямых иностранных инвестиций. Правительство подготовило антикризисные планы, однако политические события в октябре (протесты и политический кризис после выборов в парламент. — Ред.) также негативно отразились и будут отражаться на экономике Кыргызской Республики. До конца года предполагается спад до 8 процентов".

Министр экономики КР Санжар Муканбетов
© Фото / пресс-служба правительства/ Алишер Алиев
Министр экономики КР Санжар Муканбетов

Кыргызстан хочет продавать "особый бренд" Китаю — о чем речь

Не стала исключением и Беларусь, где за 9 месяцев снижение ВВП составило 1,3 процента. Больше всего сократились белорусские поставки нефтепродуктов и калийных удобрений за рубеж. Об этом рассказал первый заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов.

"Мы не практиковали локдаун (закрытие предприятий целого ряда сфер экономики. — Ред.), но из-за ситуации на ключевых рынках экспорт снизился на 16 процентов, и большое падение произошло на западном направлении", — сообщил он.

Экспорт растет

Несмотря на пандемию, рост несырьевого экспорта из стран ЕАЭС вырос на 2,5 процента. По словам Андрея Слепнева, с начала года производство агропродовольственной продукции увеличилось на 5 процентов. При этом экспорт подсолнечного масла возрос на 40 процентов, а сахара — почти в 9 раз.

Более чем в два раза выросли поставки мяса птицы, и значительную роль здесь сыграл Китай.

ЕАЭС готов помочь Китаю обеспечить продовольственную безопасность — министр

"Рост поставок мяса птицы в Китай увеличился в 3,6 раза. Надеемся на скорое решение и по поставкам безопасной в ветеринарном отношении свинины", — отметил член ЕЭК.

Сотрудничество с Китаем способствует и развитию электронной торговли в Казахстане, считает министр торговли и интеграции республики Бахыт Султанов.

По его словам, в прошлом году 50 казахстанских компаний при поддержке властей страны стали членами ведущей торговой площадки Китая "Alibaba.com". Данные компании получили статус золотого поставщика и смогли заключить экспортные контракты на общую сумму 1,7 миллиона долларов.

Китай поможет стабилизации?

КНР является крупнейшим торговым партнером для союза. 20 процентов товарооборота ЕАЭС приходится на торговлю с Китаем. По данным министра РК Бахыта Султанова, в 2019 году товарооборот ЕАЭС и Китая составил 133 миллиарда долларов.

К триллионным потерям могут привести действия ряда стран — министр ЕЭК

"С января по август торговля несколько снизилась, но эти темпы меньше, чем у других стран, — сказал заместитель министра коммерции КНР Ван Шоувэнь. — В тот же период инвестиции Китая в союз росли вопреки тенденциям и достигли 710 миллионов долларов, показав рост на 7,9 процента".

По мнению министра КР Санжара Муканбетова, стратегически важно строительство железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном — это позволит расширить экспортный потенциал стран-участниц.

Китай готов расширять торговлю с ЕАЭС — замминистра коммерции

Бороться с последствиями пандемии в зоне ЕАЭС удается еще и благодаря сотрудничеству государств — членов союза. Как рассказал Андрей Слепнев, ЕЭК оперативно реагировал на кризисные явления, создавая зеленые коридоры для импорта критически важных товаров и уделяя особое внимание продовольственной безопасности в ЕАЭС.

"Безусловно, коронавирус — это вызов, но международная экономика постепенно адаптируется. Массовых карантинных режимов и повальных локдаунов уже не наблюдается. Пандемия стала катализатором изменений в логистике, осмыслении рисков международных кооперационных цепочек и цифровизации. У нас насыщенная повестка торговых переговоров. Мы укрепляем связи с Индией, Китаем, Ираном, странами Африки и открыты к взаимодействию с Европейским союзом", — заявил Слепнев.

152
Теги:
продовольствие, Китай, ЕАЭС, торговля, рост, экономика, пандемия
Темы:
Кыргызстан в ЕАЭС
По теме
Накормить Китай: самые интересные моменты с форума КНР — ЕАЭС
Спрос на сельхозпродукцию будет расти — представитель компании из Китая
Иллюстрация для рубрики Киноблог на радио

Киноблог: какие новые сериалы посмотреть прямо сейчас

0
Кинообозреватель Нурбек Иманов рассказал о трех сериалах разных жанров, которые помогут скрасить осенние вечера.
Киноблог: какие новые сериалы посмотреть прямо сейчас

С отсутствием кинотеатрального проката и развитием потоковых сервисов сериалы становятся все более качественными и разнообразными. Современные сериалы отличаются большим бюджетом, россыпью звезд первой величины и именитыми режиссерами.

Вы узнаете, может ли хайп вокруг того или иного фильма или сериала повлиять на восприятие произведения, какие звезды мирового кино теперь предпочитают многосерийный жанр и какие сюжеты наиболее популярны у сценаристов в этом году.

0
Теги:
сервис, осень, премьера, прокат, культура, Сериал, кино
По теме
Классика "страшного" кино — киноблог