Семен Уралов, шеф-редактор проекта "Союзный нарратив 2050" — для Sputnik
2020-й стал годом объективных испытаний для Евразийского экономического союза. Эпидемия коронавируса нарушила один из базовых принципов интеграции — свободного перемещения граждан. Падение товарооборота между евразийскими союзниками и сокращение темпов национального экономического роста мало отличались от процессов в иных интеграционных образованиях — в этом году падали все и всюду.
Минувший год показал нам, что пока сложно рассматривать внешние кризисы в союзной логике, а посему каждый боролся с экономическими проблемами исходя из собственных резервов и возможностей. Тем не менее в кризисном 2020-м наблюдателями при ЕАЭС стали Узбекистан и Куба. На фоне интенсивных переговоров о создании зоны свободной торговли с Ираном есть все перспективы к 2025 году выйти на искомые 250-300 миллионов (граждан) внутреннего рынка. Но пока можно говорить о вызовах, на которые предстоит найти ответы членам союза.
Закрытие национальных границ показало глубину недоинтегрированности ЕАЭС, потому как все эти годы на периферии евразийской интеграции находились вопросы приведения социальных стандартов к единым нормам. Состояние систем здравоохранения показало качественное различие в развитии союзников, из-за чего не закрывать границы было просто невозможно. Коронакризис наглядно продемонстрировал, что если в повестку ЕАЭС не попадут вопросы синхронизации медицинской и социальной политики, то вопрос свободы перемещения и впредь будет находиться в зоне риска.
Например, в случае с Кыргызстаном и Арменией доступ на рынок труда России является критическим для доходов домохозяйств, а РФ в свою очередь рассчитывает на трудовых мигрантов. Свобода перемещения граждан может быть обеспечена только при соблюдении двух условий: внедрения союзных социальных и медицинских стандартов в ЕАЭС, а также прозрачного контроля за внешними границами и, как следствие, упрощения миграционной политики.В прошлом году сразу три страны ЕАЭС испытали серьезные проблемы как с внешней, так и с внутренней легитимностью. Так, в Беларуси продолжается кризис, связанный с глубоким расколом общества, который вырвался наружу вместе с президентскими выборами. В Кыргызстане в ходе парламентской избирательной кампании возник коллапс власти, который привел не только к перевыборам, но и к отставке президента и конституционному референдуму. В Армении, по сути, дело дошло до открытой войны с ближайшим соседом.
Во всех случаях ЕАЭС как союзный субъект оказался неспособен помешать развитию кризиса или купировать его. Возможности открылись в рамках двусторонних отношений с Россией. Так, Беларуси были предоставлены экстренные кредиты. От полноценной армяно-азербайджанской войны ситуацию спасло только вмешательство РФ с последующим вводом миротворцев. Кыргызстану уже выделено 20 миллионов долларов безвозмездной помощи из госбюджета России для стабилизации бюджетного разрыва и выплат учителям и бюджетникам.
Политические кризисы 2020 года показывают, что пока только Россия готова нести экономические и организационные издержки для поддержания порядка и управляемости у партнеров. Следовательно, для Москвы более актуальными остаются двусторонние отношения внутри многосторонних союзов. ЕАЭС сохраняется в качестве интеграционной площадки, где учитываются все разногласия, но решения порой принимаются годами.Поэтому в интересах союзников самим предлагать России двусторонние форматы внутри ЕАЭС и ОДКБ. Ожидать интенсивной евразийской интеграции можно только в случае, если она будет усилена двусторонними альянсами РФ с Казахстаном, Арменией и Кыргызстаном по типу Союзного государства с Беларусью.
Санкции Евросоюза, США и Японии в 2014 году и ответные меры РФ привели к пересмотру экономической политики в самой России — началась ее прагматизация. Процессы импортозамещения, инвестиции в переработку, науку и промышленный капитал привели к тому, что внутрироссийский рынок постепенно стал рассматриваться не как придаток глобальной экономики, а важнейший элемент собственного развития. ЕС и Китай традиционно рассматривают российский рынок как экономику, где можно закупать дешевое сырье, поставляя собственные товары с высокой добавленной стоимостью, а впоследствии принимать у себя "убегающий" из РФ капитал. Обмен сырья на технологии и промышленные товары нельзя остановить в одночасье. Однако, процессы стимулирования производящих отраслей с помощью системы госзакупок, налоговых льгот и вычетов продолжатся.
Союзники по ЕАЭС будут стоять перед выбором: либо включиться в процессы этой экономической прагматизации в России, либо продолжать использовать собственное транзитное положение и сам статус евразийского союзника. Тех партнеров, кто выберет такой путь, ожидает непростой период выяснения отношений с государственными регуляторами и контролирующими службами России. По всей видимости, Москва перейдет к тотальной цифровизации импорта и прослеживанию товаров по всей цепочке: от таможни до прилавка.Прагматизация России — это восходящий тренд, который будет разворачиваться в ближайшие 5-10 лет. Рано или поздно ЕАЭС придет к общей санкционной политике в отношении третьих стран. Союзникам придется либо синхронизировать свою политику с Россией (и получить преференции от этого), либо самим выступать в авангарде процессов прагматизации, импортозамещения и защиты внутреннего рынка. Выбор стратегии за каждым членом ЕАЭС.
Следующая пятилетка пройдет в ЕАЭС под эгидой гармонизации уже достигнутых договоренностей и самоопределения членов объединения. В "тучные годы" Москва приложила максимум усилий для стабилизации экономического развития ряда партнеров. Но с каждым годом противостояние с ЕС и США только нарастает, и Россия определилась со стратегией реагирования. Теперь шар на стороне ее евразийских союзников: если они готовы синхронизироваться с политикой РФ в отношении третьих стран, то шансы на интенсивное развитие ЕАЭС сохраняются. При этом альтернатив евразийской интеграции просто нет. Глобальная экономика в ходе кризиса трансформируется в континентальные экономические союзы и альянсы. Задача ЕАЭС — стать одним из таких игроков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Александр Хроленко, военный обозреватель
Прямая материальная выгода заставляет отдельных союзников по НАТО пренебрегать извилистыми "европейскими ценностями". Военно-воздушные силы Болгарии в феврале примут последние из восьми модернизированных в Беларуси штурмовиков Су-25. Получат и оплатят услуги страны, "придавленной" тремя свежими пакетами санкций Евросоюза. Этот парадокс заслуживает самого пристального внимания.
По расчетам командования ВВС Болгарии, после белорусского капремонта "советские" штурмовики Су-25 будут эксплуатироваться до 2028 года, то есть до очередного ремонта с продлением службы, или до закупки новых "исконно натовских" истребителей F-16V Block70. А с последними не все хорошо.
Ранее болгарский президент Румен Радев запретил выполнение контракта стоимостью 1,256 миллиарда долларов на закупку восьми F-16 Block 70/72 якобы из-за нечетких сервисных гарантий в договоре. Полагаю, опытный военный летчик и экс-главком ВВС страны просто засомневался, стоит ли отдавать 157 миллионов долларов за каждый из восьми самолетов четвертого поколения, если истребитель F-35 пятого поколения продается некоторым союзникам почти в два раза дешевле? Примерно в это же время США уступили Тайваню (не союзнику по НАТО) истребители F-16 Block 70 новой постройки значительно дешевле — по 121 миллиону долларов за единицу. Болгария — страна небогатая, и очевидно, что в сложившейся непростой финансово-экономической ситуации штурмовикам Су-25 болгарских ВВС придется служить еще много-много лет, а Беларусь сегодня очень выручает боевую авиацию балканского члена Североатлантического альянса.
Болгарское правительство еще в ноябре 2018 года одобрило финансирование модернизации восьми штурмовиков Су-25 в сумме 43 миллиона евро, однако 558-й авиазавод в Барановичах длительное время не мог приступить к ремонту болгарских Су-25 из-за "старых" санкций Евросоюза в отношении Беларуси. И все же капремонт болгарских штурмовиков советского производства в РБ состоялся. Чтобы обойти санкции, запрещающие членам ЕС торговать с Беларусью военным имуществом (которое может быть использовано для внутренних "репрессий"), парламент Болгарии внес поправки в национальное законодательство. Деньги важнее принципов европейской солидарности.
Барановичский 558-й авиаремонтный завод принял из Болгарии первый Су-25 (на борту белорусского Ил-76) 28 августа 2019 года, а восьмой самолет — 7 октября 2019-го. Все работы по планеру, двигателю, авионике выполнены оперативно и с высоким качеством. Три обновленные машины вернулись на авиабазу "Безмер" в октябре и еще три — в декабре 2020 года. Стоимость ремонта партии из 14 самолетов Су-25 (весь парк болгарских штурмовиков) составит 73,665 миллиона евро, то есть в разы дешевле покупки одного нового истребителя F-16 Block 70. Причем затраченные средства обеспечивают впечатляющий результат.Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов и главком ВВС генерал-майор Димитар Петров на исходе 2020 года ознакомились с возможностями модернизированного Су-25 на авиабазе "Безмер" и пришли в восторг. На белорусском предприятии полностью обновлена навигационная система Су-25 (появилась спутниковая навигация ГЛОНАСС и GPS), расширены возможности применения ракетного вооружения, повышена точность поражения наземных целей при увеличении дальности, новая система связи позволяет обмениваться данными с наземными войсками и морскими силами. Ресурс фюзеляжей продлен на 800 летных часов, а турбореактивных двигателей Р-95Ш — на 500. Модернизированный Су-25 значительно повысил боеспособность и эффективность в решении задач по предназначению. Не случайно на брифинге командир авиабазы "Безмер" полковник Милен Димитров заявил: "После ремонта Су-25 стал совершенно другим, новым и современным самолетом".
Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов в свою очередь отметил, что это обновление — "наглядный пример консенсуса между политическим и военным руководством страны относительно того, куда вкладывать средства, когда после тщательного анализа, доказательства необходимости, определения перспективы делается правильный инвестиционный выбор и достигаются необходимые результаты".
Подрядчик для модернизации болгарских штурмовиков выбран не случайно — белорусский 558-й авиаремонтный завод широко известен качеством услуг, превосходящим аналогичные на предприятиях ОПК Грузии или Украины. По понятным причинам оборонные заводы России в списке потенциальных исполнителей не рассматривались (главный оппонент альянса). И специалисты белорусского предприятия в очередной раз подтвердили высокую репутацию, совершили технологическое чудо.
Реализована программа повышения боевых возможностей самолета Су-25, которая включает расширение номенклатуры применяемых авиационных средств поражения (включая управляемые ракеты Р-73 "воздух-воздух" и Х-29Т "воздух-поверхность"), формирование информационно-управляющего поля кабины, введение режима "навигационное бомбометание" (всепогодно на высотах до 7000 метров, без входа в зону поражения войсковой ПВО), установку аппаратуры радиотехнической защиты.К примеру, комплекс РЭБ "Сателлит" (разработка 558-го завода) обеспечивает индивидуальную радиотехническую защиту летательных аппаратов всех типов от поражения высокоточным радиоуправляемым оружием авиационных ракетных комплексов перехвата и зенитных ракетных комплексов противника. Самолет защищает дезинформационная "картинка" в головках наведения управляемых ракет, на экранах радаров станций сопровождения и атакующих истребителей. При этом радиоэлектронные средства управления оружием противника не "видят" признаков помех и "работают" по ложной маневрирующей цели. Комплекс "Сателлит-М2" способен действовать автоматически, не отвлекая летчика.
На фоне неизменно корректного выполнения РБ всех своих обязательств и международного законодательства главы МИД стран ЕС договорились ввести санкции против компаний, "финансирующих режим Лукашенко". Ограничения коснулись и белорусских оборонных предприятий: МЗКТ (колесные базы для тяжелых комплексов вооружений), 140-й ремонтный завод (ремонт танков), электромеханический завод "Агат" (разработка автоматизированных систем управления), "Белтехэкспорт" (продажа военной техники за рубеж). Крупнейшие предприятия страны — государственные, поэтому санкции всех "пакетов" направлены против РБ как гибридное оружие на поле боя.
Углубляющийся внутриполитический кризис сделает США еще более опасными для внешнего мира — глобалистски настроенный истеблишмент, взявший реванш у националиста Трампа, будет наверстывать упущенное на мировой арене, попытается переключить внимание американцев с внутренних проблем на внешние, да и вообще раненый зверь будет непредсказуем.
Подобные прогнозы, как пишет обозреватель РИА Новости, в последнее время все чаще можно слышать в России. Все они исходят из того, что Соединенные Штаты — это не просто сверхдержава, а мировой гегемон, у которого пока нет конкурентов, и любые проблемы в Америке аукаются всему миру так, что мало не покажется. Поэтому, хотя нам и на руку кризис в США, радоваться тут особо нечему, а нужно готовиться к новым испытаниям — вплоть до того, что перейдут в наступление на нас на всех фронтах.
В чем-то эта позиция близка (хотя и с противоположным знаком) тем паническим настроениям, которые начала раздувать часть атлантических элит сначала после победы Трампа, а потом и после "штурма Капитолия": о ужас, Америка сначала отказывается от бремени глобального лидера и защитника демократии во всем мире, а потом и сама погружается в хаос! Кто же теперь будет поддерживать мир во всем мире и продвигать человечество по пути глобализации? Кто остановит набирающие силу Китай, Россию и прочие страны, угрожающие демократическим завоеваниям и всему построенному Западом миропорядку?
Представления о том, что Америка всегда была если не мировым лидером, то мессианским и очень влиятельным государством, не выдерживают проверку историей. Это очень молодое государство — через пять лет ему исполнится четверть тысячелетия. И ровно половину своей короткой истории оно занималось собственными проблемами. Будучи взбунтовавшимся дитя Европы, США занимались своим Новым светом и только в конце XIX века решились отобрать у самой слабой на тот момент из европейских колониальных держав, Испании, ее карибские и азиатские владения (Кубу и Филиппины). С началом XX века Соединенные Штаты вышли на мировой простор — и благодаря участию в двух европейских и мировых войнах превратились в гегемона сначала западного мира, а потом замахнулись и на глобальное господство.
В последние полвека происходило постепенное перерождение США из национального государства в базу для осуществления проекта глобального господства атлантической (что шире англосаксонской) наднациональной элиты. Хотя многое играло на руку глобализаторам (включая и внезапный, исторически не предрешенный развал СССР), их проект не сработал. При этом на пути строительства нового Вавилона США (точнее, то, что приняло их форму) добились впечатляющих успехов на мировой арене — в военной мощи, финансовом, идеологическом и кадровом влиянии, причем за очень короткое по историческим меркам время (меньше века). Но теперь они точно так же — и гораздо быстрее — все потеряют. Да, сейчас многим это трудно представить: нужно быть русским или китайцем, чтобы понять, как быстро все может измениться.
Если бы полторы сотни лет назад кому-нибудь рассказали, что в 2021 году главой правительства единой Европы будет немка, а Киев будет находиться не в России, то вывод был бы однозначный — только что созданный Второй германский рейх (а он был провозглашен 18 января 1871 года) был настолько успешен, что не просто объединил всю Европу, но и разгромил Россию, отторгнув от нее не только Польшу, но и Малороссию. А если бы такому наблюдателю еще и показали нынешнюю политическую карту мира, то ему бы и в голову не пришло назвать США мировым гегемоном — ведь их территория за прошедшие полтора столетия почти не увеличилась, понятно же, кто в итоге правит миром. Немцы! И он был бы очень удивлен, узнав, что Германия хотя и правит Европой, но проиграла две мировые войны и находится в геополитической и военной зависимости от США.А тот же Китай не менялся территориально — но из разделенной внутри и полувассальной страны превратился в сильнейшую экономику мира. То есть вернул себе положение, в котором находился тысячелетиями. Однако в условиях глобализирующегося (благодаря все тем же атлантистам) мира Китай уже не будет замкнут в себе и самодостаточен — он вышел на мировой простор, и его не остановить.
Соединенные Штаты теоретически могли бы сохраниться и после нынешнего кризиса. Нужно было просто признать невозможность односторонне управляемой глобализации, отказаться от роли гегемона и перейти к концерту мировых держав, одновременно занявшись восстановлением собственной инфраструктуры и экономики, то есть укреплением национального государства. Именно к этому и вел Трамп — во многом интуитивно, но верно.
Однако глобалистски настроенным американским элитам нет дела до США как государства — точнее, они готовы легко поменять его внутреннюю начинку с белым протестантским ядром на многонациональную и бесформенную массу, прообраз единого человечества без рас и пола. Но построить такое общество — еще более утопичная идея, чем подчинить все многообразие мировых цивилизаций единому центру управления и единой модели развития. Поэтому исторически Штаты даже как государство обречены — если, конечно, у националистов не хватит сил на реванш. В отличие от Китая, России, Германии и других государств, у США нет не только корней, но и цементирующего их государствообразующего народа — и даже его имитацию они сейчас уничтожают. А без стержня не может быть никакого устойчивого государства, не говоря уже о мировом гегемоне.
Гегемона, впрочем, и так уже нет — как и сил на поддержание претензий на мировое господство. И вернувшиеся к власти в Вашингтоне глобалисты это хорошо понимают. Еще при Обаме они начали попытки распределить ответственность за глобализацию — разделив "лидерство" с союзниками и партнерами. Желающих оплачивать банкет, впрочем, не нашлось. Какой резон нести расходы, не только не будучи выгодополучателем, но и не имея влияния на принятие стратегических решений? Сейчас администрация Байдена будет очень аккуратна на внешней арене — никаких обострений, никаких конфликтов, не только потому, что это лишь ухудшит положение США, но и потому, что новой власти действительно придется много внимания и сил уделять обостряющимся внутренним проблемам. К тому же нужно будет показать, что новая власть принципиально отличается от "безумной трамповской" — хотя именно "безумец" не развязал ни одной новой войны и даже обязался к концу этой весны полностью вывести войска из Афганистана.При этом на словах администрация Байдена, конечно, будет демонстрировать оптимизм и мессианство — проведет "саммит демократий", будет укреплять "атлантическую солидарность", собирать единый фронт против Китая, давить на Россию (одновременно заигрывая). Но результативность всех этих мер будет очень низкой, а отношение к Соединенным Штатам в мире — все более спокойным. Мир окончательно убедился в том, что "американский век" заканчивается, причем не только на мировой арене, но и в самих США.
Водители бусов объясняют, что на все растут цены, а тариф последний раз повышался в 2012 году. Из-за курса доллара подорожали запчасти. У многих кредиты, в том числе взятые на покупку машин.
В ходе опроса бишкекчане рассказали, что понимают требования водителей, но большинство выступает против повышения. Одной из причин называют тяжелую ситуацию из-за пандемии.
Ситуацию еще в пятницу, 15 января, прокомментировал временно исполняющий обязанности начальника Управления городского транспорта мэрии Улан Бейшенбаев на брифинге в пресс-центре Sputnik Кыргызстан. По его словам, в случае забастовки маршруточников городские власти обратятся в Министерство транспорта и дорог для отзыва лицензий у компаний-перевозчиков.
В милиции добавили, что в случае провокационных действий и нарушения правопорядка, влекущих угрозу безопасности граждан и детей в общественном транспорте и на улицах города, а также повреждения частного и государственного имущества будут приняты строгие меры в соответствии с законодательством Кыргызстана.
С полным видео можно ознакомиться по ссылке.