Флаг стран участниц ЕАЭС. Архивное фото

Единая валюта в ЕАЭС эксперты оценили перспективы общего рынка финансов

(обновлено 11:15 25.03.2021)
В ЕАЭС "кипит" работа над организацией общего финансового рынка — страны-участницы договорились создать единый наднациональный регуляторный орган для контроля за рынком и разработать единые правила работы для всех банков союза.

Никита Чикунов

Эксперты полагают, что в будущем эти меры повысят качество жизни рядовых граждан, а также станут важным шагом на пути к созданию единой союзной валюты. Подробнее — в материале Sputnik.

Взять рынок под контроль

В минувшую пятницу, 19 марта, консультативный комитет по финансовым рынкам при Евразийской экономической комиссии обсудил практические шаги по созданию общего рынка финансов ЕАЭС.

Как сообщает пресс-служба ЕЭК, члены комиссии рассмотрели и одобрили проекты двух соглашений. Первый — о создании наднационального регулятора (органа, контролирующего общий финансовый рынок), разработанный Агентством Казахстана по регулированию и развитию финансового рынка. Второй — о стандартизированной лицензии для банков и страховых компаний (устанавливающей единые правила для работы этих организаций) за авторством центробанков стран ЕАЭС.

Механизм стандартизированной лицензии очень важен для стабильной работы банковской сферы, уверен младший экономист Мюнхенского института изучения интеграции рынков и экономической политики Юрий Кофнер. 

Заведующий Евразийским сектором Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ, научный сотрудник Международного института прикладного системного анализа Юрий Кофнер
© Sputnik / Сергей Аладьев
Младший экономист Мюнхенского института изучения интеграции рынков и экономической политики Юрий Кофнер
"В России требования к работе банков гораздо более строгие, чем, например, в Кыргызстане — больше форм отчетности, документы проверяются намного детальнее. Кыргызская сторона не хочет принимать российские правила, заявляя, что они "душат" местные банки. Россия же говорит, что свободный приход банков из Кыргызстана — опасный сценарий, поскольку их будет почти невозможно контролировать. Поэтому важно прийти к консенсусу — выработать общие правила для всех банков", — подчеркнул он.

Если идея стандартизированной лицензии представляется опрошенным Sputnik экспертам удачной, то перспектива появления общего наднационального регулятора вызывает вопросы. Прежде всего по причине неясности функций этого органа. 

Политолог, председатель Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович на пресс-конференции организованного МИА Россия сегодня.
© Sputnik / Владимир Трефилов
Глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович
"Сценарий единого центробанка маловероятен, потому что там будет идти речь о единой валюте, а до этого еще далеко. Наверное, правильнее говорить о создании комитета представителей центральных банков стран ЕАЭС. Этот комитет будет согласовывать правила работы банковского сектора", — предположил глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.

Его мнение разделяет директор российского Института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец. 

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Алексей Зубец
© Sputnik / Антон Денисов
Директор российского Института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец
"Наднациональный регулятор, как мне кажется, будет разрабатывать общее финансовое законодательство. За годы независимости наши страны в этой сфере сильно разошлись, особенно по части налогов и бухгалтерии, поэтому их нужно привести к общему знаменателю, то есть создать одинаковые для всех правила игры", — заметил эксперт.

Создание регулятора может быть предвестником перехода стран ЕАЭС к новому формату законодательства, добавил старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Дмитрий Офицеров-Бельский. 

Эксперт-международник, доцент НИУ ВШЭ Дмитрий Офицеров-Бельский. Архивное фото
© Фото / из личного архива Дмитрия Офицерова-Бельского
Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Дмитрий Офицеров-Бельский
"Общий регулятор — это очень правильная задача, которую можно только приветствовать. Я надеюсь, мы придем в итоге к модельному законодательству, когда страны вместе разрабатывают законопроект, а затем с небольшими и непринципиальными изменениями вводят его у себя", — сказал он.

Однако главный вопрос заключается в том, какие полномочия в итоге получит регулятор и сможет ли он напрямую воздействовать на финансовые организации, считает Юрий Кофнер.

"Все зависит от того, какие полномочия в сфере надзора получит этот регулятор. Можно представить, что он будет давать лицензии всем банкам и финансовым организациям в ЕАЭС и при необходимости их забирать. Но пока я не вижу большого желания со стороны центробанков делиться этими полномочиями. Либо это будет самостоятельный регулятор, либо его функции будут ограничиваться только рекомендациями", — резюмировал экономист.

Часть масштабного плана

Соглашения, рассмотренные на заседании консультативного комитета, являются частью Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС (подписана в октябре 2019 года).

Создать этот рынок планируется до 2025-го. Он будет охватывать три сектора каждого государства: банковский, страховой и сектор ценных бумаг. За последующие четыре года страны союза должны гармонизировать финансовое законодательство, открыть рынки для финансовых организаций друг друга, сформировать общее биржевое и платежное пространство, а также создать специальный надзорный орган, который будет контролировать рынок и его участников.

В конечном счете капиталы и финансовые услуги на пространстве ЕАЭС будут передвигаться свободно, а население получит доступ к дополнительным банковским и страховым продуктам, уверен Никита Мендкович.

"Общий финансовый рынок — безусловная необходимость. Для экономик важно свободное движение капиталов, чтобы деньги из одних стран могли вкладываться в другие, чтобы появлялись новые рабочие места и предприятия. В данный момент есть много барьеров, поскольку у каждой страны собственные учетные правила, собственное налоговое и банковское законодательство", — сказал он.

Особенно много препятствий сейчас существует в банковском секторе, заметил Юрий Кофнер.

"Есть совершенно банальные и мелкие вещи. Чтобы гражданин Казахстана смог открыть банковский счет в России, ему нужно сделать перевод своего паспорта с казахского языка на русский. Не страшно, но не очень приятно. Если говорить о более значимых трудностях, то можно вспомнить о разном уровне взимаемых банками стран ЕАЭС комиссий за международные переводы, а также о неразвитости платежных систем внутри союза", — рассказал эксперт.

Заинтересованность в единой валюте

После создания общего финансового рынка страны объединения неизбежно вернутся к теме единой валюты, уверен заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. 

Политолог, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев во время пресс-конференции на тему: Президентские выборы на Украине: казус Зеленского и битва олигархов в Международном мультимедийном пресс-центре МИА Россия сегодня в Москве.
© Sputnik / Владимир Трефилов
Заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев
"Рано или поздно страны ЕАЭС выйдут на проблему единой валюты. Беларусь и Казахстан эту идею уже отвергали, опасаясь потери суверенитета. Но интеграция вновь и вновь подталкивает наши страны к обсуждению данного вопроса", — отметил он.

Юрий Кофнер в свою очередь считает идею единой валюты "красивой картинкой", в достижении которой стороны не заинтересованы из-за экономической нецелесообразности.

"Расчеты нашего института показывают, что дополнительный рост ВВП государств ЕАЭС после создания единой валюты в целом составит не более процента. Ради этого страны не станут отказываться от суверенитета в денежно-кредитной политике", — заверил собеседник Sputnik.

Однако с такой точкой зрения не согласен Дмитрий Офицеров-Бельский. По его мнению, единая валюта избавит страны ЕАЭС от серьезных проблем во взаимной торговле.

"У нас есть общее таможенное пространство. Если курс российского рубля упадет, а казахстанский тенге и белорусский рубль останутся на прежних позициях, российское производство начнет доминировать на рынке — курсовая разница почти моментально удешевит наши товары. Рубль упал на 10 процентов — товары стали на 10 процентов дешевле. В результате наши партнеры начнут защищаться от дешевого российского экспорта, станут вводить пошлины. Такая валютная нестабильность очень серьезно дезорганизует взаимную торговлю", — объяснил эксперт.

Чем выгоден общий рынок?

В долгосрочной перспективе общий финансовый рынок выгоден всем странам Евразийского экономического союза, подчеркнул Андрей Суздальцев.

"Гражданам общий финансовый рынок выгоден, поскольку снижаются издержки производителей, снижаются цены, увеличивается конкуренция. Все эти факторы позитивно сказываются на доступности и качестве продукции. Уровень жизни в государствах союза начнет постепенно выравниваться. Страны, которые по своему экономическому развитию слабее, будут подтягиваться к лидерам", — сказал он.

Некоторые позитивные изменения, в том числе для обычных граждан, действительно будут, подтвердил Никита Мендкович.

"Создание общего рынка может привести к снижению стоимости банковских услуг, в том числе за счет падения комиссий при переводах — это вполне вероятный сценарий", — отметил эксперт.

Однако, по его словам, не следует ожидать быстрых позитивных перемен, потому что в ближайшие годы будут формироваться только основы взаимодействия стран в финансовой сфере.

"Мы с вами плывем на корабле, и сейчас обсуждается работа машинного отделения. Пассажиров обсуждение напрямую не затрагивает, но работа этого отделения влияет на то, с какой скоростью и с каким комфортом мы доберемся к конечной точке", — заключил эксперт.

Теги:
единая валюта, рынок, ЕАЭС
Темы:
Кыргызстан в ЕАЭС (688)
По теме
Экономическая и политическая интеграция стран ЕАЭС — "Об экономике и не только"
Цифровизация и общий план: что нужно ЕАЭС для роста экономики?
Контейнеровоз океанского класса FESCO Diomid. Архивное фото

Барьеры в свободной торговле между ЕАЭС и Индией как их преодолеть

На недавнем конгрессе "Россия — Индия — ЕАЭС" индийской стороне были представлены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Внимание акцентировали на переговорах о создании зоны свободной торговли.

О запуске на официальном уровне механизма создания ЗСТ было объявлено еще в 2017 году на Санкт-Петербургском экономическом форуме, а на финишную прямую планировалось выйти в конце 2019-го. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) проявляет в этом вопросе неизменно активную позицию, но проект все еще находится на стадии переговоров, пишет обозреватель Sputnik.

Устранение тарифов

Подобное замедление выглядит тем более странным на фоне очевидной взаимной выгоды запуска ЗСТ. Еще в 2016 году совместная группа провела исследование о ее целесообразности. Специалисты пришли к выводу, что либерализация торгового режима приведет к заметному росту ВВП всех странах ЕАЭС и Индии уже в краткосрочной перспективе. Более того, при переходе на режим свободной торговли товарооборот может вырасти до 30-40 процентов от текущего уровня в зависимости от глубины тарифной либерализации.

Согласно наиболее оптимистичным прогнозам, благодаря ЗСТ товарооборот между ЕАЭС и Индией может увеличиться до 30 миллиардов долларов уже в течение ближайших пяти лет, что втрое превышает его нынешний объем. На Санкт-Петербургском экономическом форуме были озвучены данные о том, что суммарный прирост ВВП стран союза в результате заключения соглашения о зоне свободной торговли с Индией может составить 1,4 миллиарда долларов в краткосрочной перспективе и 2,7 миллиарда — в долгосрочной.

В ЕЭК считают, что устранение тарифов после вступления соглашения в силу будет способствовать увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции из стран ЕАЭС в Индию. Это касается зерновых культур, растительных масел, овощей, напитков, включая минеральную воду. Речь также об экспортных поставках  удобрений, машин и оборудования, транспортных средств, некоторых видов турбореактивных двигателей, соли, изделий из стали, древесины, химикатов, резины, пластмассы.

Именно в 2017-м, когда было объявлено о намерении создать ЗСТ, произошел скачок уровня товарооборота между союзом и Индией на 22,9 процента, составив 10,8 миллиарда долларов. В прошлом году, осложненном пандемией коронавируса, этот показатель составил 11 миллиардов долларов. Прогнозные показатели свидетельствуют об огромном потенциале роста индийского рынка. Как считают специалисты, к 2050 году Индия войдет в тройку крупнейших экономик (наряду с Китаем и США), производящих половину мирового ВВП. А на днях стало известно, что крупнейшим торговым партнером Индии по итогам прошлого года стал Китай.

Окно возможностей

Как сказала в свое время "железная леди" индийской политики Индира Ганди, никто не предлагает вам возможности, их нужно вырвать и работать над ними, это требует настойчивости и мужества. И, похоже, Индии это удается. По данным Всемирного банка, в течение 1990-х годов в стране наблюдался средний темп роста в 5,8 процента, в 2000-м — 6,9 процента, а в 2010–2014 годах — 7,3 процента. В 2019-м размер экономики Индии достиг почти 3 триллионов долларов, однако пандемия замедлила темпы роста. В 2020 году ВВП страны снизился до уровня 2,592 триллиона долларов, при этом доля в мировом ВВП равнялась 3,28 процента, что позволило ей занять седьмое место в мире.

По данным индийского Министерства статистики и реализации программ, в первом квартале 2020-го ВВП снизился на 23,9 процента, что стало наихудшим показателем роста экономики страны с 1966 года (именно тогда Индия начала публиковать квартальные данные) и наихудшим показателем среди основных экономик Азии. Но уже в третьем квартале он продемонстрировал рост 0,4 процента, что дало экономистам основания повысить прогноз на следующий год. Центробанк Индии спрогнозировал рост ВВП в следующем году на уровне 10,5 процента, это немного отстает от прогноза МВФ, ожидающего, что рост экономики Индии составит 11,5 процента.

Индия планомерно стремится к тому, чтобы обогнать Китай по численности населения. Согласно данным UN Population Division, это произойдет к 2024–2025 годам и является одним из индикаторов того, что мировое экономическое лидерство тоже скорее всего не за горами — именно это утверждается в десятилетнем прогнозе банка Standard Chartered. Эксперты же Всемирного экономического форума считают, что через 10 лет Индия утроит номинальный ВВП, оставаясь третьей экономикой мира.

Что касается сотрудничества Индии с ЕАЭС, то, по оценке экспертов ЕЭК, товарные структуры внешней торговли обоих экономических субъектов в равной степени благоприятствуют взаимным экспортно-импортным операциям. Но есть и чувствительные отрасли. Например, Индия является крупнейшим мировым производителем мясомолочной продукции, от импорта которой страны ЕАЭС пытаются защитить свой рынок. Кроме того, Индия — одна из стран, которые применяют по отношению к продукции союза наибольшее количество ограничительных мер — 13.

По заветам Индиры Ганди

Почему так много ограничений и барьеров? Эксперт из Центра центрально-евразийских исследований Университета Мумбаи Шоаиб Хан поясняет: среди индийских политиков и промышленников все больше укрепляется мнение, что преференциальные торговые соглашения с другими странами принесли Индии мало ощутимой пользы и негативно повлияли на производство, которое правительство пытается стимулировать через инициативу Made in India.

По мнению эксперта, позиция индийского правительства базируется на том, что торговые соглашения не должны подрывать его усилия по наращиванию производства. Так, планируется поднять долю обрабатывающей промышленности в экономике с 16 до 25 процентов к 2022 году. Made in India — программа новой индустриализации страны, о старте которой премьер-министр Нарендра Моди заявил в сентябре 2017-го. Программа предусматривает создание преференциальных таможенных, налоговых, транспортных, кадровых условий для иностранных предприятий и предлагает взаимовыгодные возможности для совместного производства разнообразных товаров на территории Индии.

Иными словами, Индия намерена на своих условиях превратиться в огромную зону свободной торговли, которая привлекает инвесторов со всего мира без каких-либо дополнительных межстрановых соглашений. Поэтому для продолжения переговоров по ЗСТ с ней нужны стимулы не столько экономического, сколько геополитического характера, как это было во времена Индиры Ганди во взаимоотношениях с СССР. В данном смысле ведущие политики ЕАЭС, прежде всего российский президент Владимир Путин, должны проявить больше политической инициативы, ведь речь не только об огромном рынке сбыта, но и о геополитическом центре силы, который стремительно перерастает региональный масштаб и выходит на глобальный уровень.

Есть и барьеры сугубо внешнеэкономического порядка. Во-первых, как считает эксперт Сколковского института исследований развивающихся рынков Юрий Конфер, большие расстояния значительно удорожают взаимную торговлю между Индией и ЕАЭС. Поэтому важно инвестировать в транспортно-логистическую инфраструктуру между ними в рамках проекта международного транспортного коридора "Север — Юг" ("Пряный путь"). Во-вторых, в рамках переговоров о ЗСТ необходимо вести речь о снижении нетарифных барьеров (технические регламенты и стандарты, санитарно-фитосанитарные и ветеринарные меры, квоты, акцизы, лицензии и т. п.), которые тоже удорожают и усложняют взаимную торговлю. В-третьих, по мнению эксперта, сторонам следовало бы рассмотреть возможность заключения дополнительных соглашений о свободном перемещении капитала (о прямых иностранных инвестициях), свободной торговле услугами и свободном потоке цифровых данных.

В настоящее время ЕАЭС ведет переговоры о сотрудничестве более чем с десятком стран, ряд соглашений о ЗСТ уже действуют. Как сказала когда-то Индира Ганди, важно то, чего мы достигли, а не то, что мы собирались сделать. Подписание соглашения о ЗСТ с Индией станет прекрасной иллюстрацией этой мудрости.

Теги:
барьеры, торговля, зона свободной торговли, Индия, ЕАЭС
Темы:
Кыргызстан в ЕАЭС (688)
По теме
Какой важный вывод из инцидента в Суэцком канале должны сделать в ЕАЭС
Флаги стран участниц ЕАЭС. Архивное фото

Торговля и образование что ускорит интеграцию ЕАЭС: мнение эксперта

(обновлено 00:17 07.04.2021)
Прошлый год из-за пандемии существенно изменил многие вещи, в том числе в сферах образования и науки. В 2021-м постсоветское пространство ждет новый вызов.

2021-й станет одним из ключевых в развитии постсоветских международных объединений. Возникает новый вызов — совместный выход из постковидного кризиса. Укрепятся ли экономики государств — членов СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в этом году и почему сотрудничество в сфере образования не менее важно, чем торговля, в интервью Sputnik рассказал российский доктор политических наук, член-корреспондент РАН Алексей Громыко.

Экономика стран ЕАЭС должна вырасти

Как отмечает эксперт, популярной тенденцией в сфере международных отношений в последнее время стала регионализация.

"Это продвижение различных проектов региональной интеграции, и примером здесь может быть Форум регионов России и Беларуси. На нем обсуждаются сотрудничество регионов, интеграция России и Беларуси в рамках Союзного государства", — сказал Громыко.

Совместные проекты регионов различных стран часто относятся к сфере экономики и помогают работе уже наднациональных структур, отмечает Алексей Громыко.

"Основные экономические и интеграционные проекты на постсоветском пространстве — это ЕАЭС и Союзное государство (России и Беларуси. — Прим. ред.), данные проекты дополняют друг друга, и ситуация с коронавирусом это подтвердила", — сказал он.

В начале пандемии, надеясь остановить распространение инфекции, государства поначалу полностью закрылись друг от друга. Но через несколько месяцев, наоборот, решили взять ситуацию под совместный контроль. Пример такой стратегии — действия ЕАЭС, считает Громыко.

"Благодаря такому сотрудничеству в прошлом году падение экономики по странам союза в целом составило относительно небольшие 3 процента. В 2021 году государства — участники ЕАЭС могут показать рост экономик, однако кто-то будет восстанавливаться чуть быстрее, например Россия и Казахстан", — рассуждает он.

Почему усиливается роль образования

2020 год существенно изменил  структуру образования по всему миру, ускорив их цифровизацию. Поэтому сегодня интеграция стала еще сильнее зависеть от информации, считает Алексей Громыко.

"Сейчас мы говорим не только об экономической интеграции, но и об интеграции в умах людей. Нас могут разделять границы, но, сотрудничая в сферах культуры и образования в режиме онлайн, мы меняем представления об окружающем мире. Именно образовательные проекты показывают, что международное сотрудничество, обмен опытом и совместные разработки приносят пользу и развитие, в первую очередь самой стране", — говорит он.

Определенный вклад в улучшение образования на постсоветском пространстве вносит Конкурс молодых международников СНГ имени Андрея Громыко, названный в честь советского министра иностранных дел.

"В этом году конкурс проходит в четвертый раз. А в 2020-м, в пандемию, произошел рост числа участников. За 3 года же научные исследования по ЕАЭС, СНГ, ОДКБ и ООН прислали студенты и выпускники 183 вузов из 11 государств ближнего зарубежья. Активнее всего участвует Беларусь", — рассказал Алексей Громыко.

Конкурс поддерживают Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Молодые ученые, прошедшие в финал, могут приехать на неделю в Москву.

"Исключением был только прошлый год, когда мы все провели онлайн. Однако в этот раз, надеюсь, вернемся в очную форму работы, потому что большую роль играет живое общение. На финальном этапе конкурса участники встречаются с руководством МИД, посещают ЕЭК, Роскосмос и другие структуры. Благодаря этим встречам мы сформировали пул молодых экспертов-международников — около 600 человек", — сказал Громыко.

Он добавил, что в этом году конкурс продлится до 11 мая и они будут рады новым участникам.

Теги:
конкурс, сотрудничество, образование, торговля, СНГ
Темы:
Кыргызстан в ЕАЭС (688)
По теме
Как в ЕАЭС стимулируют переход на экологически чистый транспорт?
В ЕАЭС хотят общаться с бизнесменами в формате TikTok
Россия наращивает объемы: подешевеет ли газ для стран ЕАЭС?
Такси проезжает мимо фрески Статуи Свободы с маской на лице. Архивное фото

США с помощью санкций уничтожают свое главенство над миром

(обновлено 20:18 10.04.2021)
Санкции размывают как западное единство, так и в целом мировую систему с лидирующим положением США в ней. То, что еще десять лет назад было механизмом технологического торможения "стран-изгоев", ныне превратилось в инструмент стимулирования их развития, считает эксперт.

На Западе в деле антироссийских санкций все идет своим чередом: одни их разрабатывают и вводят, другие придумывают способы минимизировать ущерб для себя. Впрочем, в отдельных случаях роли даже совмещаются, то есть ограничения сначала вводятся, а потом их инициаторы начинают барахтаться в попытках выбраться из болота, которое сами себе организовали. Прямо сейчас подобную модель действий демонстрирует Zoom, пишет обозреватель РИА Новости.

Россия же использует календарно новые, но весьма однообразные по существу меры для собственной пользы: от национализации элит до повышения технологической автономности.

В данный момент Вашингтон определяется с кандидатурой спецпосланника, который возглавит переговоры о судьбе газопровода "Северный поток — 2".

По сведениям издания Politico, американский Минюст уже одобрил два очередных пакета санкций против строящегося трубопровода. В новых черных списках фигурирует швейцарская компания Nord Stream 2 AG, отвечающая за строительство и дальнейшую эксплуатацию газопровода, и ее руководитель Матиас Варниг.

Ожидается, что проект рестрикций будет представлен на утверждение конгресса в мае. Правда, это не точно, поскольку окончательное решение по новым мерам против трубопровода еще не принято. Очевидно, оно будет напрямую связано с ходом переговоров, эмиссара на которые и ищет сейчас Белый дом. А вестись они будут вовсе не с Россией, а с Европой.

Собственно, в этом и заключается главная проблема для администрации Байдена, на которую консолидированно давят в конгрессе представители обеих партий, требуя любой ценой остановить "Северный поток — 2": Берлин уперся намертво, защищая газопровод. А заявленное демократами восстановление отношений с Европой, серьезно подорванных Трампом, делает нежелательными для Белого дома жесткие конфронтационные шаги.

В результате Вашингтон надеется в переговорах смягчить непреклонность Западной Европы, защищающей стратегический для себя проект. А газопровод тем временем, как напоминают журналисты, достроен уже на 96 процентов.

Хотя есть санкционная тема, где у американцев дела обстоят немного благополучнее. Почти одновременно с инсайдом Politico Bloomberg сообщил о готовящихся новых мерах наказания России за вмешательство в выборы и хакерские атаки. Помимо пополнения очередных черных списков "людьми, близкими к президенту России Владимиру Путину", администрацией рассматривается возможность высылки "российских разведчиков в США под дипломатическим прикрытием".

Правда, и тут "побочные эффекты" для Вашингтона неизбежны. Как недавно отметил посол России в США Анатолий Антонов, Штаты развязали против отечественных дипломатов визовую войну, отчего обе миссии сталкиваются с трудностями и дефицитом персонала, в том числе технического. Вот только если сотрудники российского посольства "стойко переносят тяготы и лишения" службы, то американцы уже неоднократно жаловались на невыносимые условия, в которых им приходится теперь работать, что включает в себя чистку снега у здания посольства и смешивание дезинфицирующих растворов руками высокопоставленных дипломатов. Дело дошло до прекращения не по политическим, а чисто техническим причинам деятельности двух консульств — во Владивостоке и Екатеринбурге.

Ну а пока в Вашингтоне своим чередом идет бюрократический процесс, западный бизнес все чаще вынужден вертеться как уж на сковородке.

Прямо сейчас пройти между Сциллой и Харибдой пытается Zoom. Предоставляющая услуги видеоконференций и озолотившаяся на пандемии компания, пытаясь придерживаться актуальной повестки, запретила продавать доступ к сервису государственным учреждениям и госкомпаниям в России и СНГ.

Однако уже спустя несколько часов Zoom сделала попытку дать задний ход, заверив, что находится "в процессе развития подхода к рынку". Представитель компании уточнил, что "новые и уже существующие пользователи — как в государственном, так и в частном секторе — могут запрашивать приобретение аккаунтов Zoom через наш сайт напрямую", а не через дистрибьюторов.

Нервные метания компании можно понять: ее клиентами, приносящими в совокупности солидную прибыль, за прошлый год стало огромное множество связанных с российским государством учреждений, в частности вузы. Теперь они начали массово и экстренно уходить на альтернативные платформы. При этом на органы власти объявленное нововведение никак не повлияло, поскольку они и так не являлись пользователями сервиса.

В общем, инновация стала для Zoom чистым выстрелом себе в ногу, поскольку повлекла за собой массовый отток крупных коммерческих клиентов к конкурентам, не вызвав ни малейших неудобств для самого российского государства. А заодно Москве был преподнесен очередной внушительный аргумент в пользу необходимости перехода российских граждан и организаций на отечественные IT-разработки.

За последние годы тема санкций стала привычным и зачастую малоинтересным фоном как для разнообразных процессов внутри России, так и для международных отношений. Но в этой обыденности почти незамеченными остались принципиальные изменения, которые претерпела за прошедшее время сама природа данного феномена.

В глобализованном однополярном мире санкции действительно являлись инструментом укрепления существующей системы. Жить даже под самыми суровыми ограничениями было можно, что многие годы доказывали и Иран, и КНДР, вот только цена за это платилась немалая — и качеством жизни граждан, и потерями национальной экономики, и технологическим отставанием. Санкции тогда означали вычеркивание страны из современной развитой цивилизации с появлением на каждом шагу проблем, будь то трудности в реализации высокотехнологичных проектов из-за нужды в иностранных компетенциях или банальная невозможность расплатиться в магазине банковской картой из-за недоступности SWIFT и отсутствия национальной альтернативы.

Запущенный семь лет назад маховик антироссийских санкций ставил своей задачей оказать аналогичный эффект и на нашу страну. Но вместо этого процесс постепенно превратился в самоцель, а затем и вовсе стал способствовать прямо противоположному результату.

Санкции размывают как западное единство, так и в целом мировую систему с лидирующим положением США в ней. То, что еще десять лет назад было механизмом технологического торможения "стран-изгоев", ныне превратилось в инструмент стимулирования их развития.

Остается только предполагать причины, по которым Вашингтон продолжает разгонять ставший откровенно вредоносным для него процесс. Возможно, американский истеблишмент в своей зашоренности просто не видит истинное существо происходящего. А возможно, даже осознавая реальность, там уже просто не могут остановиться, несмотря на то, что их собственные действия быстро ведут к окончательному разрушению гегемонии Соединенных Штатов в мире.

Теги:
санкции, Россия, США
По теме
А ведь была "земля свободных". В США выясняют, как убили их общество