Иллюстрация для рубрики Особый акцент на радио

Плюсы и минусы жилищных кооперативов беседа с экспертами

128
Бывший начальник отдела мониторинга ОАО ГИК Алмазбек Даакыбаев и основательница одного из жилищных кооперативов Акинай Бекмурзаева рассказали о работе жилкооперативов в Кыргызстане.

Полный комментарий экспертов слушайте в аудиоверсии.

В программе "Особый акцент" на радио Sputnik Кыргызстан Даакыбаев сообщил, что жилищный рынок в республике не сильно развит. 

Бывший начальник Отдела мониторинга ОАО ГИК Алмазбек Даакыбаев в офисе Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Жоомарт Ураимов
Бывший начальник Отдела мониторинга ОАО ГИК Алмазбек Даакыбаев
"Объем рынка не очень большой по международным меркам, и поэтому у нас не развиты инструменты покупки жилья. При этом спрос превышает предложение, так как в основной массе кыргызстанцы не могут себе позволить выложить за дом или квартиру кругленькую сумму. Поэтому успехом пользуются ипотека, рассрочка или жилищные кооперативы. Но из-за высокого спроса на рынке есть риск попасть в мошеннические схемы. Поэтому нужно тщательно взвешивать все факторы и выбирать надежные компании", — сказал Даакыбаев.

По его словам, государственная ипотека является отличной возможностью приобрести жилье, но у нее есть ряд ограничений, которые отсекают большое количество кыргызстанцев, желающих купить квартиру или дом.

Бекмурзаева отметила, что принцип жилищного кооператива очень схож с кыргызским ашаром — методом взаимопомощи родовых кланов. 

Основательница одного из жилищных кооперативов Акинай Бекмурзаева в офисе Sputnik
© Sputnik / Жоомарт Ураимов
Основательница одного из жилищных кооперативов Акинай Бекмурзаева
"Вообще, ЖК популярны во всем мире. Впервые они появились в Германии около 150 лет назад, даже в СССР особой популярностью пользовались жилищно-строительные кооперативы. Сегодня с учетом возрастающего спроса на рынке очень много ЖК, но из-за нерадивых руководителей некоторых строительных компаний и кооперативов у кыргызстанцев остаются негативный осадок и недоверие. Поэтому, прежде чем принимать решение о вступлении в ЖК, обязательно проверьте историю компании, регистрацию в Минюсте, есть ли у нее свой жилищный фонд, так как он является определенной гарантией получения недвижимости в будущем, и, конечно же, узнайте, сколько уже есть счастливых обладателей домов. Особенно важно, оформляется ли недвижимость на покупателя или на компанию", — советует Бекмурзаева.

Она подчеркнула, что, в отличие от ипотеки, в ЖК нет процентных ставок, есть взносы и единоразовая комиссия. То есть, по сути, кооператив не преследует коммерческой цели, а лишь регулирует очередность получения недвижимости и следит за возвратностью денежных средств.

128
Теги:
ставка, недвижимость, ипотека, покупка, Жилищно-строительный кооператив (ЖСК)
По теме
Яркий пример кооперации в рамках ЕАЭС привел Токаев
Сазбаков: страны ЕАЭС наладят кооперацию в сфере промышленности
Проектный координатор Айдай Эргешова

Как стать популярным ютубером беседа о проекте ПРООН в КР

32
Проектный координатор Айдай Эргешова рассказала о бесплатных тренингах для начинающих ютуберов в Кыргызстане.

Полный комментарий эксперта слушайте в аудиоверсии.

В программе "Особый акцент" на радио Sputnik Кыргызстан она сообщила, что в рамках проекта ПРООН были организованы тренинги для кыргызстанцев, на которых они могли научиться зарабатывать с помощью видеохостинга.

"Были сформированы 14 уроков на русском и столько же на кыргызском языках. Это сделано для того, чтобы молодые люди из регионов также получили доступ к информации. В роликах подробно рассказывается о политике видеохостинга, настройках и характере публикуемого контента", — рассказала Эргешова.

По ее словам, всего в тренингах участвовало более 800 человек из различных регионов Кыргызстана.

"Участникам мы давали домашние задания, консультировали по всем вопросам, объясняли тонкости процесса создания и публикации контента. Уже порядка 34 участников стали активно зарабатывать при помощи своих роликов", — пояснила координатор.

Бесплатные тренинги были реализованы в рамках проекта ПРООН "Цифровые навыки и возможности для трудовой занятости молодежи в условиях цифровой экономики". Он помогает молодым людям зарабатывать с помощью видеохостинга. Инициатива реализуется при финансовой поддержке Российской Федерации.   

32
Теги:
ролик, уроки, ПРООН, проект, тренинг
По теме
ПРООН приглашает желающих на открытие инновационной лаборатории в Бишкеке
Иллюстрация для рубрики Особый акцент на радио

Род "кыргыз" как основа интеграции беседа с учеными из Башкортостана и с Алтая

226
Ученые-историки из Башкортостана и Алтайского края РФ рассказали о тесной взаимосвязи между народами Евразии и перспективах развития интеграции.

Полную версию беседы с экспертами смотрите в видеозаписи.

В программе "Особый акцент" на радио Sputnik Кыргызстан кандидат исторических наук, руководитель Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан Юлдаш Юсупов отметил, что в последние годы активизировалось обсуждение роли алтайской цивилизации в истории народов Евразии.

Кандидат исторических наук, руководитель Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан Юлдаш Юсупов
© Фото / из личного архива Юлдаша Юсупова
Кандидат исторических наук, руководитель Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан Юлдаш Юсупов
"Такой формат объединяет тюркские народы и многие другие этносы. При этом, если учитывать, что у наших народов есть не только исторические, культурные взаимосвязи, но и активное экономическое сотрудничество, в том числе в формате ЕАЭС, то можно говорить о некоем объединении вокруг алтайской цивилизации как о способе интеграции евразийских народов", — пояснил Юсупов.

Он добавил, что у башкир есть род "кыргыз" и сегодня в Башкортостане идут процесс осмысления истории и поиск способов сохранения национальной идентичности, в том числе через развитие родовых связей.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры гуманитарных наук с курсом клинической психологии Алтайского государственного медицинского университета Тимур Аюпов сообщил, что является уроженцем Кыргызстана.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры гуманитарных наук с курсом клинической психологии Алтайского государственного медицинского университета Тимур Аюпов
© Фото / из личного архива Тимура Аюпова
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры гуманитарных наук с курсом клинической психологии Алтайского государственного медицинского университета Тимур Аюпов
"Я башкир, но родился и вырос в Кыргызстане и тоже считаю эту страну своей родиной. Если башкиры с 20-30 годов прошлого века по разным причинам переселялись в советскую Киргизию и до сих пор проживают там, то сегодня мы наблюдаем обратный процесс — этнические кыргызы приезжают работать и жить в Башкортостан. К слову, оба народа чувствуют себя вполне комфортно при общении, так как есть историческая, культурная и ментальная взаимосвязь", — сказал Аюпов.

По его словам, изучение алтайской цивилизации требует комплексного подхода и сегодня специалисты из Кыргызстана, Башкортостана, Алтайского края, Тувы, Якутии и Хакасии тесно работают в этом направлении.

226
Теги:
взаимосвязь, история, Кыргызстан, Башкортостан, Алтай
По теме
"Русские мечети" и смешанные браки — о переселенцах из царской России в Кыргызстан
Продажа дизельного топлива. Архивное фото

В РФ рекордно взлетела стоимость "дизеля". Вырастут ли цены в Кыргызстане?

0
(обновлено 22:23 17.06.2021)
По итогам вчерашней торговой сессии стоимость дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла 52 615 рублей за тонну.

Это максимальное значение за всю историю наблюдений. С начала месяца она выросла на 2,21 процента, а с мая – примерно на 5 процентов.

С чем связано такое увеличение стоимости на дизельное топливо, и стоит ли теперь странам ЕАЭС опасаться роста цен — Sputnik узнал у экспертов.

С чем связан такой рост стоимости, учитывая, что по данным Минэнерго России, объем предложения дизельного топлива на внутреннем российском рынке сегодня в два раза превышает объем потребления?

Дмитрий Коптев, член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК):

— Начнем с того, что начало лета каждый год знаменуется ростом цен на топливо, так что сейчас ничего неожиданного не происходит. Набор факторов всегда один и тот же. Весенние полевые работы, дачный сезон, сезон отпусков – тем более за границу не полетишь, а выехать куда-то хочется. На все это накладываются профилактические ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, которые тоже проводят летом. Несмотря на то, что на этот период компании всегда создают резерв топлива, боязнь локальных дефицитов у трейдеров сохраняется, и они стараются, в свою очередь, купить на всякий случай побольше. Все это приводит к росту спроса, а, значит, и оптовых цен.

В марте Совет федерации выдвинул дельное предложение – сделать план-график ремонтов на НПЗ общедоступным. Сейчас это документ для служебного пользования, поэтому те же трейдеры не имеют возможности планировать собственные закупки с открытыми глазами. Инициатива интересная.

В то же время 2021-й год имеет свою специфику. Прежде всего, это очень быстрый рост нефтяных цен. Напомню, с начала года сорт Brent подорожал с $50 до почти $75 за баррель. То есть в 1,5 раза. В сочетании со слабым рублем это повышает привлекательность экспорта по сравнению с внутренним рынком.

Что касается двукратного превышения предложения над спросом. Поправлю – не предложения, а производства над внутренним спросом. Это не означает кризиса перепроизводства – невостребованное внутренним рынком топливо просто экспортируется. Сейчас экспортировать стало выгоднее. Правительство пытается с этим бороться – например, только что снова повышен норматив биржевой продажи (правда, всего на 1 процент), привлекательность экспортной альтернативы снижается с помощью демпферного механизма. Но с полуторакратным подорожанием эти инструменты явно не справляются.

Грозит ли такой рост стоимости топлива очередным повышением цен на другие товары, ведь стоимость их доставки теперь, кажется, неизбежно возрастет? Как скажется рост цен на конечных покупателях?

Дмитрий Коптев, член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК):

— Разумеется, любые издержки бизнеса, в том числе и логистические, в конечном итоге ложатся на потребителя. Рост будет. Чтобы сказать, насколько именно, нужно смотреть на контракты транспортных компаний со своими клиентами. Обычно там заложен коридор цен на топливо. Если цена остается внутри этого коридора, тарифы транспортников не меняются. Если выходит за границы – пересматриваются в ту или другую сторону.

Правительство РФ уже дало понять, что готово пойти на крайние меры ради сохранения стабильности топливного рынка. В числе предложенных мер – запрет экспорта и даже заморозка цен, чего мы не видели с 2018 года. Пока дело ограничивается словесными интервенциями, если они не помогут, дойдет и до реальных ограничений.

Что ждет страны ЕАЭС, топливный рынок которых традиционно зависит от цен в России? Стоит ли странам Союза готовиться к росту цен на топливо?

Вячеслав Мищенко, руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина:

Флаги стран участниц ЕАЭС. Архивное фото
© Фото / Пресс-служба правительства / Алишер Алиев
— Что касается состояния рынков стран ЕАЭС, то здесь, наверное, ситуация немножко проще, нежели в России. В странах Союза достаточно широко применяются такие протекционистские меры, как запрет экспорта, регулирование цен… Конечно, рост цен на нефть и на моторное топливо будет влиять на производство в странах ЕАЭС.

Но, по большому счету, только российский рынок находится под серьезным давлением, поскольку у нас чистый netback (рыночная цена нефти у конечного потребителя минус стоимость ее поставки от места производства, - Sputnik). То есть, экспортный паритет. Цена, которая действительно имеет существенное влияние от международного рынка на внутренний. В странах ЕАЭС такого нет.

Поэтому каких-то серьезных катаклизмов для стран ЕАЭС - даже с высокими ценами на нефть и нефтепродукты - я не вижу, поскольку там достаточно много сдерживающих механизмов и регулирование цен.

0
Теги:
автомобиль, дизельное топливо, цена, нефть, бензин
По теме
Эти пять приемов помогут водителям сэкономить топливо