В законе о партиях нет понятия "продажа или напрокат" — Мамбеталиева

© Sputnik / Табылды КадырбековМинистр юстиции Жылдыз Мамбеталиева
Министр юстиции Жылдыз Мамбеталиева - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Министр юстиции Жылдыз Мамбеталиева в интервью с корреспондентом Sputnik поделилась мнением о предвыборной подготовке в стране, прокомментировала инициативы выборных законопроектов в Кыргызстане и сообщила, что в законодательстве нет понятия "продажа партии или сдача ее напрокат".

БИШКЕК, 5 мар — Sputnik. В интервью корреспонденту Sputnik недавно назначенный министр юстиции Жылдыз Мамбеталиева поделилась мнением о политических партиях в стране перед намеченными на осень 2015 года парламентскими выборами.

Кадры не только уходят, но и возвращаются, заявила Мамбеталиева
— Перед выборами поговорим с вами о политических партиях. Сколько их зарегистрировано за последние три года? И есть ли партии, которые были закрыты?

— На сегодня зарегистрировано 199 политических партий по стране, прекратили деятельность 20, принудительно ликвидированных через суд пять. Если смотреть на динамику, то их наибольшее количество было зарегистрировано в 2012 году — 24 партии; в 2013-м — шесть, а в 2014-м — семь. Только за январь этого года уже зарегистрировано два политобъединения.

— Предусмотрен ли в случае чего правовой механизм их закрытия?

— Критерии для принудительной ликвидации общие, как и для закрытия всех видов юридических лиц, в том числе и для политических партий. Закрыть партию можно, если в течение двух лет юридическое лицо не сдает налоговую отчетность. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд о принудительной ликвидации. Эта норма была включена только в 2009 году. До этого у нас и этого механизма не было. У нас было очень много юридических лиц, которые только на бумаге "висели" в базе данных, — около 20 тысяч.

— Как вы относитесь к тенденции "партийного бизнеса", когда партии продают или отдают на временное пользование?

Предложение о закрытии СМИ без решения суда вновь вынесут на обсуждение
— Наверное, какой-то выход нашли те, кому срочно нужно в политику. Есть лазейка в законодательстве. Несмотря на то, что управление политической партией — серьезный процесс, запрета на смену руководителей в законодательстве нет. Политпартия может быть создана десятью гражданами. Они могут собраться, создать партию, выбрать руководителя, провести съезд. Смена руководителя, политсовета, изменение состава членов политобъединения или политсовета не влекут за собой перерегистрацию, и, видимо, вот этой лазейкой могут пользоваться определенные лица.

Я думаю, это на совести тех, кто продает партии, поскольку должна быть моральная ответственность. Если ты создал партию, это значит, что по Конституции владеешь правом через выборы прийти к власти и принять непосредственное участие в управлении государства. Для создания партии это довольно-таки большие амбиции. Если люди, создавая партию, не могут реализовать ее цели и задачи, а потом перепродают свое "детище" другим, то это уже на их совести.

— Прокомментируйте, пожалуйста, такой прецедент: учредитель партии "Ата-Журт" сейчас требует вернуть свою партию, которую дали напрокат. Насколько это законно?

— Название партии раскрутили определенные лица, а сейчас первоначальным учредителям понадобилась партия. Я подробностей не знаю, но отмечу, что в законодательстве отсутствует понятие "продажа или партия напрокат". Это может быть некое негласное соглашение между ними. Поэтому прокомментировать будет сложно: у каждой стороны своя правда.

— Как вы относитесь к закону о запрете финансовой поддержки партии извне и запрете брать кредиты в коммерческих банках? Будут ли еще какие-то законодательные инициативы в рамках предстоящих выборов?

— В настоящее время есть норма о том, что партии могут содержаться за счет членских взносов, добровольных пожертвований и брать кредиты. В нынешнее время кредиты выдаются не только финансово-кредитными организациями, которые учреждаются гражданами КР, но и иностранными кредитными учреждениями. У нас есть запрет на финансирование политорганизаций иностранными учреждениями. И поэтому, чтобы не было противоречий в законе, предлагается ввести норму, по которой нельзя финансировать партии посредством кредитов.

Что касается законодательных инициатив, то в 2013 году была создана рабочая группа по пересмотру избирательного законодательства. Инициировано несколько проектов. Разработка таких проектов нашим министерством пока не предвидится, поскольку это не относится к нашей функции. Это работа ЦИК и депутатов.

— В парламенте рассматривают инициативу о раздроблении единого республиканского избирательного округа на несколько избирательных округов. Насколько это оправданно перед выборами? В чем необходимость таких нововведений?

— Я думаю, что необходимость введения инициативы должны народу рассказать сами авторы. Обоснования к этому проекту я не слышала. Как юрист скажу, что запрета на такую инициативу нет. В стране может существовать как единый избирательный округ, так и несколько округов. Обычно как раз таки применение на практике некоторых законов предполагает то, что нужно успеть внести изменения, чтобы не споткнуться на следующих выборах. Если нововведение поддержат депутаты, то выборы будем проводить по новым правилам.

Мнение министра по вопросам законодательства, биометрических данных и ЕАЭС читайте в эксклюзивном интервью корреспонденту Sputnik

Лента новостей
0