Алмазбек Атамбаев: Кыргызстан предлагает создать банк ШОС

© Sputnik / Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкПрезидент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев. Архивное фото
Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
В преддверии саммита Шанхайской организации сотрудничества, который пройдет 8-10 июля в Уфе, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев рассказал в интервью Sputnik об актуальных вопросах повестки дня предстоящего заседания Совета глав государств-членов ШОС.

8-10 июля в Уфе пройдет саммит Шанхайской организации сотрудничества. Во время встречи в столице Башкортостана главы стран-участниц, которыми на сегодняшний день являются Россия, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Таджикистан и Узбекистан, обсудят вопросы дальнейшего развития организации. Ожидается, что во встрече в верхах также примут участие руководители государств-наблюдателей ШОС — Афганистана, Индии, Ирана, Монголии и Пакистана. Партнерами по диалогу организации являются Беларусь, Турция и Шри-Ланка. Общая численность населения стран ШОС составляет почти четвертую часть земного шара.

В преддверии саммита журналисты Виктор Панов и Юлия Орлова встретились с президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым и выслушали его мнение по актуальным вопросам повестки дня предстоящего заседания Совета глав государств-членов ШОС.

— Уважаемый господин президент, с какими предложениями по дальнейшему развитию ШОС намерен выступить Кыргызстан на саммите организации в Уфе? Какие вопросы, предложенные для обсуждения, вы считаете наиболее важными?

Флаги стран участниц Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества и Организации Договора о коллективной безопасности. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Эксперт: ШОС и ЕАЭС будут взаимно дополнять друг друга
— На саммите мы поддержим среди других документов Стратегию развития ШОС на 2015-2025 годы. Это программный документ на предстоящее десятилетие, отражающий ближайшие перспективы. Для нас видится важным установление мира и стабильности, подлинного сотрудничества в районе границ, это большая задача военного и политического характера. Что касается конкретных разработок и инициатив, то сейчас это вопросы развития инфраструктуры. На предыдущем саммите в Душанбе стороны подписали соглашение о создании благоприятных условий для автомобильных перевозок, и теперь наша задача состоит в имплементации его положений.

У нас есть программа долгосрочного сотрудничества в торгово-экономической сфере и перечень мероприятий, которые совместно проводят страны-члены и страны-наблюдатели в ШОС. Но мы исходим из понимания того, что реализация конкретных проектов нуждается прежде всего в финансовом обеспечении, ведь до выполнения проекта необходимо проводить экспертизу, составлять технико-экономическое обоснование. Для этого киргизская сторона выступает за создание действенного финансового механизма в виде отдельного банка ШОС. Мы предлагаем, чтобы его офис был расположен в Бишкеке, все-таки у нас уже есть хороший опыт в банковской сфере. В связи с этим готовы организовать совещание министров финансов и председателей национальных государственных банков у себя, в Кыргызстане, чтобы финансисты стран ШОС могли обсудить круг вопросов, связанных с созданием банка ШОС.

Правило консенсуса в организации предполагает наличие общих подходов и согласие всех сторон по тем или иным предложением, это подлинное уважение к мнению друг друга. Будем работать.

— Как Кыргызстан относится к вступлению в ШОС новых членов – Ирана, Пакистана и Индии? Планируется ли на саммите принять решение о вступлении в организацию Беларуси?

Глава Пакистана подтверждает планы государства по вступлению в ШОС
— Считаю, что страна, имеющая стремление стать полноправным членом организации, должна пройти первые этапы согласно установленным процедурам — партнер по диалогу, наблюдатель, затем — членство. Не секрет, что страны, имеющие статус наблюдателя в ШОС, такие, как Индия и Пакистан, давно уже выразили желание повысить свой статус. Если страны-участницы ШОС посчитают, что Индия и Пакистан соответствуют критериям членства в организации и достигнут в этом вопросе консенсуса, то мы будет только приветствовать такое решение.

Кыргызстан уже выступил в поддержку заявок этих двух стран, с которыми активно сотрудничает в формате ШОС с 2005 года, когда они стали странами-наблюдателями в организации.

— Как государства-члены ШОС намерены противодействовать все возрастающей угрозе, исходящей от "Исламского государства"?

Вид на Неву, Дворцовую набережную и Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
В Санкт-Петербурге пройдет встреча министров обороны ШОС
— Последние события на Ближнем Востоке, создание так называемого Исламского государства, действия экстремистов, не совместимые с элементарными нормами человечности, заставляют еще раз пересмотреть наши подходы, требуют кардинального пересмотра принципов и методов государственно-конфессионального взаимодействия. В этих целях нами была принята Концепция государственной политики в религиозной сфере КР на 2014-2020 годы. В предлагаемом проекте подтверждается приверженность республики основополагающим ценностям прав человека на свободу совести и вероисповедания. В концепции впервые подробно раскрыто понятие "светское государство" в условиях современного Кыргызстана. В соответствии с Конституцией в документе дается четкое понимание того, что светский характер государства означает невмешательство религии в государственное управление.

ШОС активно работает в деле консолидации усилий против распространения наркотиков, осознавая, что доходы от этой преступной деятельности идут на поддержку международного терроризма, сепаратизма и экстремизма. В наших документах отражено стремление сообща бороться с этими признанными "тремя злами".

— Есть ли опасность того, что некие деструктивные силы попытаются раскачать ситуацию в стране в преддверии выборов? Как вы полагаете, достаточно ли тех мер, которые сегодня принимает правительство республики, чтобы обеспечить безопасность в стране, особенно на фоне существующих в регионе угроз?

— Мы очень серьезно относимся к вопросам подготовки и проведения предстоящей осенью этого года выборов в Жогорку Кенеш. Изыскиваем для этого все необходимые средства, реализуем вместе с партнерами целый комплекс мероприятий. Наша главная задача – провести честные выборы, в итогах которых никто не будет сомневаться. Конечно же, есть определенные риски. Мы к ним также готовимся. И я уверен, что сил и средств достаточно для того, чтобы предотвратить любые попытки раскачать ситуацию в стране.

Я сомневаюсь, что сегодня кто-то посмеет пойти на какие-то радикальные меры. Кыргызстан прошел свою "арабскую весну", и все процессы проходят в легитимном русле. Сейчас мы уже окрепли, проводим реформу Вооруженных сил, укрепляем армию и правоохранительные органы.

Совместно с партнерами мы держим под контролем ситуацию в регионе. Думаю, в стране стало больше здоровых политических сил, которые готовятся к честной борьбе, к тому, чтобы добиться победы на выборах законным путем.

— В этом июне исполнился год, как с территории республики была выведена американская военная база из международного аэропорта "Манас". Какова судьба авиационного хаба, который республика планировала запустить вместо базы? 

Совместная тренировка спецназа государств ШОС
— Республика оказывала содействие международным силам путем предоставления Центра транзитных перевозок в аэропорту "Манас". Мы полностью выполнили свою миссию и обязательства, и 11 июля 2014 года Центр транзитных перевозок свернул свою деятельность, так как истек срок действия соглашения между Кыргызстаном и США. Сегодня там сформирована новая войсковая часть, базируется оперативный батальон. Это первый этап, далее там расположится бригада Национальной гвардии. Сам аэропорт мы планируем развивать как гражданский хаб. Сейчас рассматриваем конфигурации сотрудничества по этому вопросу. Мы открыты для предложений и готовы рассмотреть их при обязательном учете наших национальных экономических интересов.

— Можно сказать, что с политической точки зрения кыргызско-российские отношения сейчас находятся на пике. Еще никогда в новейшей истории две страны не были так близки. Считаете ли вы, что и экономические отношения развиваются с такой же скоростью? Если да, то не могли бы привести конкретные примеры, если нет, то что этому мешает?

— Считаю, что на сегодня уровень сотрудничества Кыргызстана и России находится на том уровне, на котором он должен быть. Тенденция последних лет к восстановлению, активизации и укреплению отношений двух стран будет только набирать силу. И это отвечает коренным интересам обоих государств. Россия — наш главный стратегический партнер. Мы видим будущее Кыргызстана в неразрывной связи с Россией. У нас много проектов, которые интересны обеим сторонам. В частности, это проекты в области энергетики, газовой промышленности, сельского хозяйства.

— Кыргызстан в настоящий момент активно взаимодействует с КНР как в рамках ШОС, так и в двустороннем формате. Как планируется выстраивать отношения с Китаем после окончательного вступления страны в ЕАЭС?

Атамбаев: вступление в ЕАЭС налагает на госслужащих особую ответственность
— Мы установили отношения стратегического партнерства с нашим соседом – Китаем. И этот высокий уровень двустороннего взаимодействия подтверждается на практике. Мы искренне радуемся успехам китайских партнеров и заинтересованы в мире и стабильности в прилегающих к нам районах. Малый и средний бизнес в республике развивается в том числе за счет китайских бизнес-партнеров, не говоря уже о крупных проектах, где задействованы китайские государственные компании. Более того, мы сами заинтересованы в привлечении китайских инвестиций в развитие сельского хозяйства, энергетики, инфраструктуры и другие отрасли. Наша страна недавно стала 37-м членом-учредителем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и намерена активно сотрудничать в рамках АБИИ в целях осуществления инфраструктурных проектов в Кыргызстане, так что для диверсификации есть возможности. Вступление же Кыргызстана в ЕАЭС только создаст условия для еще большей активизации кыргызско-китайских экономических отношений.

В заключение хочу напомнить нашу народную поговорку: "Хороший сосед ближе родственника". Великий Китай — хороший сосед, отношения с которым у нас укрепляются с каждым годом.

Лента новостей
0