Вид с дрона на здание Жогорку Кенеша. Архивное фото

ЖК изменил правила игры Венецианская комиссия о переносе выборов в КР

2320
(обновлено 23:38 18.11.2020)
В комиссии подчеркнули, что в период пророгации, то есть при уменьшении полномочий, парламент не может утверждать чрезвычайные меры, в том числе конституционные реформы.

БИШКЕК, 18 ноя — Sputnik. Венецианская комиссия (консультативный орган при Совете Европы) сделала срочное заключение по поводу переноса парламентских выборов в Кыргызстане.

Отмечается, что Конституционная палата Верховного суда Кыргызстана обратилась в комиссию с четырьмя вопросами. Венецианская комиссия дала развернутый ответ на каждый из них с точки зрения сравнительного конституционного права.

Вопрос: в отсутствие четких ограничений в Конституции КР с точки зрения общепринятых демократических принципов, насколько широкими могут быть полномочия парламента в период между истечением срока его полномочий и первой сессией вновь избранного парламента? В частности, в какой степени это соответствует общепринятым демократическим принципам проведения конституционной реформы в период между отменой результатов выборов и проведением повторных/новых парламентских выборов?

Ответ: перенос парламентских выборов на более поздний срок, определяемый конституционной продолжительностью мандата уходящего парламента, а следовательно, и пророгацией его полномочий, должен быть подкреплен специальными обоснованиями и чрезвычайными обстоятельствами. Конституционный закон, утвержденный парламентом 22 октября, не отражает истинных демократических принципов, хотя и не нарушает открыто никаких конституционных положений: в первую очередь перенос выборов нового законодательного органа на июнь 2021 года дает парламенту еще от шести до восьми месяцев полномочий, что представляет собой длительный период, намного превышающий обычные несколько недель, необходимые для проведения избирательного процесса.

Во-вторых, в период пророгации, то есть при уменьшении полномочий, парламент может выполнять лишь некоторые обычные функции, в то время как он не может утверждать чрезвычайные меры, в том числе конституционные реформы. Вместо этого действующий парламент приостановил действие конституционного закона и изменил правила демократической игры. Процесс инициирования и проведения конституционной реформы требует всестороннего анализа и публичного обсуждения как внутри, так и вне законодательной власти. Во многих конституционных традициях процесс конституционной реформы требует специального мандата для конституционного собрания или проведения специальных выборов до принятия изменений. Этот процесс выходит за рамки полномочий в переходный период. В любом случае необходимо соблюдать конституционную процедуру и сроки внесения конституционных поправок.

Вопрос: насколько соответствует демократическим принципам приостановление выборов в высший законодательный орган с целью проведения конституционной реформы (в период между аннулированием результатов выборов и проведением повторных/новых выборов)?

Ответ: необходимость проведения конституционной реформы должна толковаться как необходимая для обеспечения полномасштабных и свободных выборов, в ходе которых можно будет надлежащим образом определить волю народа. При необходимости конституционная реформа, направленная на решение существующих институциональных проблем, может быть принята новым законодательным органом.

Исполняющий обязанности президента Кыргызстана Садыр Жапаров
© Пресс-служба президента КР / Султан Досалиев
Любое приостановление выборов должно производиться на как можно более короткий срок. Конституционная реформа, однако, подразумевает установленные Конституцией сроки, которые, как правило, являются длительными, с тем чтобы обеспечить возможность тщательного обсуждения и достижения широкого согласия политических сил и общества в целом. За исключением пунктуальной и технической реформы, необходимой для проведения новых выборов, любая другая конституционная реформа не может быть начата после переноса очередных выборов.

Процедура, нарушающая демократические стандарты в процессе принятия самого конституционного закона, приостанавливающего выборы, вызывает опасения, что конституционная реформа будет осуществляться таким же образом. Может сложиться впечатление, что приостановление выборов по причине необходимости конституционной реформы является чисто инструментальным восприятием Конституции и не может считаться соответствующим демократическим стандартам.

Вопрос: в какой степени изменения избирательного законодательства, влекущие за собой приостановление избирательного процесса, соответствуют демократическим принципам и международным стандартам?

Ответ: любое приостановление выборов влияет на гражданские и политические права электората и может подорвать демократию. Оценка "законной цели" и "пропорциональности" ограничения прав избирателей может проводиться только в контекстуальном порядке с учетом фактического положения дел в стране. В КР не только перенесены выборы, но и приостановлена избирательная процедура. Приостановка может потребовать более тщательной проверки, поскольку влечет резкое прерывание действующей демократической процедуры, уже начавшуюся избирательную кампанию и ожидания избирателей в отношении обновления состава парламента.

Комиссия считает, что приостановление избирательного процесса ограничивается принципами необходимости и строгой пропорциональности. Исключительная ситуация действительно может оправдать перенос выборов. Однако, когда был принят оспариваемый конституционный закон, Кыргызстан не находился в состоянии ЧП, ЧС или форс-мажорных обстоятельств. Поэтому Конституционная палата должна будет определить, являются ли ограничения политических прав граждан достаточно пропорциональными для достижения законной цели.

Вопрос: насколько согласуется с демократическими принципами то, что уходящий парламент принимает поправки к законодательству без учета установленного порядка принятия законов?

Ответ: соблюдение по существу конституционных процедур и правил и адекватное участие общественности и политических дебатов имеют основополагающее значение в ходе законодательного процесса. Принятие важных изменений в избирательном законодательстве вне процедур, установленных Конституцией и действующим законодательством, подрывает принципы парламентской демократии. Парламент обязан соблюдать то, что можно назвать "надлежащим законотворческим процессом", или требования к форме и порядку действий, установленные Конституцией. В свете этого принципа, который применяется ко всем парламентским демократиям, парламентские процедуры всегда должны соблюдаться не только номинально, но и по существу, чтобы защитить роль парламента как форума общественных дебатов, политического участия и дискуссий.

В заключение в комиссии отметили, что готовы и далее помогать Конституционной палате Верховного суда КР.

Напомним, 21 октября Центризбирком утвердил дату повторных парламентских выборов — 20 декабря. Однако на следующий день Жогорку Кенеш принял закон, согласно которому сроки проведения выборов будут назначены после конституционной реформы, но не позднее 1 июня 2021 года. На тот момент исполняющий обязанности президента Садыр Жапаров подписал этот закон.

2320
Теги:
Жогорку Кенеш, заключение, перенос, выборы, Парламент, Кыргызстан
Темы:
Повторные выборы в Жогорку Кенеш (55)
По теме
Парламентские выборы планируется провести весной — Жапаров
Подсчет результатов голосования на избирательном участке. Архивное фото

Кто из претендентов в президенты сдал подписные листы полный список

69
(обновлено 01:03 04.12.2020)
Истек срок сдачи избирательного залога и подписных листов. Стал известен список претендентов, который далее будет проверять ЦИК.

БИШКЕК, 4 дек — Sputnik. Подписные листы по состоянию на 23:59 3 декабря сдали 20 претендентов на пост президента Кыргызстана, сообщает Центризбирком.

Список претендентов:

  • Абдиль Сегизбаев — 55 480 подписей;
  • Адахан Мадумаров — 39 856;
  • Аймен Касенов — 46 270;
  • Арстанбек Абдылдаев — 47 998;
  • Арстанбек Мыктыбек — 33 083;
  • Бабыржан Тольбаев — 58 029;
  • Бактыбек Калмаматов — 35 300;
  • Женишбек Байгуттиев — 51 896;
  • Имамидин Ташев (количество подписей неизвестно);
  • Канатбек Исаев (количество подписей неизвестно);
  • Каныбек Иманалиев (количество подписей неизвестно);
  • Клара Сооронкулова — 33 458;
  • Кубан Чороев — 39 053;
  • Курсан Асанов — 43 864;
  • Равшан Джеенбеков — 39 874;
  • Рашид Тагаев — 40 651;
  • Садыр Жапаров — 59 998;
  • Саматбек Ибраев (количество подписей неизвестно);
  • Улукбек Кочкоров (количество подписей неизвестно);
  • Эльдар Абакиров — 43 630.

Рабочая группа ЦИК по приему подписных листов проводит проверку. Она будет проходить в течение 8 календарных дней.

Претенденты должны были до 3 декабря включительно сдать более 30 тысяч подписей и один миллион сомов избирательного залога.

69
Теги:
кандидат, выборы, Центральная избирательная комиссия, Кыргызстан
Темы:
Выборы президента Кыргызстана 2021
По теме
Будет ли чудо в Кыргызстане? Яркие высказывания депутатов о выборе формы правления
Парламентские выборы могут передвинуть на осень 2021 года — мнение депутата
Депутат призвал скорее вынести вопрос о форме правления в КР на референдум
Видеоконференция Министра иностранных дел Кыргызстана Руслана Казакбаева с Послом США в Кыргызстане Дональдом Лу

Бишкек отметил важность сбалансированных заявлений со стороны посольства США

77
(обновлено 23:07 03.12.2020)
Министр иностранных дел Кыргызстана переговорил с американским послом. Пресс-служба МИД рассказала, что обсудили дипломаты.

БИШКЕК, 3 дек — Sputnik. Во время встречи главы МИД КР Руслана Казакбаева и посла США Дональда Лу кыргызская сторона отметила важность сбалансированных заявлений со стороны посольства Соединенных Штатов относительно событий в стране, сообщает пресс-служба министерства. 

  • Во время встречи главы МИД КР Руслана Казакбаева и посла США Дональда Лу кыргызская сторона отметила важность сбалансированных заявлений со стороны посольства Соединенных Штатов относительно событий в стране
    Во время встречи главы МИД КР Руслана Казакбаева и посла США Дональда Лу кыргызская сторона отметила важность сбалансированных заявлений со стороны посольства Соединенных Штатов относительно событий в стране
    © Фото / пресс-служба МИД КР
  • Встреча состоялась в режиме видеосвязи
    Встреча прошла в режиме видеосвязи
    © Фото / пресс-служба МИД КР
1 / 2
© Фото / пресс-служба МИД КР
Во время встречи главы МИД КР Руслана Казакбаева и посла США Дональда Лу кыргызская сторона отметила важность сбалансированных заявлений со стороны посольства Соединенных Штатов относительно событий в стране

Встреча прошла в режиме видеосвязи. 

Дипломаты обменялись мнениями, обсудили вопросы экономического сотрудничества, увеличения двустороннего товарооборота. 

"Стороны также затронули вопросы сотрудничества в противодействии коррупции и борьбе с криминалитетом. Достигнуто взаимопонимание о необходимости совместной работы по проведению радикальных реформ в стране, нацеленных на дальнейшее развитие инклюзивности политической системы, укрепление демократических институтов и верховенства права", — говорится в релизе. 

Посольство США регулярно комментирует события в Кыргызстане. Недавно диппредставительство распространило заявление о том, что Соединенные Штаты приветствуют предложение кандидатов в президенты перенести проведение референдума по конституционной реформе на весну или более поздний срок. При этом США указывали, как должна проходить конституционная реформа.

77
Теги:
Посольство США в КР, Дональд Лу, Руслан Казакбаев, Кыргызстан, США
По теме
Главы МИД стран ОДКБ провели встречу. Что решили?
Дастан Дюшекеев назначен главой отдела внешней политики аппарата президента КР
Чингиз Айдарбеков освобожден от должности советника президента