Зал заседания в здании Верховного суда Кыргызской Республики. Архивное фото

Что станет с судебной властью в КР по проекту новой Конституции разбор

812
(обновлено 13:19 24.11.2020)
Предлагаемые изменения в Конституции касаются не только полномочий президента и парламента, но и судебной ветви власти. Что хотят изменить в ее работе авторы новой версии Основного закона, узнайте в материале Sputnik.

17 ноября кыргызстанцам представили проект новой редакции Конституции. Его инициаторами числятся 80 депутатов Жогорку Кенеша, однако уже трое из них заявили, что не подписывали документ.

Предлагаемая Конституция меняет распределение полномочий между парламентом, правительством и президентом, вводит Народный курултай, а также предусматривает целый ряд других важный изменений. Многие из них касаются устройства судебной власти.

Sputnik Кыргызстан изучил, как изменится работа судов, если в стране примут новую редакцию Конституции.

Возвращение Конституционного суда

В новую редакцию возвращается Конституционный суд. Он вводится вместо Конституционной палаты, которая входит в состав Верховного суда (КС в него входить не будет).

Напомним, что Конституционный суд — это не новшество: он действовал до принятия новой Конституции в 2010 году. Как суд, так и палата призваны защищать Конституцию КР, но в определении их статуса и полномочиях все же есть разница.

Конституционная палата занимается конституционным контролем, а Конституционный суд объявляется авторами новой редакции высшим органом судебной власти по защите Основного закона.

Требования к судьям

Сейчас судьей Верховного суда может быть кыргызстанец от 40 до 70 лет с высшим юридическим образованием и стажем работы по профессии не меньше 10 лет. Предлагаемый проект ужесточает эти требования: теперь кандидат на эту должность должен иметь как минимум 15 лет в профессии, из них не меньше пяти лет — судьей.

В то же время новая редакция предъявляет к судьям Конституционного суда те же требования, что сейчас применяются к судьям Конституционной палаты ВС КР: возраст от 40 до 70 лет, юридическое образование и стаж по профессии не меньше 15 лет.

Чем отличаются полномочия суда и палаты

Конституционная палата ВС КР:

  1. Признает неконституционными законы и другие НПА, если они противоречат Конституции.
  2. Дает заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, где участвует Кыргызстан.
  3. Дает заключение к проекту закона об изменениях в Конституцию.

У Конституционного суда более длинный список полномочий. Помимо двух последних пунктов, указанных выше, КС:

  1. По запросу президента, парламента и Верховного суда дает официальное толкование Конституции.
  2. Разрешает дела о соответствии Конституции законов и других НПА.
  3. Разрешает споры о компетенции между ветвями власти.

Важно! Помимо вышеперечисленного, Конституционный суд дает заключение о соблюдении установленного порядка при выдвижении обвинения против президента.

Сейчас глава государства может быть отрешен от должности на основании выдвинутого парламентом обвинения в совершении преступления. Оно должно быть подтверждено заключением генпрокурора. Авторы проекта предлагают добавить к нему еще и заключение Конституционного суда.

Как назначаются председатели судов

Сейчас судьи Верховного суда из своего состава выбирают председателя и его замов на три года. При этом один и тот же человек не может быть избран главой или замглавы ВС два срока подряд. Такая же система действует и в Конституционной палате.

Авторы новой редакции в корне меняют эту систему: председателя и замов как Конституционного, так и Верховного судов с согласия парламента назначает президент. Главы выбираются из числа судей КС и ВС на пять лет. При этом ограничения на переизбрание не уточняются.

Похожим образом может измениться и положение дел в местных судах. По действующей Конституции собрание судей местного суда из своего состава выбирает председателя и его заместителя на три года. При этом один и тот же человек не может быть избран два срока подряд в одном и том же суде.

По проекту новой Конституции председателей местных судов и их заместителей по представлению Совета по отбору судей назначает президент на пять лет. При этом ограничения на переизбрание не уточняются.

Увольнение судей

Сейчас при Совете судей действует дисциплинарная комиссия. Она формируется президентом, парламентом и Советом судей по одной трети состава соответственно. Если судья нарушил требования безупречности, то его освобождают от должности именно по предложению этой комиссии.

В проекте новой Конституции места для дисциплинарной комиссии не нашлось. Если судья нарушает требования безупречности, то освобождается от должности напрямую по предложению Совета судей.

Судьи ВС, проявившие себя небезупречно, могут быть досрочно освобождены от должности Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа нардепов по представлению президента. Судей местных судов увольняет глава государства (в проекте эти нормы сохраняются).

Если судья умирает, достигает предельного возраста, уходит в отставку или на другую работу, выходит из гражданства или попадает в другие подобные обстоятельства, не связанные с требованиями безупречности, то его полномочия прекращаются по предложению Совета судей органом, его избравшим (в проекте эти нормы также сохраняются).

При этом судьи ВС освобождаются от должности решением ЖК, принятым большинством от числа присутствующих депутатов, но не менее чем 50 голосами (эта норма исключена из проекта).

Временное отстранение от должности и привлечение судей к уголовной ответственности допускается с согласия дисциплинарной комиссии при Совете судей (в проекте нет дисциплинарной комиссии, поэтому в нем идет речь о прямом согласии Совета судей).

Совет по отбору судей

Как в действующем, так и в предложенном вариантах Конституции Совет по отбору судей формируется из судей и представителей гражданского общества. Однако в нынешней версии есть еще такая норма:

"Совет судей, парламентское большинство и парламентская оппозиция избирают по одной трети состава Совета по отбору судей соответственно".

Из предложенного проекта она исключена. В то же время по обсуждаемой редакции работа Совета по отбору судей, его полномочия и порядок формирования определяются не простым законом, как в действующем варианте, а конституционным.

Когда можно обращаться в конституционный орган

Действующая версия Основного закона гласит, что каждый вправе оспорить конституционность закона или другого НПА, если считает, что они нарушают конституционные права и свободы. Эта норма сохраняется и в предлагаемой редакции, однако к ней добавляется еще один важный момент:

"Жалобы на нарушения прав и свобод граждан, применимых в конкретном деле, принимаются Конституционным судом, если исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты".

Еще один важный момент

В новой редакции сказано, что если судья достигает предельного возраста, рассматривая конкретное дело, то его освобождают от должности, когда рассмотрение дела подойдет к концу и будет вынесен судебный акт.

812
Теги:
реформа, власть, суд, конституция, Кыргызстан
Темы:
Проект новой Конституции и референдум (55)
По теме
Что говорит проект новой Конституции КР о "насильственном захвате власти"
Так один или два? Проект Конституции на двух языках разнится в сроках президента
В проекте новой Конституции нет должности премьер-министра
21 ноября 2020. Участники саммита Группы двадцати в режиме видеоконференции.

Дипломатический протокол времен ковида

13
(обновлено 22:37 30.11.2020)
Из-за пандемии международная политика поневоле вернулась к прежним временам, просто сургуч и гусиные перья заменили электроника и криптография. Но может ли это заменить личное общение — большой вопрос, считает эксперт.

Сравнение нынешней моровой заразы с "черной смертью" середины XIV века было бы чрезмерным. Тогда, по минимальным оценкам, чума выкосила четверть населения Европы, многие селения и даже города просто перестали существовать; сейчас этого, слава Богу, нет. Опять же уровень гигиены и санитарии, а равно медицинской науки сегодня немного другой, пишет обозреватель РИА Новости.

Однако в одном отношении разница между нынешними жителями Москвы, Парижа и Нью-Йорка и тогдашними жителями Флоренции и Страсбурга невелика. Что те, что эти в равной степени не понимают, когда все кончится. Как говорил Сократ, "я знаю, что ничего не знаю".

Конечно, есть и штатные оптимисты. Министр здравоохранения Великобритании Мэтт Хэнкок заявил, что жизнь в королевстве к Пасхе 2021 года вернется в нормальное русло. Хорошо бы так, а еще лучше к Масленице, но вообще-то все это напоминает старинную песенку про Мальбрука: "Он вернется к Пасхе или на Троицу. Троица проходит, Мальбрука все нет".

В этом отношении в речи Кремля "нет понимания, как долго продлится эпидемия, — есть понимание, что сейчас прикладываются максимально энергичные усилия для производства вакцин и начала массовой вакцинации, которая может замедлить, а в перспективе и предотвратить дальнейшее распространение инфекции", то есть будем делать что должно, а там как Бог даст, представляется более реалистическим.

Конечно, на все воля Божья, в том числе и на сроки эпидемии, но посмотрим, как моровое поветрие влияет на вроде бы не имеющий к нему прямого отношения дипломатический протокол.

Съезд G7 последний раз прошел в августе 2019 года в Биаррице, и с тех пор про мероприятие начали забывать. Дональд Трамп сначала хотел провести его летом, считая, что видеоконференции державцев, прошедшей 10-12 июня, недостаточно, потом перенес планы на осень, потом на декабрь, после выборов, но теперь не ясно, что с Трампом, а со съездом и подавно.

При этом подтвердилась правота пословицы "На мак седьмой год неурожай, а голода нет". То есть, конечно, проблем и даже прямых бедствий выше крыши, но с наличием или отсутствием встречи державцев полумира это никак не связано. И прежде (причем уже довольно давно) было понятно, что мероприятие пустое, но сейчас это доказано экспериментальным образом.

Встреча G20 тоже прошла онлайн, и тоже нельзя сказать, чтобы она кого-то сильно впечатлила. Очевидно, что личное общение державцев, производящее, так сказать, синергию, все-таки бывает необходимо. "Балы, любовные интриги, козни и препирательства Венского конгресса", то есть вещи факультативные, "на полях", как теперь говорят, тоже оказываются для чего-то нужны. Наверное, такова природа дипломатии.

Разумеется, во всем надо знать меру. Преувеличенное значение личных контактов, начавшееся еще во времена Хрущева — Брежнева, но сделавшееся совсем чрезмерным при Горбачеве — Ельцине, когда считалось, что надо распоясавшись, без галстуков вместе посидеть и все сладится, — это ведь тоже чересчур, тем более когда партнер мягко стелет, да жестко спать. А ведь партнеры по преимуществу именно таковы.

Теперь благодаря COVID-19 и прекращению всяких удовольствий и сношений международная политика поневоле вернулась к прежним временам. Конечно, на другой материально-технической базе. Тогда были гусиные перья, сургуч, которым запечатывали послания "Державный брат мой!", курьеры, загонявшие лошадей, а сегодня всякая электроника и криптография, но суть осталась прежней. Как пелось в солдатской песне XVIII века,

"Пишет, пишет король прусский
Государыне французской
Мекленбургское письмо".

В XXI веке то же самое, только с помощью Zoom.

И даже нет уверенности, что грандов мировой политики это особенно огорчает. Путин, Си Цзиньпин, Макрон, Меркель не первый год держат бразды, знают своих партнеров как облупленных и вполне могут ограничить средства общения мекленбургскими письмами. Беспрестанно летать по свету ради личных встреч с давними партнерами необязательно.

Есть только одно "но".

Гранды со стажем в совместных балах и увеселениях действительно не сильно нуждаются. Хоть при ковиде, хоть без ковида. Но все не вечно, на смену им идут другие. И новым лидерам, занявшим их место, личное общение будет необходимо — хотя бы для того, чтобы познакомиться и притереться друг к другу. По Zoom это будет затруднительно.

И здесь интересно, что настанет раньше. Восстановление бытовой нормальности с прекращением заразы или смена политических поколений. Уравнение с двумя неизвестными, а ведь решение немаловажно.

13
Теги:
взаимоотношения, протокол, дипломатия, пандемия
По теме
Коронавирус все-таки победил американского президента
Исполняющий обязанности президента Кыргызстана, торага Жогорку Кенеша Талант Мамытов. Архивное фото

И. о. президента КР Мамытов пробудет в России три дня пресс-секретарь

125
(обновлено 20:34 30.11.2020)
Подробности визита пока неизвестны. Ранее отмечалось, что состоится встреча торага ЖК Кыргызстана и председателя Госдумы России.

БИШКЕК, 30 ноя — Sputnik. Официальный визит исполняющего обязанности президента Кыргызстана, торага Жогорку Кенеша Таланта Мамытова в Россию продлится три дня — с 6 по 8 декабря, сообщила пресс-секретарь главы страны Галина Байтерек.

По ее словам, визит состоится по линии парламентского сотрудничества Жогорку Кенеша с Государственной думой РФ.

Другие подробности будут известны позже.

Ранее визит Мамытова в Москву анонсировал председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. Он сообщил, что их встреча состоится 7 декабря.

После октябрьских событий в Кыргызстане Россию посетили ныне исполняющий обязанности премьер-министра Артем Новиков и глава МИД Руслан Казакбаев.

125
Теги:
встреча, визит, Вячеслав Володин, Талант Мамытов, Россия, Кыргызстан
По теме
И. о. президента КР отреагировал на предложение о статусе русского языка
Казакбаев встретился с Козаком и обсудил поддержку бюджета республики