Сотрудник правоохранительных органов перед намазом в день праздника перед мечетью в Москве. Архивное фото

Орозо айт в Москве: помешает ли коронавирус празднику?

901
(обновлено 13:23 26.04.2020)
Онлайн-трансляции, коллективные молитвы дома — в Москве думают, как отметить Орозо айт в ситуации с эпидемией COVID-19.

БИШКЕК, 20 мар — Sputnik. Лев Рыжков. В связи с распространением коронавируса в России отменяются многие массовые мероприятия. Под угрозой оказался и один из главных исламских праздников — Орозо айт, знаменующий окончание священного поста в месяц Рамазан. В этот день праздничные молитвы в разных районах Москвы посещают десятки тысяч верующих, в том числе трудовые мигранты из стран Центральной Азии.

Представители исламских организаций России рассказали Sputnik, готовы ли они к возможной отмене торжеств и какие меры предосторожности уже приняты в мечетях.

Ради здоровья верующих

Глава Духовного собрания мусульман России и Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона Альбир Крганов уверен, что важно способствовать нераспространению COVID-19.

"Приняты соответствующие меры борьбы с вирусом, поскольку здоровье верующих для нас очень важно. В связи с рекомендациями мэрии Москвы мы сокращаем число участников богослужений до 50 человек, сокращаем время молитв. Надеемся, что 23 мая — в день празднования Орозо айта — противокарантинные меры будут облегчены и появятся соответствующие решения", — заявил Крганов.

Но духовенство готово к тому, что угроза коронавируса не отступит и к празднику.

"Мы изучали фатвы, богословские заключения по этой проблематике, искали прецеденты в истории ислама. Также анализировали современные решения, которые принимаются в мусульманских странах. В частности, возник вопрос, как быть с обязательными пятничными богослужениями. В итоге Совет улемов принял фатву о том, что пятничная служба проводиться не будет. А ведь пятничный намаз по своему статусу важнее праздничного", — отметил муфтий.

По его словам, если ситуация будет усугубляться и возникнет необходимость продления карантина, придется разъяснить ситуацию верующим.

"Мы очень надеемся, что встретим понимание. И праздничный намаз, конечно, состоится, но, может быть, не в обычном формате, в котором мы проводили его раньше. В социальных сетях и на сайтах уже проводим разъяснительную работу, а ближе к большим праздникам, думаю, обратимся к средствам массовой информации, чтобы они нам помогли. Решения, какими бы они ни были, принимаются в первую очередь для сохранения здоровья самих верующих", — сказал Крганов.

Как же будет проводиться намаз, если карантин не отменят? Муфтий пояснил, что этот вопрос обсуждается.

"Совершенно точно, что в Рамазан все мусульмане будут поститься дома, а самое главное в этот месяц — пост. Если продолжится карантин, верующие будут совершать таравих-намаз дома. Праздничный намаз, конечно, желателен. Но мы будем дополнительно обсуждать, что можем предложить с учетом современных технологий", — подчеркнул священнослужитель.

Муфтий отметил, что таких прецедентов в истории ислама еще не было. Единодушия среди богословов на этот счет тоже нет. У праздничного онлайн-намаза есть и противники.

"Сегодня архитектура мечетей предполагает большие залы. В некоторых мечетях поставили окна, чтобы было видно священнослужителя. Это архитектурное решение принято согласно канонам ислама. Сегодня уже есть мечети в несколько этажей, где просто увидеть имама невозможно. Там стоят телевизоры и громкоговорители. Фатва, о которой идет речь, гласит, что молиться вместе с имамом в таких помещениях можно. И вот, ссылаясь на нее, богословы говорят, что можно переносить молитву и на более дальние территории. С другой стороны, верующий может читать намаз вместе с домочадцами, и это будет считаться джамаатом (коллективный намаз), так как посещение мечети невозможно в силу обстоятельств", — сказал муфтий.

Не стоит опережать события

Главный имам Московской соборной мечети, руководитель аппарата Духовного управления мусульман Европейской части России Ильдар Аляутдинов рассказал о действующих профилактических мерах.

"До 10 апреля в мечетях Москвы и европейской части России введен карантин, пятикратные и пятничные молитвы в помещениях приостановлены. Работают дежурные имамы. После 10 апреля, если поступят другие указания от правительства Москвы, будем думать и предпринимать какие-то действия. Сейчас надо мониторить ситуацию и действовать относительно конкретных условий", — пояснил Аляутдинов.

Имам сообщил, что консолидированного решения о том, каким будет празднование Орозо айта, богословы еще не приняли.

Флаги стран участников ЕАЭС и таможенного кодекса в заседании Евразийского межправительственного совета в городе Москва
© Пресс-служба правительства / Сабыр Аильчиев
"Надеюсь, что после 10 апреля карантин будет снят. В то же время надо быть готовым и к худшему развитию событий. Улемы-богословы рассматривают варианты. Когда они вынесут свое заключение, мы сможем ответить конкретно, как поступим в этом случае", — добавил он.

Праздник Орозо айт начинается в последний вечер священного месяца Рамазан и отмечается три дня. В этом году он наступит вечером 23 мая. Ежегодно праздничные богослужения собирают огромное число верующих, в том числе из числа трудовых мигрантов. Так, по оценке Департамента национальной политики и межрегиональных связей правительства Москвы, в 2019 году только в столице РФ на праздничные молитвы пришли 270 тысяч человек.

Календарь орозо-2020, составленный в сотрудничестве с Духовным управлением мусульман Кыргызстана.

901
Теги:
Орозо календарь, Карантин, мечеть, мусульмане, Рамазан, Орозо айт, Москва
Темы:
Распространение нового коронавируса COVID-19 в мире (1792)
По теме
Новые зараженные коронавирусом — пожилые женщины. Они прилетели из Кувейта
Встреча лидеров "Большой семерки" пройдет по видеосвязи из-за коронавируса
Пандемия коронавируса — как теперь будут зарабатывать страны ЕАЭС
Студенты у здания Московского государственного института международных отношений (МГИМО). Архивное фото

Кого МИД Кыргызстана рекомендовал на зачисление в МГИМО список

359
(обновлено 23:09 24.06.2021)
Комиссия по проведению конкурсного отбора абитуриентов в МГИМО опиралась на результаты Общереспубликанского тестирования и итоги тестирования по английскому языку.

БИШКЕК, 24 июн — Sputnik. Министерство иностранных дел КР опубликовало список кыргызстанцев, рекомендованных на зачисление в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД России.

Пресс-служба внешнеполитического ведомства отмечает, что в рамках программы сотрудничества между МИД двух стран был проведен отбор абитуриентов для рекомендации к зачислению в МГИМО.

"Комиссия по проведению конкурсного отбора абитуриентов получила официальные результаты ОРТ, а также итоги тестирования по английскому языку от Центра дополнительного образования АУЦА (для магистратуры) и утвердила список кандидатов, набравших наивысшие баллы в соответствии с выбранными направлениями", — говорится в релизе.

Список абитуриентов

Бакалавриат:

  • Айзада Абдымаликова (направление "международные отношения");
  • Ильдар Чалбаев (международные отношения);
  • Айша Абылгазиева (зарубежное регионоведение);
  • Саадат Эрматова (юриспруденция);
  • Бермет Мукаева (юриспруденция);
  • Дарин Маликова (экономика).

Магистратура:

  • Арген Бердиев (международные отношения);
  • Айжана Караева (юриспруденция).

Список будет официально направлен российской стороне.

359
Теги:
абитуриенты, поступление, МГИМО, Россия, Кыргызстан
По теме
На кого поступать? Ректор Политеха дал советы абитуриентам — видео
Мигранты сидят в автобусе возле Единого миграционного центра Московской области. Архивное фото

Как уберечь мигрантов от вербовки террористов?

77
(обновлено 22:10 24.06.2021)
С начала пандемии усилилась агитационная работа экстремистов в среде диаспор, заявил глава ФСБ России Александр Бортников.

Чаще всего религиозные экстремисты по всему миру пытаются завербовать трудовых мигрантов. Об этом на пленарном заседании Московской конференции по международной безопасности заявил директор Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ Александр Бортников. По его словам, карантинные меры усилили обособление и без того непрозрачных анклавов мигрантов. Как обстоит ситуация с формированием анклавов в России? Как противостоять влиянию террористов на диаспоры? Читайте в материале Sputnik.

© Sputnik / Алексей Никольский
Директор Федеральной службы безопасности России (ФСБ) Александр Бортников

Создание анклавов неизбежно?

Сегодня любое объединение иностранцев можно считать этническим анклавом, и важно различать: мигранты просто хотят общаться с соотечественниками, чтобы не терять родную культуру, или пытаются организовать некое "государство в государстве"? В первом случае создание сообществ естественно, считает директор представительства Международной организации по миграции в Москве Абдусаттор Эсоев.

© Sputnik / Владимир Трефилов
Директор Международной организации по миграции в Москве Абдусаттор Эсоев

"По результатам нашего мониторинга, конкретно в России угрозы создания враждебно настроенных анклавов не существует, — говорит он. — Просто иностранцы стараются держаться вместе, чтобы им было легче адаптироваться. Особенно такой модели поведения, к примеру, придерживаются выходцы из Узбекистана и Таджикистана — там ценна фигура старшего, с которым можно посоветоваться, а в условиях адаптации без рекомендаций не обойтись".

Попытка создать более комфортные условия в иноязычной среде — нормальное желание, считает член президиума Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, председатель Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин.

© Sputnik / Владимир Трефилов
Член президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, председатель Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин
"Что касается анклавов, это мировая тенденция, и здесь, кстати, проявляется своеобразие России. Во многих государствах районы, где живут преимущественно представители одной национальности, даже удобны для властей. Считается, что так легче контактировать с мигрантами, регулировать ситуацию. В России такой линии госполитики нет", — отмечает собеседник.

Мультикультурализм в принципе присущ многим постсоветским странам, поэтому если в России возникают этнические анклавы, то это стихийное явление с сугубо экономической подоплекой, подчеркивает глава комиссии.

"Например, в селах дома стоят дешевле, мигрант приобретает один такой дом и подтягивает родных, они тоже приобретают жилье поблизости, — объясняет Зорин. — Но это не очень желательный процесс для самих же мигрантов, потому что адаптация дается легче в многонациональной среде. И, конечно, любому объединению нужен мониторинг".

Меньше знаний — больше риска

Экстремисты всегда ориентируются на диаспоры, поскольку в данном сегменте есть люди, которые приехали в страну только с целью заработка. Они не думают об адаптации, а значит, место пребывания не обладает большой ценностью для таких мигрантов, говорит эксперт по региональной безопасности в Центральной Азии, политолог Шерадил Бактыгулов.

Сопредседатель Пикира Шерадил Бактыгулов
© Sputnik / Эркин Садыков
Эксперт по региональной безопасности в Центральной Азии, политолог Шерадил Бактыгулов
"За 30 лет после распада СССР знание русского языка в некоторых странах снизилось, а когда ты не владеешь языком страны, в которой работаешь, в полной мере, сложнее понять культурные традиции, обычаи, — рассуждает он. — Такие люди легко могут стать добычей вербовщиков. Другая проблема заключается в правовом аспекте. Нет универсального толкования экстремизма и радикализма. Оно, к примеру, существует в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Однако ЕАЭС данные вопросы не затрагивает, поскольку является экономическим союзом. И так как подобные деяния сложно регламентировать, не все мигранты осознают масштаб опасности".

Не следует забывать и про недостаточные представления о религии, добавляет Владимир Зорин. "Это накопилось за годы, когда был провозглашен атеизм, — говорит эксперт. — Необходимо повышать образование и просвещение в области религии. 23 июня мы как раз обсуждали этот вопрос в Общественной палате РФ, выдвинули идею создания молодежных секций при многих институциональных структурах. В вопросах экстремизма основная группа риска — молодежь, и эту угрозу (вербовки молодежи. — Ред.) важно ликвидировать".

Религиозная составляющая

Помимо работы с молодежью, нужно прорабатывать специальные соглашения с государствами, откуда приезжают мигранты, чтобы сделать процесс миграции прозрачным и контролируемым, уверен Зорин.

"Россия уже заключила такие межправительственные соглашения в сфере трудовой миграции с Узбекистаном, активно сотрудничает по этому вопросу с Таджикистаном, — напоминает специалист. — Необходимо и актуализировать тему религии в рамках масштабных культурных проектов, чтобы коренное население и мигранты находились в состоянии диалога. Сейчас мы обсуждаем стратегию взаимодействия православия и ислама в России, эту инициативу благословил патриарх (патриарх Русской православной церкви Кирилл. — Ред.), и она, безусловно, способствует укреплению общероссийской идентичности".

В просветительских проектах для мигрантов могли бы участвовать и дома дружбы, которые действуют на территории всей РФ, считает Абдусаттор Эсоев.

"Это государственные учреждения, их цель — создание благоприятных условий для сохранения культур, языков, обычаев. Но большее внимание дома дружбы уделяют этническим группам, которые издавна живут в России. А было бы хорошо, если бы они проводили мероприятия для мигрантов. У молодых людей ведь много энергии, которую в нерабочее время надо направлять правильно. Участвуя в многонациональных культурных и спортивных мероприятиях, они становились бы более открытыми".

Тем не менее главной превентивной мерой в борьбе с терроризмом остается работа с исламским духовенством, утверждает Шерадил Бактыгулов. "Дома дружбы в первую очередь привлекут мигрантов, которые стремятся стать частью российского общества. А для многих рабочих из Центральной Азии, только приехавших в Россию, главный культурный дом — это мечеть. Там свои коллективы и лидеры мнений, с которыми нужно работать".

Таргетированность — это подход, который нужно использовать сегодня не только в интернете, поясняет Бактыгулов. "То есть, когда мы акцентируем внимание лишь на представителях духовенства из Татарстана, Башкортостана или Кавказа, нужно понимать, что центральноазиатский ислам — немного другой, у него есть ряд нюансов. Поэтому, чтобы лучше понимать религиозную специфику, избежать недопонимания и риска влияния экстремистов, нужно создавать разъяснительные проекты с российскими духовниками узбекского, таджикского, кыргызского происхождения", — подытожил эксперт.

77
Теги:
пандемия, вербовка, террористы, мигранты, Александр Бортников
По теме
Путин подписал указ о мигрантах — посольство РФ обратилось к кыргызстанцам
Что должен знать мигрант — в России утвердили новые требования
Последствия ДТП на легковом автомобиле. Иллюстративное фото

Груда металла в Бишкеке авто врезалось в дерево, пострадала девушка. Фото

71
(обновлено 13:23 25.06.2021)
Спасатели вытащили пострадавшую из машины и передали врачам. Автомобиль превратился в груду металла.

БИШКЕК, 25 июн — Sputnik. В Бишкеке машина врезалась в дерево, пострадала 27-летняя девушка, сообщила пресс-служба МЧС.

Авария произошла на пересечении проспекта Чуй и улицы 7 Апреля. По предварительным данным, девушка не справилась с управлением, и машина марки Toyota Aristo врезалась в дерево.

На пересечении проспекта Чуй и улицы 7 апреля в Бишкеке, водитель легковой машины “Toyota Aristo” не справился с управлением и врезался в дерево.
© Фото / пресс-служба МЧС КР
В Бишкеке машина врезалась в дерево, пострадала 27-летняя девушка

На кадрах видно, что машина превратилась в груду металла. Сотрудники МЧС вытащили пострадавшую из машины и передали медикам "скорой".

71
Теги:
дерево, машина, МЧС, девушка, Бишкек
Темы:
ДТП в Кыргызстане с начала 2021 года
По теме
На Иссык-Куле в ДТП погиб военный Погранслужбы ГКНБ — машина опрокинулась
Внедорожник влетел на АЗС и "оседлал" Porter на окраине Бишкека. Видео