Главный инженер: средний "возраст" бишкекских светофоров — 35 лет

Подписаться
На обеспечение бесперебойной работы столичных светофоров государство ежемесячно тратит 76 тысяч сомов.

БИШКЕК, 5 авг — Sputnik. 101 год прошел со дня изобретения светофора — устройства из многочисленных светодиодов, металла и пластика. Начальник по обслуживанию светофорного хозяйства Сергей Осипов рассказал Sputnik о том, сколько энергии и денег тратится на обслуживание "железных полицейских" и как выглядели и управлялись первые светофоры в столице.

Первый светофор во Фрунзе

Неработающий светофор на одной из улиц города Бишкека. - Sputnik Кыргызстан
Вопрос ДПС: когда светофоры города будут работать полноценно?
В 1952 году на пересечении улиц Сталина и Первомайской (нынешних проспекта Чуй и улицы Раззакова) было очень плотное движение, и именно на этом перекрестке появился первый во Фрунзе светофор. Правда, он был меньшего размера, чем современные трехглазые регулировщики, и не висел на столбе, а стоял на небольшой подставке прямо на земле. При этом зеленый свет загорался над желтым, а красный располагался под ним.

Если первые светофоры управлялись постовыми вручную, то уже совсем скоро электрические регулировщики стали более самостоятельными.

Как много в городе современных светофоров и сколько они стоят

Сегодня в столице Кыргызстана работает 206 светофорных объектов. Большая часть из них разменяла уже четвертый десяток. Светофоры 1978-го и 1996 годов выпуска, служащие четвертый срок, ничуть не смущают городскую мэрию. 

Несмотря на дороговизну устройства — от 800 тысяч до 1 миллиона сомов, — за последние 10 лет в Бишкеке установили 55 светодиодных и энергосберегающих объектов российского и китайского производства. В общей сложности инженеры-светофорщики потратили 1,5 года на установку новых аппаратов. Это при том, что для запуска одного устройства необходимо работать 10 дней.

Сколько энергии и денег тратится на обслуживание светофоров

Повреждено 30 светофоров ураганным ветром в Бишкеке
Один "советский" ламповый светофор потребляет в месяц 576 киловатт электроэнергии, что в три раза больше количества энергии, затраченной на обслуживание светодиодного и энергосберегающего аналога. Учитывая ставку на электроэнергию 77 тыйынов за 1 киловатт, в месяц из бюджета страны на обеспечение бесперебойной работы железных регулировщиков уходит больше 76 тысяч сомов.

Сергей Осипов дал ответ и на вопрос, почему в городе часто образуются заторы. Дело в том, что все светофоры в Бишкеке работают круглосуточно в одном и том же режиме, не переключаясь в часы пик. Исключение – светофор на Шампанвинкомбинате по проспекту Мира: он меняет режим работы 4 раза в день. Поэтому управляемая ночная светофорная "зеленая волна" – миф или совпадение. 

Справка:

Первые в мире электрические светофоры были установлены 101 год назад — 5 августа 1914-го — на перекрестке авеню Эвклида и 105-й Восточной улицы в Кливленде (штат Огайо). Создал эти устройства Джеймс Хог. Они переключали красный и зеленый свет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. Желтого света на светофоре не было. Однако в действительности светофор намного старше и появился вовсе не в Америке. 

10 декабря 1868 года возле здания парламента в Лондоне был установлен первый "железный", но газовый регулировщик. Изобрел его британец Джей Найт. К сожалению, 2 января 1869-го этот фонарь взорвался и серьезно ранил регулировщика. После этого от «светофорных» экспериментов на время отказались. 

Через сорок с лишним лет попытки организовать дорожное движение возобновились — уже в США. Первый автоматический светофор в 1910 году разработал изобретатель из Чикаго Эрнст Сиррин. Через два года Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити изобрел первый электрический светофор, но не запатентовал его.

Лента новостей
0