Таксисты грозятся уйти в "тень", если будет введен запрет на "праворульки"

© Sputnik / Табылды КадырбековПраворульный автомобиль на улицах города Бишкек
Праворульный автомобиль на улицах города Бишкек - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Таксисты просят правительство продлить мораторий на использование праворульных автомобилей в коммерческих целях на срок от одного года до трех лет. В противном случае перевозчики из-за отсутствия возможности работать грозятся выйти на митинги. Депутаты ЖК уже готовы рассмотреть этот вопрос, несмотря на принятый закон.

БИШКЕК, 16 ноя — Sputnik. Уже совсем скоро количество такси, курсирующих по Бишкеку, может сильно сократиться и вызвать машину станет практически невозможно, говорят таксисты. А все из-за того, что в КР с 1 января станет активным запрет на использование праворульных автомобилей для коммерческих целей.

Почему был введен запрет?

Разговоры о запрете "праворулек" начались семь лет назад, когда в Кыргызстан начали массово завозить автомобили из Японии, однако смена власти, выборы нового парламента отсрочили рассмотрение законопроекта на эту тему. Таксисты думали, что их оставили в покое, но ненадолго.

Возврат к "правой" теме произошел три года назад, и Закон "О запрете" был принят депутатами ЖК предыдущего созыва еще в 2013 году. Уже тогда общественность была возмущена этим законом, назвав его "антиобщественным". 

Главным аргументом законопроекта о запрете коммерческого использования "японцев" стала высокая аварийность на дорогах. По статистике ДПС, за 9 месяцев этого года по республике произошло 5 тысяч 143 аварии, из них 1 570 ДТП — с участием праворульных автомобилей. В них погибли 246 человек, и еще 2 590 получили различные травмы. 

По мнению председателя общественного наблюдательного совета МВД Ялкуна Даутова, статистика действительно говорит сама за себя, но при этом ДПС не отмечает соотношения леворульных и праворульных авто в ДТП.

"Японцы" действительно часто становятся участниками ДТП, особенно на республиканских трассах. Но при этом они более комфортабельны и дешевле в эксплуатации, чем их леворульные собратья. Может, есть смысл пересмотреть закон и как-то по-другому регулировать безопасность? При этом можно собирать деньги в бюджет. Можно просто запретить использовать "праворульки" на республиканских трассах, хотя отслеживать будет очень тяжело", — предложил Даутов.

По его мнению, необходимо продлить действие моратория от одного года до трех лет. За это время можно что-то придумать, чтобы безболезненно отказаться от праворульных автомобилей, заключил Даутов.

Мы хотим работать

Праворульный автомобиль на улицах города Бишкека. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
МВД хочет штрафовать таксистов, работающих на праворульных машинах
Немного статистики о машинах: в КР насчитывается 1 миллион 73 тысячи автомобилей, из них 163 тысячи — праворульные, что составляет 15,39 процента от общего количества. В 2006 году доля автомобилей с правым расположением руля составляла всего 6,41 процента. Таким образом, прирост праворульных авто с 2006 года составил 45,03 процента. 

При этом в службах такси более двух третей рабочих автомобилей составляют именно праворульные.

По словам менеджера одной из таких служб, у них работает более 1,5 тысячи автомобилей и почти тысяча из них — японцы".

"Они очень удобны, потому что не потребляют много бензина, маневренные. Именно это позволяет держать разумные цены на наши услуги. Многие из таксистов взяли машины в кредит, чтобы выплатить его, работают в две смены", — сообщил он.

Менеджер добавил, что таксисты просят отсрочки о запрете, в противном случае они готовы выйти на митинг.

"Вы представляете, сколько рабочих мест потеряется? Все же выживают, как могут. В городе работает много служб, иногородние поездки также обслуживает не одна сотня водителей. К тому же наши услуги после запрета могут подорожать, и такси в городе станет меньше", — добавил менеджер.

Водитель со стажем Николай Добрецов сказал, что на самом деле в городе разница между правым или левым расположением руля не заметна.

"Если человек хорошо водит машину, то он контролирует дорогу в любом случае. Мне на моей "Хонде" работать выгодно. Я и буду продолжать работать, жить ведь надо. У нее небольшой объем двигателя, хорошая вместимость и маневренность. За одну смену зарабатываю 1 000-2 000 сомов, которые позволяют мне кормить семью. У меня пока нет денег, чтобы приобрести леворульный автомобиль. Да и многие мои коллеги находятся в такой же ситуации", — рассказал таксист. 

Можно и передумать

Сариев нашел решение по коммерческим перевозкам на праворульных авто
Несмотря на уже подписанный закон и инициативу штрафовать за неправомерное использование праворульных автомобилей, депутаты нынешнего созыва задумались о предоставлении отсрочки для таксистов, попавших в сложное положение.

Лидер фракции "Онугуу — Прогресс" Бакыт Торобаев честно признался, что, будучи депутатом прошлого созыва, был автором законопроекта о введении запрета на ввоз праворульных авто, однако его мнение с тех пор изменилось.

"Если наши граждане, уже купившие такие машины, сейчас зарабатывают с их помощью на жизнь, работая таксистами, мы должны очень взвешенно подойти к принятию решения при рассмотрении вопроса. Нельзя допустить, чтобы в случае вступления запрета в силу тысячи людей остались без работы, тем более в условиях усиливающегося экономического кризиса", — сказал Торобаев. 

Фракция даже провела слушания по продлению моратория, но решила отложить вопрос, так как необходимо услышать мнение Налоговой службы, потому что из-за запрета таксисты могут уйти в "тень".

"Нам с трудом удалось наладить налоговые отчисления с таксистов. И если запрет будет введен, они вновь уйдут в "тень", просто будут заниматься этим в черную. У нас опять появится множество "бомбил", — отметил представитель Ассоциации операторов и перевозчиков такси Василий Шерлиев.

Был руль справа, а теперь слева

Сотрудник пункта технического осмотра автомобилей проверяет исправность рулевой системы машины. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Перекидывание руля. Расценки могут составить 70% от стоимости машины
Из тупиковой ситуации, в которой сейчас находятся и перевозчики, и законотворцы, нашел выход премьер-министр Темир Сариев. Он предложил на всех машинах, которые заняты в коммерческих перевозках, переставить руль управления с правой на левую сторону.

По мнению главы кабмина, для решения проблемы нужно построить стационарные предприятия, которые займутся переносом руля. 

"Перекидка будет стоить недорого — 1 500-2 000 долларов с учетом года выпуска, цены и объема двигателя", — отметил премьер.

По его словам, разрешить всем водителям праворульных автомобилей заниматься коммерческой деятельностью правительство не может.

Но с таким решением не согласны и водители, и пассажиры. По мнению таксиста Алтынбека Шарипова, если бы у него были такие деньги, он бы их просто добавил к стоимости автомобиля и купил машину с левым рулем.

"К тому же у нас практически никто не занимается перекидыванием руля. Мало кто даст гарантию на такую переделку. А мы отвечаем за человеческие жизни, и спрос будет с нас. Лучше бы водителей учили грамотнее ездить и не покупать права", — подчеркивает мужчина.

Горожанка Мария Колесникова отмечает, что побоялась бы сесть в переделанный автомобиль.

"У нас и многие водители маршруток, и таксисты не следят за техническим состоянием своих машин, а тут еще и такая серьезная переделка. Правительство должно что-то обязательно придумать, чтобы и водители остались довольны, и безопасность при этом не страдала", — сказала она.

Ассоциация операторов и перевозчиков такси просит Жогорку Кенеш и правительство отказаться от запрета на коммерческую эксплуатацию хотя бы на пару лет, чтобы те, кто зависит от этого вида бизнеса, могли уладить свои вопросы (рассчитаться с кредитом, купить леворульный автомобиль, переустановить рулевое колесо) и тем самым решить такой важный для Кыргызстана вопрос.

Лента новостей
0