Предложение руки и сердца в полете, или Жизнь небесных спасателей

© AP Photo / Ted S. WarrenСтюардесса кладет багаж на полку. Архивное фото
Стюардесса кладет багаж на полку. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Можно ли совершать намаз на борту самолета, боятся ли полетов бортпроводники, рассказала корреспонденту Sputnik Кыргызстан стюардесса одной из отечественных авиакомпаний.

Признаться, найти стюардесс легко, трудно их уговорить побеседовать. Несмотря на обещание сохранить анонимность, они не соглашались на интервью. Одна даже ответила, что "им запрещено говорить плохо о пассажирах". Но все-таки нашлась смелая, она даже сама позвонила корреспонденту Sputnik Кыргызстан.

— Во многих профессиях повседневность — обычное явление, но вашу связывают с романтикой. Какой рейс стал для вас незабываемым?

— Это было предложение руки и сердца в полете. Молодой человек подошел ко мне и сказал, что хочет сделать предложение своей девушке. Мы разработали план: откуда вынесут цветы, как раздать пассажирам таблички с надписями "выходи замуж", "не отказывай" и т.п. В тот момент, когда он делал предложение, все пассажиры встали и подняли эти таблички. Вынесли огромный букет. Все было очень красиво. А девушка весь полет плакала от радости. 

— А самый страшный?

Как поужинать в ресторане и не получить плевок в суп
— Когда мы летели из Сеула и попали в сильную грозу. Самолет трясло, за окном непрерывно сверкали молнии. Пилоты приказали закрыть иллюминаторы. В этот момент я увидела испуганные глаза летчика, и мне впервые в жизни стало страшно за себя и людей. Я с трудом подавила страх и постаралась успокоить паникующих пассажиров. Было такое ощущение, будто время остановилось. 

— Каких известных личностей вы встречали на борту?

— Летали со многими. Например, из российских певцов — с Серегой, Дианой Гурцкой. Серега оказался очень веселым и простым. А из отечественных — с Сыймыком Бейшекеевым, Мирбеком Атабековым, Омаром, Арсеном и другими. 

— После общения с вами мне тоже захотелось стать бортпроводницей. А важна ли в вашей профессии внешность?

— При приеме, конечно, учитывают внешние данные, но это не главное. Прежде всего у человека должны быть живой ум, способности и стабильная психика.

— Это правда, что при открытых дверях самолета вы работаете бесплатно?

— Оплату мы получаем за летный час. Поэтому действительно получается так, что пока двери самолета открыты, мы работаем бесплатно. 

— Когда пассажиры заходят в самолет, их встречают приветливые бортпроводницы. Как вам удается всегда оставаться вежливой и улыбчивой?

— В самом человеке должны быть приветливость и доброта. Если этого нет и он не может от души улыбаться, приходится улыбку подделывать. 

— Бортпроводники тоже люди. Бывает, что они срываются на пассажиров? 

Игрок кыргызстанской команды КВН Азия MIX Ситора Фармонова. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Красавица Ситора из "Азия MIX": я была бухарским "мальчишкой"
— Мы находимся на борту не для красоты и сервиса, на психологическом уровне мы всегда в боевой готовности. У нас очень тяжелая работа. Многие не выдерживают. Бывает, пассажиры жалуются, что бортпроводники грубят. Я не думаю, что они задумываются о том, что их очень много, а нас мало. Но не обижаюсь, когда мне говорят: "Ой, что вы там делаете? Чай принес-унес, соки разлил". Бывает, что нас называют официантами.

— Перед полетом пассажиров просят пристегнуться, отключить телефоны и так далее. Но среди них обязательно найдутся такие, кто игнорирует просьбы. 

— Кыргызстанцы воспринимают все болезненно. Обычно отвечают: "Я же выключил телефон, чего еще надо?». Наша задача — объяснить, что это делается ради безопасности полета. Потому что, согласно научным данным, самыми опасными периодами в полете являются именно взлет и посадка. А некоторые пассажиры этого не понимают. 

— Как насчет курения на борту? 

— Курить в самолете строго запрещено. Но некоторые пассажиры от страха нервничают, идут в туалет и курят там. А система вентиляции разносит запах по салону. Когда пассажир адекватно объясняет, что не может без курения, мы его понимаем. А когда говорит: "Да я не курил! Ты что, меня за руку поймала?», идем на принцип и сдаем правоохранительным органам. 

— В зарубежных новостях часто сообщается, что пьяный устроил дебош на борту, из-за чего самолет произвел экстренную посадку. А на наших бортах часто происходят драки?

— Если пассажир с кем-то ругается, мы стараемся его пересадить. Если выпивший человек проявляет агрессию, сначала предупреждаем его, если не слушается, привязываем к креслу. Для этого у нас есть наручники, жгуты, скотч и другие специальные наборы.

— А пьяными они бывают до полета или пьют уже в самолете? 

— На борту местных авиакомпаний алкоголь запретили. Если у пассажира алкогольное опьянение, то бортпроводники берут его на заметку. Сильно пьяных мы снимаем с рейса. Но когда это делаем, трезвые пассажиры заступаются, говорят: "Да он сейчас уснул бы. Нормально долетит, зачем вы его снимаете?". Был случай, когда пьяный пассажир во время полета уснул, а потом не пришел в себя — впал в алкогольную кому.

— Мы узнали, что пассажиры в полете и пьют, и бьют. А как насчет чистоты в салоне?

Кыргызстанец работающий в компании Google Тилек Мамутов. - Sputnik Кыргызстан
Как троечник Мамутов стал работать в Google. Рассказ "цифрового кочевника"
— На внутренних рейсах после полета салон становится жутко грязным. Везде жвачка, прилепленная к иллюминаторам, подлокотникам, столикам… Я не могу понять, как можно выплюнуть жвачку там, где сидишь. За границей в аэропортах за очистку салона берут бешеные деньги.

— Сколько?

— Отклеить один кусочек жвачки в московских аэропортах стоит около 50 долларов. Еще нужно учитывать, что после обработки спецсредствами поверхности теряют вид. И это повторяется из рейса в рейс. А потом пассажиры говорят, что у нас салоны непрезентабельные. Кто виноват? У всех руки чешутся, нужно что-то оторвать, отодрать, отклеить. И все это происходит на местных рейсах. За 40 минут полета можно на такое насмотреться… 

— Например, верующие могут прямо на борту, в проходе, совершать намаз. Вообще, где пассажирам лучше молиться, находясь в небе? 

— Если человек просит совершить намаз не при взлете или снижении, то я не препятствую. Часто они это делают в вестибюле под моим наблюдением. Но в проходе молитву отправлять нельзя. Согласно Корану, молиться надо в чистом месте. Обычно люди в самолете молятся на своих местах. 

— На местных рейсах пассажиры часто аплодируют после приземления. Что вы испытываете в этот момент?

— Чувство гордости. 

— А правда, что кислорода в масках хватает всего на 15 минут?

— Да. За это время самолет может перейти на ту высоту, где человек может дышать самостоятельно. Вообще, в рейсе все рассчитано. Например, "аварийка" горит минимум 20 минут и питается от аккумулятора. Есть стационарное и переносное кислородное оборудование. Первое используется в медицинских целях, если кому-нибудь станет плохо. 

— Наверное, часто в полете пассажирам становится плохо. В каких нештатных ситуациях приходилось работать?

Летчица долетела из Англии до Сиднея на 70-летнем самолете
— Помню, когда летели из Новосибирска, на борту была молодая девушка, которая вначале показалась мне пьяной. Потом выяснилось, что за три дня до полета она перенесла операцию на сердце. Девушка хотела лететь другим рейсом, но в кассе, узнав об операции, ей отказались продать билет. В самолет ее посадил отец. 

Мы об этом узнали уже на борту. Эта девушка во время полета несколько раз теряла сознание. Когда она попросила меня сопроводить ее в туалет, я увидела у нее повязку. Тогда она мне все и рассказала. При снижении самолета ей опять стало плохо. Она несколько раз "уходила", мы ее откачивали и приводили в чувство. О случившемся доложили командиру, чтобы он ускорил процедуру снижения. Вызвали "скорую" и передали больную врачам. 

— Наверное, и роды принимали… 

— Нет, Бог миловал, но были преждевременные схватки у девушки на седьмом месяце. Отошли воды при снижении, мы вызвали "скорую" и благополучно передали роженицу медработникам. 

— Да вы просто небесные спасатели. Уверена, что пассажиры вам очень благодарны.

— Нас часто благодарят больные пассажиры и те, кому стало плохо на борту. Потому что мы как положено ухаживаем за ними. Люди часто выражают свои пожелания и благодарность в книге жалоб и предложений. 

— Ваша работа трудная и ответственная, но и благодарная. Если бы не любили ее, ни на секунду не задержались бы, верно?

— Да, наша работа очень позитивная. Конечно, сколько людей, столько и характеров, но случается и много хорошего. 

— Вы еще молоды, но все же интересно, когда бортпроводницы выходят на пенсию?

— Отработав 20 лет, можно готовить документы на заслуженный отдых. 

— То есть вы отлетали уже 15 лет, осталось всего пять. Чем планируете заняться потом?

— Главное в жизни человека — это семья. Посвящу себя этому.

Лента новостей
0