Почему келинкам жизнь стала не мила: беседа о кыргызских девушках

© Sputnik / Табылды КадырбековЭксперт традиционных знаний Чынара Сейдахматова
Эксперт традиционных знаний Чынара Сейдахматова - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Действительно ли жена не должна сидеть рядом с мужем на переднем сиденье автомобиля и насколько оправдана эксплуатация беременных другими родственницами, узнала корреспондент Sputnik Кыргызстан Асель Минбаева.

Если и говорить с кем-то о такой щепетильной теме, то только с экспертом традиционных знаний Чынарой Сейдахматовой. Признаюсь, в процессе интервью я переживала по двум причинам. Во-первых, наблюдая за тем, как бездарно я наливаю чай, истинный ценитель традиций может сделать себе харакири. Во-вторых, разговор получился отнюдь не однозначным. Я долго думала над тем, как смягчить острые моменты. А потом решила, что это будет нечестно по отношению к вам, и ничего не стала менять. 

— Я знаю, что вы работаете с девушками и учите их быть идеальными келинками. Как вы к этому пришли?

— Через свои ошибки. Их было много. В 36 лет, оставив новорожденную младшую дочь на маму, я сразу ушла в бизнес. За 10 лет я поставила серьезное дело, но едва не упустила детей и чуть не развалила свою семью. 

— То есть женщина не может совмещать карьеру и дом?

— Конечно! Женщина не имеет права уходить во что-то другое, кроме семьи. Как правило, у нее не получается совмещать все. Она ведь очень эмоциональна и всей душой уходит в то, чем занимается.

А душа женщины должна быть в семье. Мужчина способен разделить работу и жизнь, женщина — нет. А семья, которая недополучает душевного тепла, разваливается. 

© Sputnik / Табылды КадырбековЭксперт традиционных знаний Чынара Сейдахматова
Интервью с экспертом традиционных знаний Чынарой Сейдахматовой - Sputnik Кыргызстан
Эксперт традиционных знаний Чынара Сейдахматова

Карьера несовместима с ответственным материнством. Материнство ведь всякое, бывает и безответственное. Родила ребенка, нянечке вручила, домработницу наняла и зарабатываю большие деньги. Могу себе позволить.

— Но ведь сейчас времена не самые простые, и один мужчина зачастую не в состоянии обеспечить всю семью!

— Согласна, но женщина должна прикладывать максимум усилий, чтобы ему помочь, а не тащить основную ношу. Умерив аппетиты, можно работать где-то, не выкладываясь на 120 процентов, довольствуясь заработком мужа и не проедая ему плешь. 

Моя дочь, окончив с отличием Плехановку, выйдя замуж, оставила карьеру, возможно, навсегда. Она родила двоих детей и сидит с ними сама, не доверяя нянечкам. 

— И вот женщина вкладывает и вкладывает в мужчину, они проходят вместе огонь, воду и медные трубы. Мужчина меняет место в маршрутке на кресло в лексусе, и жена уже, кажется, не подходит к новой, люксовой жизни…

Как стать идеальной келинкой, или Пять преимуществ кыргызских кийизов
— От женственной и мудрой женщины мужчина не уходит. Муж — это материальная проекция женщины. Женщина — это духовная проекция своего мужа. 

Я понимаю, почему традиционная семья была крепкой и стабильной. Потому что отношения были четко нормированы на всех уровнях. У каждого были свои место, функции, ответственность. Проблемы семьи сегодня от безответственности как старшего поколения, так и молодых. 

— Перейдем к келинкам. В чем главная ошибка современных девушек?

— Это в основном не их ошибки, а их мам. Мы за двадцать лет утеряли культуру воспитания детей вообще, особенно девочек. В советское время этим занимались школы, были пионерские, комсомольские отряды, передачи. Даже мультфильмы воспитывали. А сейчас ничего этого нет. 

Ваше поколение предоставлено само себе. Я удивляюсь, что вы при этом умудряетесь выживать. Даже пытаетесь как-то ориентироваться.

Но девушки сейчас в худшем состоянии. У них выработалось потребительское отношение к мужчинам, навеянное "глянцем". Им важно, чем парень угощает в ресторане, покупает ли королевские креветки и мартини или нет. Важно, на какой машине он ездит — на крутой или обычной.

Для нынешних девушек на первый план выходят материальные ценности. Большинство мало развиты и бездумны, они не подозревают, что когда выйдешь замуж, то будешь строить отношения не с машиной и королевскими креветками. В элитной квартире будешь жить с человеком, личностью. 

Они не задумываются, что парень, который в 25 лет имеет требуемый набор — элитную квартиру, машину, деньги на ее содержание, не сам его заработал. Это, как правило, результат труда его родителей. А те папы и мамы, которые дали ему все это просто потому, что он их сын, — это уже неправильная установка. 

© Sputnik / Табылды КадырбековЭксперт традиционных знаний Чынара Сейдахматова
Интервью с экспертом традиционных знаний Чынарой Сейдахматовой - Sputnik Кыргызстан
Эксперт традиционных знаний Чынара Сейдахматова

Так появляются ущербные "мажоры"! А чего можно ожидать, выходя замуж за них? Знаю одну семью, где девочка, красивая и образованная, вышла замуж за парня просто потому, что он был из очень богатой семьи. Через полгода разошлась, а с какой помпой выходила замуж!.. 

У многих девушек только два желания: чтобы парень был богатеньким и лохом. А ведь он должен быть ответственным! Подавляющее большинство девочек это не волнует. Есть вдумчивые, но их мало.

Наверное, происходит массовое информационное оболванивание: компаниям ведь надо продавать косметику, машины, квартиры, ужины в ресторанах. У меня есть знакомая, которая переживает, что у ее дочери некрасивый нос. Она думает, как бы сводить ее к пластическому хирургу, а не как сделать из нее хорошего человека и научить быть счастливой с некрасивым носом. 

Заботясь о своей внешней оболочке: наращивая ресницы, волосы, грудь, одевая себя любимую в модные одежды, девушки напрочь забыли о содержании — кто они, какие, а главное, что они могут дать парням. Умеют ли они любить, быть добрыми, нежными, получат ли от них тепло?

— Одно местное издание опубликовало список качеств, которыми должна обладать келинка. Там был следующий набор: во-первых, она должна быть хорошей хозяйкой. Во-вторых, чисто убирать дома. В третьих, молчать в тряпочку. 

Исповедь феминистки Джумашевой: кыргызстанки не счастливые, а удобные!
— Хороший набор качеств, но сегодня выжить только с этими качествами уже невозможно. Время очень тяжелое, а значит, надо больше работать над собой. Молчать в тряпочку всегда нереально, а значит, надо уметь смиряться, не роняя достоинства. Уметь прощать, не давая спуску порокам, уметь искренне уважать семью мужа и, главное, любить его безусловно.

Сейчас важнее акцентировать внимание на образе свекрови, а не снохи. Гораздо важнее, какая свекровь. Я учу девочек так: "Не ждите, что свекровь станет к вам хорошо относиться, что вы найдете традиционную кайнене и будете в шоколаде". Надо быть готовой строить отношения со свекровью вопреки ее недостаткам.

— А чем современная свекровь отличается от традиционной?

— Традиционная никогда бы напрямую не сказала девушке, что та в чем-то неправа. Даже к стоящей рядом снохе обращались через младших детей: "Передай женешке, что она неправильно сделала".

Кыргызы знали, что если столкнутся негативные энергетические потоки двух женщин, то это не принесет пользы семье, она начнет разрушаться. Поэтому всегда уводили поток эмоций друг от друга. А свекор даже опосредованно не обращался к снохе, только жене проговаривал свои претензии и пожелания. Это не от высокомерия, а из умения держать дистанцию, дабы сохранить достойное лицо.

© Sputnik / Табылды КадырбековЭксперт традиционных знаний Чынара Сейдахматова
Интервью с экспертом традиционных знаний Чынарой Сейдахматовой - Sputnik Кыргызстан
Эксперт традиционных знаний Чынара Сейдахматова

Свекрови не должны были обижать келинок. Во-первых, они были ценным генофондом семьи; во-вторых, молодая келин, пребывая в стрессе, является носителем мощнейшей эмоциональной энергии, которая может быть направлена как на благо семьи, так и на худо. Молодая женская энергия способна творить как неслыханные чудеса, так и неслыханные ужасы, поэтому свекровь не ругала сноху из соображений собственной безопасности. 

— А сейчас над снохами можно издеваться как угодно: ну и что, что беременная, иди в поле работать. И ничего, что беременность с осложнениями, это никого не волнует.

— Сегодня мы не можем говорить о традиционности старшего поколения. Традиции сохранились только высоко в горах, ниже их практически нигде нет. А ведь если разобраться, издревле кыргызы очень трепетно относились к снохе, потому что от нее зависело качественное продолжение рода. 

Выбор девушки шел долго. Она должна была не только продолжить род, но и улучшить его. Обязательно смотрели на родословную будущей келинки. Были специальные женешки, которые подсматривали за девушкой, как она смеется, как разговаривает, ведет себя с подружками. На все обращали внимание, на любые мелочи, даже, например, на то, какие у девочки мочки.

Искали девушку, способную родить батыра. Не каждая способна на это. А для кыргызской семьи очень актуально было иметь именно батыра. 

До сих пор сохранилась традиция, что если беременная женщина чего-то хочет, то ей нельзя отказывать. Надо обязательно принести и дать. И это не из-за ее капризов, а потому что ребенку в утробе матери чего-то не хватает.

— Сейчас, если мужчина посадит жену не на заднее сиденье, а рядом с собой, его могут назвать подкаблучником, мямлей, немужиком. Особенно в селах. Это отголосок традиций? В исконно кыргызской семье женщина имела право голоса?

— Конечно. Если она наравне с мужчиной садилась на лошадь и ехала рядом с ним, то как можно говорить о том, что она не имела права голоса? Речи нет о том, что у кыргызок было ущербное положение. 

© Sputnik / Табылды КадырбековЭксперт традиционных знаний Чынара Сейдахматова
Интервью с экспертом традиционных знаний Чынарой Сейдахматовой - Sputnik Кыргызстан
Эксперт традиционных знаний Чынара Сейдахматова

Но она сама не должна была высовываться на первый план. Кыргызка должна ставить мужчину на пьедестал. Если она это не сделает, то он никогда на него не поднимется. Только женщина способна сделать президента президентом.

— Почему тогда девушки на тоях не сидят за общим столом и должны сидеть в уголочке, выполняя функцию "подай-принеси"?

— Если женщины не сидят в одном помещении с мужчинами, это не кыргызская традиция, а исламская. У кыргызов в юрте сидели все вместе. Правая сторона была женской, левая — мужской, старшие сидели выше, младшие — ниже. Вполне могло случиться, что молодой келинке места не хватало, тогда она только заносила блюда в юрту, а за дастарханом за гостями ухаживала старшая келин.

А сейчас исламские традиции проникают все глубже и глубже. Даже свадьбы делают раздельные, очень редко, но бывает. В зале вешают занавеску: по одну сторону комнаты сидят женщины, по другую — мужчины. На мой взгляд, это не совсем удобно и немного нелепо.

— А не поворачиваться спиной к гостям тоже не наше? Это же неудобно — ходить с кипятком, пятясь. Опасно даже. 

— Да ну, бросьте. Ничем это не опасно. Если девушка так ходит с удовольствием, с пониманием, почему она это делает, то ничего худого не происходит.

— А какое должно быть понимание?

— Ее просто оберегают. Если не понравишься какому-то гостю или, наоборот, слишком понравишься, то, повернувшись к нему спиной, становишься уязвимой перед его дурным глазом. 

— Скажите, а раньше у кыргызов были такие же законы гостеприимства? У меня есть одна знакомая семья, которая ой как не отличается сказочным богатством, но у нее уже год живут родственники. И ничего с этим не сделаешь, они же в гостях. Это тоже традиции? 

— Содержали те, кто мог это делать. Куда от этого денешься? У кыргызов семья — это все родственники по отцовской линии. Если это сын брата, то это и твой сын. И он имеет право, обучаясь в университете, жить у тебя, а не в общежитии. 

— Но ведь мир меняется! Получается, кто-то должен круглосуточно впахивать, чтоб только прокормить родственников, и даже сказать ничего не может. А цены на продукты растут. 

Почему длинные юбки спасут кыргызстанских женщин
— Знаете, настоящий кыргыз об этом даже не думает. Просто приносит в дом то, что может добыть. Он не будет думать о том, что завтра ему не хватит, что завтра он не прокормит своих детей, — все равно всего не заработаешь и не просчитаешь. У стремления к достатку нет предела, от избытка его отделяет тонкая грань. Кыргызскому отношению к жизни присущ аскетизм, думаю, это самое правильное отношение к жизни.

— И все же, как так?! Нельзя же сказать продавцу: "Дай мне яиц и мяса! У меня гости есть, а денег нет".

— Будут немного жить в долг, потом поголодают вместе с гостями. Я очень много таких семей знаю, которые иногда перебиваются с хлеба на воду. Для кыргыза в родственных отношениях математики не должно быть. Городским жителям это сложно понять. Даже мои дети напряглись бы терпеть родственников целый год. 

— И еще один момент: иногда первенца отдают на воспитание бабушке и дедушке, и он почти не видит родную мать. 

— Это искажение традиций. В советское время как было: ребенка отдавали в колхоз, и он жил отдельно от матери и отца. А это неправильно!

У кыргызов такого не было. Молодым ставили юрту рядом. И жили они одной семьей со старшим поколением. Просто первый ребенок чаще был у бабушки с дедушкой, они его наставляли, воспитывали, обучали навыкам из-за неопытности молодых родителей, но от матери не отлучали.

Сейчас молодежь сразу старается отделиться от родителей. Если есть возможность, новоиспеченная пара живет отдельно. А это неправильно. Сноха должна сначала пропитаться духом новой семьи. Как говорят кыргызы, замеситься, как как горстка муки, в общее тесто.

Если женщина не стала частью семьи мужа, то она отрезает от корней своих детей. Представьте, что ребенок — это яблоко. Если яблоня останется без корней, разве может яблочко стать спелым и наливным?

Лента новостей
0