Театральное шоу на джайлоо Кырчын. Архивное фото

За ложь кыргызу отрубали голову и вешали на шею отцу беседа о традициях

9548
(обновлено 11:10 28.04.2017)
О похищении невест, безграничном гостеприимстве и древнекыргызском способе сделать ребенка-левшу правшой рассказал кыргызовед Мелис Мураталиев. Его мысли записала корреспондент Sputnik Асель Минбаева.
Мураталиев: у кыргызов вопрос о второй жене решала первая супруга

Однажды моя знакомая в очередной раз заскрежетала зубами: из-за визита родственников ей с ребенком уже месяц приходится спать на полу возле туалета. Кажется, ее бишкекская однушка просто физически не вмещает столько человек.

"Слушай, а нельзя им как-то аккуратно намекнуть, что вам с мужем и ребенком очень трудно при таком количестве гостей?" — спросила я. Она замахала на меня руками, как на прокаженную: "Ты что?! Это же традиции!".

Действительно ли предки кыргызов следовали таким правилам? Правда ли, что они воровали невест и ни во что не ставили келинок? На сложные и деликатные вопросы согласился ответить руководитель фонда "Бакдоолот" Мелис Мураталиев. 

Кыргызовед и руководитель фонда Бакдоолот Мелис Мураталиев во время интервью ИА Sputnik Кыргызстан.
© Sputnik / Жоомарт Ураимов
Кыргызовед и руководитель фонда "Бакдоолот" Мелис Мураталиев: невеста должна согласиться на брак, иначе это будет похищение, а исконные кыргызские традиции такого не одобряют

— С развитием глобальных экономических отношений мир становится сложнее. Мы каждый день трудимся, но все равно выбираем продукты подешевле. При этом сохранились традиции, согласно которым нужно провести большой той или принимать гостей столько времени, сколько они пожелают у вас оставаться. Как думаете, эти традиции не вымрут в новых экономических реалиях?

— Традиции не изживут себя, но важно понимать их суть. Гостеприимство — это не повинность, оно должно исходить от души. Плохо, когда люди этим пользуются. Если ты видишь, что человеку тяжело, зачем его мучить? Другое дело, когда у гостя безвыходная ситуация, но и в этом случае нельзя просто переложить свои проблемы на другого.

Девушки в национальных костюмах. Архивное фото
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
У кыргызов есть два важных понятия — "салт" и "каада". Объясню на примере: представьте, что женятся хан и конюх. Каждый должен сделать одно и то же. Сначала проходит "кудалашуу" — сватовство. Затем "сойко салуу" — это когда невесте вдевают серьги. Потом жених забирает ее. Кстати, девушка должна согласиться на брак, иначе это будет похищение, а исконные кыргызские традиции такого не одобряют. После проводятся обряд нике и той. 

Все это — "салт", традиция, неписаный закон. То, что обязаны сделать и хан, и конюх. А "каада" — то, КАК все будет сделано. Невесту хана могут провожать 30 дней, столько же продлится той. У него будут тысячи гостей, самые изысканные блюда и огромный калым. А у конюха не будет пышного празднества, богатой невесты и длительных тоев. В качестве калыма он даст не табун лошадей, а одну. Но никто из них не нарушит традиции. "Каада" меняется, "салт" — нет.

— Раньше, если человек много украл, ему отрубали руку или голову. А теперь таких людей сажают на свадьбах на самые почетные места…

— Это наша болезнь! Помните из уроков истории период Кыргызского великодержавия? Как писал академик Василий Бартольд, в IX-X веках кыргызы переживали расцвет своего могущества: они занимали территорию современной Монголии, Сибири, часть Китая и Казахстана. В государстве тогда был порядок.

Действительно, практиковалась смертная казнь, причем непростая. Тогда казнили за три проступка: ложь, воровство и предательство. Судьба семьи преступника была воистину ужасной: его отрезанную голову вешали на шею отцу или старшему брату, и они не имели права снимать ее до конца жизни. Это делалось для того, чтобы каждый знал, что в семье был лжец, предатель или вор.

Сейчас мы утратили многие ценности, например, не придаем большого значения тому, что говорим. А ведь недаром у кыргызов бытовала поговорка: "Человек — раб своих слов". 

Кыргызовед и руководитель фонда Бакдоолот Мелис Мураталиев во время интервью ИА Sputnik Кыргызстан.
© Sputnik / Жоомарт Ураимов
Кыргызовед и руководитель фонда "Бакдоолот" Мелис Мураталиев: вопрос о второй жене решала скорее первая супруга, чем сам мужчина

— Как насчет келинок? Сейчас нередко приходится слышать, что в некоторых семьях традиции переросли в унижение девушек, и ситуация действительно тревожная.

— В традиционной кыргызской семье у мужа и жены были свои обязанности. Девушку не просто так воспитывали в строгости — все понимали, что она выйдет замуж, а значит, будет представлять свой род в другой семье. Каждый отец хочет, чтобы дочь показала остальным, как хорошо она воспитана.

Однако унижения недопустимы! Кыргызским женщинам часто приходилось править народом. Вспомните, ведь когда-то у руля власти стояла Курманджан датка, воевала Жаныл-Мырза. Жена Манаса Каныкей тоже не была забитой домохозяйкой, а решала многие вопросы, когда муж уходил в поход.

— А что насчет вторых, третьих жен?

— Это очень спорный вопрос. Лично я считаю, что это опять-таки было связано с высоким уровнем смертности, который предполагает кочевая жизнь. Причем вопрос о второй жене решала скорее первая супруга, чем сам мужчина.

Это очень хорошо видно на примере акына Женижока. Он женился по большой любви, но девушка оказалась бесплодной. Все понимали, что именитому акыну нужно потомство, и сама возлюбленная уговаривала его взять вторую жену. Однако из-за большой любви к ней он отказался.

Некоторые свадебные традиции сейчас и вовсе кажутся очень странными. Например, раньше овдовевшая женщина могла выйти замуж за брата покойного, и в этом был смысл. Такое практиковалось лишь в том случае, если у женщины имелись дети: роду было важно, чтобы они воспитывались среди своих. 

Кыргызовед и руководитель фонда Бакдоолот Мелис Мураталиев во время интервью ИА Sputnik Кыргызстан.
© Sputnik / Жоомарт Ураимов
Мелис Мураталиев: если собрать десяток наших парней и спросить, кто из них хочет править, руки поднимут все. Это объясняется историческим бытом кочевников: племена постоянно воевали, все мальчики становились воинами, а смертность среди них была высокой. Мы привыкли сражаться

— Вполне логично. Это всего-навсего вопрос выживания в сложных кочевых условиях.

— Да! У нас каждая традиция имеет смысл. Есть такие обычаи, суть которых начали понимать только сейчас благодаря открытиям ученых. Например, традиция, которая называется "баштан суу тегеретуу". Когда кто-нибудь возвращается домой после долгого пути или какого-то ужасного события, наши мамы или бабушки берут пиалу, трижды проводят ею над головой, затем выливают воду в безлюдном месте, а саму пиалу переворачивают и&n