Как и кто создает в Кыргызстане компьютерные и мобильные игры

© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкОткрытие киберспортивной арены Yota Arena
Открытие киберспортивной арены Yota Arena - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Кыргызстанские разработчики игр рассказали о созданных ими новых мирах, которые населяют киллеры, короли, зомби и тенгрианские боги.

БИШКЕК, 8 июн — Sputnik, Тимур Селиванов. Днем рождения кыргызстанской видеоигровой индустрии можно назвать 8 июня. В восьмой день лета 2017 года в крупном онлайн-магазине Steam состоялась премьера игры World of One, который разработала студия Grimwood Team из Бишкека. Геймеры всего мира узнали: в Кыргызстане тоже разрабатывают игры.

"Мы смогли довести World of one до конца, потому что верили в светлое будущее игростроя на нашей родине", — говорят сотрудники Grimwood. Корреспондент Sputnik решил узнать, кто и как приближал светлое кыргызское игровое будущее.

Стать андроидом

По словам технического директора LVR Studio Арсена Орозбаева, он с детства придумывал игры для друзей по двору, сочинял и рассказывал им истории и поэтому решил работать в "геймдеве" (game development — игровая индустрия. — Ред.).

"Мне нравится создавать новые миры. В игре я могу очутиться на необитаемом острове, стать королем маленького государства, киллером или андроидом. Еще когда я был обычным геймером, в чужих играх мне всегда хотелось что-то переделать. Даже карьеру программиста в 2006 году я начинал с версии космической стратегии Ogame: добавил в нее несколько изменений и назвал The Evo. Вокруг игры собралось душевное сообщество, я получил много положительных откликов и советов. Три месяца разработки The Evo дали мне импульс на все последующие годы", — сказал Орозбаев.

Главный проект студии — многопользовательская стратегия Levorium, в которую можно будет сыграть онлайн на сайте разработчиков. На ее создание ушло несколько лет. Сегодня программисты улучшают графику и делают мобильную версию. Игру уже тестировали геймеры из стран СНГ, они подсказали, что необходимо исправить.

Орозбаев отметил, что десять лет назад своего игростроя в Кыргызстане фактически не было, над проектами работали отдельные энтузиасты. Сейчас же появились игровые студии, но они разобщены. По мнению Орозбаева, до полноценной индустрии Кыргызстану еще далеко.

Психология для программистов

Соревнование Boston Major по DOTA 2 в Бостоне - Sputnik Кыргызстан
Компьютерные игры хотят приравнять к олимпийским видам спорта
Директор компании IROKEZ Мирлан Джумагулов рассказал, что их организация была создана в 2013 году как маркетинговое агентство, но через три года она перепрофилировалась в IT-компанию. Сейчас компания разрабатывает веб-сервисы, мобильные приложения, в том числе игры для смартфонов. Джумагулов отметил, что они занимаются этим в свободное от заказов время, потому что это хобби, а не способ заработка.

В портфолио компании танковые бои Tank Forces, битва с зомби Zombie AR и "угадайка" WorldPuzzle. К сентябрю разработчики обещают выпустить головоломку в жанре "три в ряд". Также они планируют готовить игры под другие платформы — компьютеры или приставки.

"Специалисту в геймдеве необходимо хорошо знать психологию игроков. Это как в кино — коммерческие фильмы должны держать внимание зрителя первые пятнадцать минут. В игре примерно так же", — сказал глава компании.

Развивать геймдев нужно здесь, считает Джумагулов, потому что это дешевле. С его слов, стоимость западного специалиста гораздо выше, чем в Кыргызстане, а по качеству наши разработчики могут соперничать с иностранными. Он отметил, что многие отечественные IT-компании работают на Европу и Азию, поэтому труд разработчика в Кыргызстане хорошо оплачивается. Некоторые люди в возрасте записываются на курсы переквалификации и становятся программистами.

Игры с национальным колоритом

Диск видеоигры Grand Theft Auto: San Andreas для Playstation. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
GTA, Call of Duty и еще 32 игры запретили в Узбекистане
В 2014 году Камиля Гареева и программист Владимир Ческидов организовали творческое объединения "Салт", чтобы продвигать культурные ценности страны с помощью новых технологий. Их первая игра — "Алгебра кочевников", тогуз коргоол для смартфонов. Когда в "Алгебру" можно было поиграть бесплатно, в магазине приложений ее скачало свыше 10 тысяч пользователей. Сейчас игра недоступна, но, по словам Гареевой, возможно, ее обновят и снова выложат.

Основной проект объединения — игра "Тенгри". Над ней активно работали пять человек, Гареева отвечала за продвижение и организацию процесса. Идею поддержали в Якутии и Казахстане, а музыканты из алматинской группы "Аркаим" предложили свою музыку для игры.

"Главной проблемой оказалась графика. К нам приходили ребята, которые либо умели рисовать только карандашом на бумаге, либо не соглашались сотрудничать бесплатно, а оплачивать их работу мы не могли. В результате мы так и не смогли сделать приличное визуальное оформление и остановили проект. К сожалению, пока квалификация большинства наших специалистов в геймдеве невысока. То, чему обучают разработчиков в кыргызстанских вузах, совсем не соответствует требованиям рынка", — сказала Гареева.

По ее словам, такие ситуации возникают не только в кыргызстанской игровой индустрии. Гареева выразила надежду, что объединение все же выпустит игру "Тенгри".

Ческидов отметил, что хотел выпустить игру для азиатского рынка, для потомков кочевых народов, среди которых он родился и живет. С его слов, проект "Тенгри" должен был в красках рассказать о кочевой мифологии: битве небесной выси и земляных недр, хана Тенгри и Эрлика. Но сейчас от проекта остались только музыка для проморолика и несколько концепт-артов.

Со слов программиста, объединение "Салт" возникло не ради одного Tengri — они собирались сделать игру и про богатыря Манаса. Если Tengri планировался как вдумчивая стратегия, то "Манас" должен был стать приключенческим экшеном. Однако разработчики не смогли найти финансирование, и "Салт" распался.

Разработчики видеоигры World of One Сергей Алексеев (слева) и Андрей Амортиз - Sputnik Кыргызстан
Мясо, кишки и драма — первая видеоигра из КР на мировой арене
"Как ни крути, на энтузиазме долго не продержишься. Игрострой манит кажущейся простотой, но главное здесь — уметь продать свой продукт. Большинство энтузиастов этого не умеют. Я думаю, нашим разработчикам стоит начинать с небольших, но ярких, увлекательных игр. Это может возбудить аппетит у игроков, и они обеспечат кассу большому проекту, который придет следом. В свободное время я разрабатываю как раз такой небольшой проект, снова в "кочевой" тематике. Надеюсь выпустить его летом 2018-го, если повезет найти в помощники заинтересованного иллюстратора", — поделился планами программист.

Перспектива в приложениях

Директор компании Mad Aliens Семетей Турусбеков открыл студию с коллегами два с половиной года назад. Штат у них небольшой — 3-4 сотрудника и столько же стажеров. Команда разрабатывает War Cars 2 — многопользовательский экшен для смартфонов с боевыми машинами.

По мнению Турусбекова, компьютерные и приставочные игры разрабатывать сложнее, потому что гиганты игровой индустрии захватили эти отрасли и каждый год выпускают масштабные продукты с многомиллионным бюджетом. А мобильные игры пока только набирают обороты, и у небольших команд есть возможность делать качественные продукты на уровне зарубежных коллег.

"Я очень хочу сотрудничать с коллегами-соотечественниками! У нас миллионы конкурентов по всему миру, нам нет смысла соперничать друг с другом, наоборот, следует помогать своим", — призвал Турусбеков.

С его слов, в Кыргызстане есть несколько игровых студий и специалисты набираются опыта, переходя из одной в другую. Студии крайне важно выбрать хорошего руководителя, так как довести команду до самоокупаемости могут единицы из тысяч.

Лента новостей
0