Директор столичных ресторанных заведений Сере и Олив Зарина Момбекова

Их вообще кто-нибудь воспитывал? Владелица ресторана о мажорах в Бишкеке

7094
(обновлено 09:23 13.11.2018)
Асель Минбаева
Зарина Момбекова рассказала историю, которая произошла с ней много лет назад. В тот день праздновали день рождения сына одного высокопоставленного чиновника…

Мама Зарины сильно переживала, что юную дочь  украдет какой-нибудь джигит: в их селе это было обычным делом. Поэтому после окончания школы девушку посадили в автобус и отправили в Бишкек — от женихов подальше.

Зарина прошла путь от обычной официантки до владелицы ресторана. Примечательно, что она не ложится спать раньше четырех ночи и всегда выглядит великолепно. Молодая женщина признается: "Я всю жизнь вкалывала и всегда хорошо получала. У меня есть цель — дать хорошее образование сыну".

— Расскажите о своем детстве. Каким оно было?

— Я родилась в селе Табаксовхоз Таласской области. Моя мама, учитель русского языка и литературы, воспитывала пятерых детей без мужа. Она буквально выбивалась из сил, чтобы поставить нас на ноги. В детстве я часто обещала ей: "Мам, когда я вырасту, буду работать в магазине. Вы сможете бесплатно брать у меня хлеб и рыбу, а потом я куплю вам самые лучшие сапоги".

До сих пор не верится, что я и есть та самая девочка из провинции, которой перепадало больше всего работы! Теперь я могу побаловать маму… 

Директор столичных ресторанных заведений  Сере и  Олив Зарина Момбекова
© Фото / Рахат Керимбаев
Ресторатор Зарина Момбекова: если у официанта нет денег, значит, он плохо работает. Хорошему официанту даже самый скупой клиент обязательно оставит "на чай".

— Почему вы решили перебраться в столицу?

— Мама очень не хотела, чтобы меня украли замуж: у нас хороших девушек сразу разбирают. Поэтому, как только мы отпраздновали выпускной, меня посадили в автобус до Бишкека и помахали рукой. Вот так началась моя взрослая жизнь.

— Чем вы занимались здесь?

— Устроилась официанткой в кафе соседей. В конце 1990-х в Бишкеке работало не больше десятка таких заведений. Конкуренция была минимальной, и мы зарабатывали хорошие деньги.

Я и сейчас так считаю: если у официанта нет денег, значит, он плохо работает. Хорошему официанту даже самый скупой клиент обязательно оставит "на чай".

— Почему же вы уехали в Алматы?

— Хотелось расти. В Казахстане меня сразу приняли на работу в шикарный ресторан. Оказалось, что там, как и в России, очень ценят работников из Бишкека и Ташкента, — они считаются самыми трудолюбивыми.

К нам приходили знаменитости, очень уважаемые люди. Кстати, в бишкекском ресторане официанту запросто могли сказать: "Эй, принеси-ка мне чай", а там всегда обращались на "вы". Мне было в диковинку, что клиенты расплачиваются с помощью карточки и непременно оставляют чаевые. Причем они были настолько большими, что я не верила своим глазам… В месяц я зарабатывала до полутора тысяч долларов. Могла хоть каждую неделю ездить в Бишкек и одеваться в центральных бутиках Алматы. 

Директор столичных ресторанных заведений  Сере и  Олив Зарина Момбекова
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Ресторатор Зарина Момбекова: раньше гости могли махать "корочками" и кричать: "Да ты знаешь, кто я?". Теперь такого нет: в век соцсетей и сотовых телефонов никто не хочет рисковать карьерой.

— А сегодня официанты в Бишкеке часто сталкиваются с хамством и грубостью?

— Раньше гости могли махать "корочками" и кричать: "Да ты знаешь, кто я?". Теперь такого нет: в век соцсетей и сотовых телефонов никто не хочет рисковать карьерой.

— Почему вы вернулись?

— Жених настоял, чтобы я жила здесь. Знакомые шутили: мол, наши девушки стараются выйти замуж за казахстанцев, а я наоборот — ради любимого приехала в Бишкек из Алматы.

— Как вы стали хозяйкой ресторана?

— Я шла к этому 19 лет. Сначала взяла заведение в аренду. У меня возникла идея: почему бы не пригласить выступить в зале Каныкей или Мирбека Атабекова? К моему удивлению, они согласились. В те вечера у нас был аншлаг.

Вскоре на двери ресторана появилась пометка — работаем круглосуточно. Ох, как мне было страшно! А вдруг клиентов не будет? Это же большие затраты… В итоге решение оказалось правильным: к нам стали приезжать бизнесмены со своими иностранными партнерами. Их привлекло то, что у нас тихо и 24 часа в сутки работает кухня. 

Директор столичных ресторанных заведений  Сере и  Олив Зарина Момбекова
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Зарина Момбекова: невозможно вырасти в профессии, если ты меняешь работу раз в три месяца

— Вы всегда работали с богатыми людьми. Чем они отличаются от простых смертных?

— Ничего особенного нет, если только речь не идет о семье бывшего президента Курманбека Бакиева. Помню, приезжала делегация из Китая, и встреча проводилась у нас. Переговоры вел Жаныш Бакиев. Ресторан тогда закрыли для других посетителей. За столами сидели 20-30 человек. Примечательно, что они очень вежливо относились к персоналу. Мы должны были подавать блюда и следить за тем, чтобы все прошло на высшем уровне.

У нас ужинали звезда "ВИА Гра" Надежда Мейхер-Грановская, казахстанская певица Роза Рымбаева, солист группы "Братья Гримм". Никаких проблем с ними не возникло — все очень приятные люди. Им понравилась наша кухня.

— А вы когда-нибудь были свидетелем ужасного поведения мажоров в ресторанах?

— Как-то зал закрыли для празднования дня рождения одного молодого человека. Видели бы вы, в каком состоянии приехали его друзья! Очень пьяные… Это было нечто! Казалось, что их никто никогда не воспитывал: они громко матерились и вообще вели себя отвратительно. Позже я с удивлением узнала, что парень, который отмечал день рождения, — сын высокопоставленного чиновника.

— Бишкекчане часто рассказывают в соцсетях, как им не угодили в кафе и ресторанах. Вы с этим сталкивались?

— У нас был неприятный инцидент, когда посетители написали откровенную ложь. Я хорошо помню этих людей, ведь сама пересадила их в VIP-зону. Во время застолья они пили коньяк Hennessy XO, а все знают, что это очень дорогой напиток. Когда принесли счет, выяснилось, что у них недостаточно денег и вообще они якобы не знали, что им наливал официант. Но ведь я сама видела, как выносили бутылку! Дело кончилось тем, что я попросила записать недостачу на свое имя. 

Директор столичных ресторанных заведений  Сере и  Олив Зарина Момбекова
© Фото / Рахат Керимбаев
Зарина Момбекова: чтобы добиться успеха, не надо тратить деньги на тренинги, покупать "многообещающую" литературу. Надо получать опыт, ведь жизненные уроки прогулять нельзя.

— Сейчас многие бизнесмены жалуются, что сложно найти подходящих сотрудников…

— Да, с этим проблемы. Люди просто перестали держаться за работу в сфере общепита: если что-то не нравится, можно устроиться в соседнее заведение — их ведь стало очень много. Однако эти люди не понимают: невозможно вырасти в профессии, если ты меняешь работу раз в три месяца.

Меня удивляет, что молодежь совсем не хочет работать, но при этом мечтает хорошо зарабатывать. Зайдите в любой магазин и увидите: продавец не обращает на вас внимания, а копошится в Instagram. Народ вялый: вместо того чтобы спать по ночам, люди сидят в соцсетях.

Да, официант будет выкладываться, если ты заказываешь элитные напитки и пару блюд. Ему же от этого проценты идут! А вот к гостю с одной чашкой кофе зачастую могут отнестись прохладно. Хотя никогда не знаешь — вдруг завтра он закажет банкет?

В нашей работе важна каждая мелочь. Даже внешность! Я всегда хорошо выглядела. Бывали случаи, когда гость на что-то жаловался, я шла к нему, а он сразу менялся в лице: "Вау! Все-все, я ни на что не жалуюсь". Поймите, чтобы добиться успеха, не надо тратить деньги на тренинги, покупать "многообещающую" литературу. Надо получать опыт, ведь жизненные уроки прогулять нельзя.

Я всю жизнь работала и всегда хорошо получала. У меня есть стимул и цель — это мой ребенок. Сейчас для меня главное — дать ему лучшее образование.

Обязательно почитайте историю Шухрата Хадыходжаева. Он нашел способ продавать стиральные машины в четыре раза дешевле, чем в магазине.

7094
Теги:
ресторан, интервью, бизнес, Кыргызстан
По теме
Не могла спать неделю — откровения первой кыргызстанки, попавшей в Кембридж
Сгорела машина, в которой мы везли 30 тыс долларов, — бишкекчанин о бизнесе 90-х
Мне не хотелось оставаться в США по ряду причин — топ-менеджер Philips из КР
Бизнес в Таласе приносил мне до 90 тысяч сомов в день — кыргызстанец
Комментарии
Загрузка...