Молодой маркетолог Темирхан Жолонбеков

Я отложил свадьбу, чтобы потратить деньги на бизнес, кыргызстанец

2255
(обновлено 16:18 09.01.2019)
Невеста частного предпринимателя Темирхана Жолонбекова сначала была недовольна решением любимого. "Сейчас у меня нет квартиры, приходится снимать. Деньги, собранные на свадьбу, я хочу пустить в бизнес — тогда мы сможем купить жилье", — уговаривал девушку Темирхан.

Молодой маркетолог Темирхан Жолонбеков когда-то делал сайты для крупных компаний Кыргызстана и зарабатывал больше 100 тысяч сомов в месяц! Однако парень бросил прибыльное дело и стал заниматься продажей свитеров с оленями. Оказалось, это еще выгоднее!

Молодой маркетолог Темирхан Жолонбеков
© Фото / из личного архива Темирхана Жолонбекова
Молодой маркетолог Темирхан Жолонбеков

— Вы писали в Facebook про свое детство. Там много интересного…

— Я родом из Каракола. Родители развелись, когда мне было два года. Мама выбивалась из сил, чтобы обеспечить нас с сестрой. Она работала контролером и с утра до ночи разносила квитанции. Уставала и часто плакала, но все равно выполняла свою работу добросовестно. Этому она научила и меня.

Много лет спустя, когда я заказывал свитера, один технолог посоветовал написать на этикетке, что в составе 30 процентов шерсти, а не 10, как было на самом деле. Дескать, материал настолько качественный, что никто не заметит обмана. Но я велел написать правду: не мог пойти против заложенных мамой принципов и обмануть людей.

— Чем вы занимались до того, как взялись за свитера?

— По образованию я маркетолог, еще во время учебы в университете мы с друзьями открыли агентство интернет-маркетинга: создавали сайты, консультировали. Клиентов было много: в месяц каждый из нас зарабатывал 100-120 тысяч сомов.

— Зачем же надо было менять такое прибыльное дело на пошив одежды?

— Мы были участниками сообщества "Бизнес–молодость", где обучали предпринимательству. Там я увидел ролик о российском бизнесмене, который занимается производством свитеров с оленями, и мне захотелось открыть такое же дело.

Я не знал, насколько этот товар будет интересен бишкекчанам. Мы сделали сайт, запустили рекламу, и всего за три дня откликнулись 40 человек, готовые принести деньги "хоть сейчас"! У меня тогда было 150 тысяч сомов — копил на машину. Еще 50 тысяч занял у невесты и заказал в России 90 свитеров. Купили мы их по 2,5 тысячи сомов за штуку, а продавали по 4 тысячи. Партия разошлась моментально, и я понял, что бизнесу быть.

— Все так легко и просто?

— Конечно, нет. В первый год работы меня постоянно "кидали" подрядчики. Лишь много позже я понял, что сам был виноват: например, мог выслать деньги, не заключив договор.

Вообще, собственный бизнес сильно влияет на характер человека. Если вы заметили, на эту встречу я пришел ровно в пять, как и было назначено. Раньше мог опоздать на целый час.

— Сначала вы заказывали вещи в России: там работа поставлена на поток, все давно схвачено. Почему же спустя время вы решили работать с кыргызстанской фабрикой?

— Да, в России все отлажено, но я очень ценю именно наше производство. В прошлом году мне позвонила менеджер местной компании "Viva Tex" и предложила работать с ними. Я дал образец, и через два дня мне сделали точно такой же свитер. Мы протестировали продукцию из Турции, России и Кыргызстана — выяснилось, что самую качественную одежду изготовили именно у нас! Кроме того, отечественные свитера получаются вдвое дешевле, и нам не приходится платить за доставку.

— Вашу продукцию оценил сам Сооронбай Жээнбеков…

— Да, он как-то посетил фабрику, и ему показали наши свитера. Президент пришел в восторг.

— Однако многие кыргызстанцы настороженно относятся к товарам "made in KG".

— Да, когда люди узнают, что свитера изготовлены здесь, начинают сомневаться. Многие товары, производимые у нас, почему-то не ценятся. Еще считается, что местная продукция априори должна стоить дешево.

Одна женщина написала, что наши свитера слишком дорогие, а на "Дордое" такие же продают по тысяче сомов. Я сказал: "Давайте мы привезем вам наш товар, вы посмотрите и скажете свою цену". Она увидела двойную вязку, оценила качество… и купила себе один.

— Почему на ваших свитерах изображены именно олени?

— Это символ зимы. К тому же для кыргызов олень — особенное животное. Например, я сам из племени Бугу, прародительницей которого считается Мать-олениха. Да и вообще, свитера с оленями — это модно. Они уже были в тренде в 1950-х годах, но почему-то считалось, что такие носят только "ботаники".

— Вы хотя бы раз думали о том, чтобы закрыть бизнес?

— Да. Мы с Айгерим планировали свадьбу, и я решил немного повременить. Сказал ей: "Давай подождем. Сейчас у меня нет квартиры, приходится снимать. Деньги, собранные на свадьбу, хочу пустить в бизнес — тогда мы сможем купить жилье". Сначала она была против, потом согласилась. Хорошо, что ее родители тоже не возмущались… К весне я обязательно накоплю на квартиру.

Молодой маркетолог Темирхан Жолонбеков
© Фото / из личного архива Темирхана Жолонбекова
Молодой маркетолог Темирхан Жолонбеков

— Вы хотите непременно пышную свадьбу?

— Мы с невестой нет, но я единственный парень в семье, и мама мечтает о торжестве. Она уже придумывает тосты, размышляет, какое платье наденет, какую прическу сделает… Я стараюсь для нее.

— Вы обучались на специальных курсах, чтобы овладеть искусством ведения бизнеса. Это дорого?

— За год я потратил 2 тысячи долларов. Можно сказать, что вложения сполна окупились, ведь всего за месяц мне удалось заработать 5 тысяч.

Дело не столько в тренингах, сколько в окружении: мы, предприниматели, постоянно друг другу помогаем. Просто пишем в чате какой-нибудь вопрос, и другие люди дают советы.

— Сейчас многие бизнесмены перестали давать рекламу на телевидении, радио и в газетах — они "ушли" в Интернет.

— Мы тоже решили, что соцсети куда эффективнее и дешевле, чем ТВ или радио. Каждый месяц тратим 2-3 тысячи долларов на рекламу в Facebook и Instagram. Если честно, второй намного эффективнее, потому что в первом нам чаще всего пишут негативные комментарии.

— А еще многие заказывают рекламу у популярных блогеров…

— Да, это гораздо лучше, чем просто реклама в соцсетях, ведь у блогеров есть подписчики.

— Но это дорого: известный блогер берет 200-300 долларов за пост!

— Есть и такое. Часто происходит следующее: мы предлагаем сотрудничество на бартерной основе, а блогер просит деньги. Мы соглашаемся, но когда он надевает наш свитер, говорит: "Не надо денег, лучше я возьму пару свитеров".

— Сколько подписчиков должно быть у человека, чтобы вы к нему обратились?

— Если это блогер, то не меньше 50 тысяч. Хотя на самом деле число подписчиков не имеет большого значения, главное — насколько активна аудитория.

— Есть еще один способ найти покупателей: массово подписываться на чужие страницы в соцсетях, а потом отписываться. Это эффективно?

— Да. У нас есть специальная программа, которая позволяет подписываться сразу на тысячу человек. Примерно 300-400 из них в ответ подписываются на нас. Главное здесь — выбрать аудиторию. Я понимаю, что свитер за 4 тысячи сомов не всем по карману. Мы нацелены в основном на ту категорию людей, которая подписана на страницы ресторанов, кофеен и автосалонов.

— Вы планируете продавать свои свитера в других странах?

— Хочу выйти на рынки России и Казахстана, потому что там такие свитера стоят очень дорого. Другое дело, что для выхода нужны деньги — миллиона два-три… Впрочем, в наступившем году мы планируем покорить и эти страны.

Обязательно почитайте историю Дастана Омуралиева. Это первый человек, который решил напоить кыргызстанцев соком прямого отжима.

2255
Теги:
свитер, бизнес, Темирхан Жолонбеков, Кыргызстан
Съезд партии. Архивное фото

Мэрия Бишкека разрешила партиям проводить съезды, но есть требования

29
(обновлено 23:15 15.08.2020)
Перед началом съезда помещение должно быть продезинфицировано хлоросодержащими средствами. При отсутствии системы вентиляции его необходимо проветриваться каждые 60 минут.

БИШКЕК, 15 авг — Sputnik. Комиссия по гражданской защите разрешила политическим партиям проводить съезды на территории Бишкека с соблюдением ряда санитарных требований, сообщает пресс-служба мэрии. 

Указаны следующие требования: 

  • допустимое количество участников съезда — не более 100 человек;
  • в помещении должны быть созданы все условия для соблюдения санитарно-эпидемиологических норм;
  • должен быть организован "входной фильтр", где будут измерять температуру тела, обрабатывать руки антисептиками;
  • рассадка участников съезда должна быть осуществлена шахматным методом с дистанцией 1,5-2 метра;
  • необходимо строго соблюдать масочный режим, соответственно организаторы должны обеспечить всех приглашенных средствами индивидуальной защиты;
  • людям с температурой тела выше 37 градусов вход в помещение запрещен. 
"Перед началом съезда помещение должно быть продезинфицировано хлоросодержащими средствами, температура воздуха должна быть в пределах 22-24 градусов по Цельсию. При отсутствии системы вентиляции помещение следует проветривать каждые 60 минут. Возможно использование рециркуляторов воздуха", — говорится в релизе. 

Певцы не смогут заработать на концертах в ходе предвыборной гонки — ЦИК КР

За официальными разъяснениями по всем процедурным вопросам представителям партий рекомендовано обращаться в уполномоченный государственный орган по проведению выборов.

В Кыргызстане на 4 октября 2020 года запланированы выборы депутатов Жогорку Кенеша. 

29
Теги:
политическая партия, Мэрия города Бишкек
Темы:
Выборы в парламент — 2020
По теме
Сколько денег поступило в фонды партий КР и уже потрачено — список
Каковы требования к кандидатам в депутаты Жогорку Кенеша — список
Кандидат филологических наук Салтанат Мамбаева и таанцевальная группа из племени Навахои Сиукс

Индейцы и кыргызы родственники? Рассказ ученого о поразительном сходстве народов

448
(обновлено 22:01 15.08.2020)
Что общего у индейцев Северной Америки и кыргызов, как живут в резервациях и чем гордятся Киану Ривз и Дуэйн "Скала" Джонсон, Sputnik Кыргызстан рассказала ученый-лингвист.

У кыргызов очень популярны версии о родстве с тем или иным народом. Одни говорят, что знаменитый монгол Чингисхан на самом деле был кыргызом, другие считают, что в Шотландии живут представители кыргызского этноса, а третьи утверждают, что мы — родственники североамериканских индейцев.

Степень родства, как известно, определяется с помощью анализа ДНК, но поскольку многие народы ассимилировались, тот или иной ген можно найти у разных этносов. Специалисты, рассматривая степень родства, учитывают и язык.

Лингвист, кандидат филологических наук Салтанат Мамбаева провела несколько исследований, доказавших удивительную схожесть языков и культурных особенностей некоторых индейских племен, проживающих в США, и тюркских народов, в частности кыргызов. 

Доцент отдела синхронного перевода Кыргызско-турецкого университета Манас Салтанат Мамбаева во время беседы на радио Sputnik
© Sputnik / Эркин Садыков
Лингвист, кандидат филологических наук Салтанат Мамбаева

— Почему вы решили исследовать теорию о родстве индейцев и кыргызов?

— Если честно, такой идеи вообще не было. В рамках одного международного проекта я три года работала в США — занималась научным исследованием в области английской филологии и попутно преподавала язык в университете города Милуоки (штат Висконсин). Однажды ко мне на улице подошла какая-то женщина и спросила, из какого я племени. Вопрос показался мне странным. Я сказала, что приехала из Кыргызстана, и даже показала на глобусе в одном магазине, где находится наша страна.

Сакральный смысл традиций кыргызов — все самое интересное о кыргызчылыке

Женщина удивилась тому, что я прибыла издалека, и сказала, что я очень похожа на коренную американку. А потом пригласила на праздник "Пау-вау дэнсинг" (буквально — собрание для танцев у североамериканских индейцев, название произошло от слова powwaw, означающего "духовный лидер"), добавив, что там будет много людей, похожих на меня.

Кандидат филологических наук Салтанат Мамбаева и вождь племени Онейда штат Висконсин, г. Милуоки. США, 2004 год
© Фото / копирайт архив Салтанат Мамбаевой
Салтанат Мамбаева и вождь племени онейда

— Ну, внешность-то обманчива...

— Чуть раньше в университете, где я работала, проходил концерт. Музыкант Карлос Накай играл на струнном инструменте, похожем на кыргызский жетиген. Так как моя мама из рода накай, после концерта я расспросила американца о происхождении его фамилии. Тот сообщил, что раньше в Америке жило индейское племя накай, но сейчас от него осталось лишь название.

Другой американец, Фредерик Тайке, также разъяснил мне происхождение своей фамилии. Оказывается, индейцы племени навахо, как и кыргызы, называют словом "тайке" родственников по линии матери. Сами навахо именуют себя "дене", а смысл этого слова почти такой же, как у кыргызов, — тело или человек. Слова, похожие на тюркские, есть у алеутов и инуитов, проживающих на Аляске; меньше похожих слов у ирокезов, живущих на юго-востоке США.

В течение трех лет я изучала народ навахо, для чего объездила несколько штатов — Аризону, Юту и Нью-Мексико. Также была у племен сенека и мохока в штате Нью-Йорк и недалеко от города Баффало, там, где Ниагарский водопад. Время от времени ездила в резервацию к племенам онейда и анандаго в Висконсине. 

Фотография матери и детей индейцев навахо возле своего кустарного приюта недалеко от Торреона в штате Нью-Мексико. США
© AP Photo /
Архивная фотография индейцев навахо, сделанная в американском штате Нью-Мексико

Индейцы живут главным образом в резервациях — это огороженные территории. Вход туда разрешен только по приглашению местных жителей, а в некоторых резервациях вообще запрещен. Индейцы не участвуют в политической жизни страны, большинство из них не имеют загранпаспортов, поэтому не могут выезжать из США. Раньше у некоторых в ID-картах не было даже фотографий... Многие индейцы безработные, они зарабатывают на демонстрации своих традиций туристам, продаже сувениров и ювелирных изделий. Кстати, фотографироваться индейцы не любят — они считают, что фото забирает жизненную энергию.

Назовут "катын" — не обижайтесь. Как кыргызы обращаются к женщинам

С внешним миром они не особо контактируют, очевидно, это связано со страхом истребления, которое продолжалось очень долго — вплоть до XX века. Причем женщин до 1970-х годов даже стерилизовали, чтобы у индейцев не было потомства. Поэтому они также редко обращаются к врачам, предпочитая лечиться своими методами.

Но в последнее время молодые люди все чаще выезжают из резерваций на учебу, получают загранпаспорта и пытаются "влиться" во внешний мир, ассимилируются с белым населением. Некоторые добиваются больших успехов, например, актеры Киану Ривз и Дуэйн Джонсон говорят, что в них течет индейская кровь, и очень гордятся своим происхождением. 

Лемили Лейн, ученица Баунтифул, выросшая в племени навахо в Аризоне, гуляет по кампусу возле фрески с изображением человека из числа коренного населения в средней школе Баунтифул. Штат Юта, 21 июля 2020 года
Rick Bowmer
Представительница племени навахо Лемили Лейн из Аризоны, ученица средней школы Баунтифул (штат Юта), возле фрески с изображением коренного жителя Америки

Кстати, резервация навахо — самая большая в Соединенных Штатах. Люди из этого племени пытаются сохранить свои традиции и язык: их изучают в детсадах, школах и колледже. Это очень хорошо, так как, скажем, могикане и чероки практически утратили свой язык и сейчас пытаются его восстановить, но это трудно. Именно изучая жизнь навахо, я увидела большое сходство с кыргызами. Исконными землями этого народа считаются западные территории, где много лесов, холмов и хорошие условия для кочевой жизни. 

— Сколько еще слов, похожих на кыргызские, вы узнали?

— Язык навахо сохранился только в устном варианте, а письменность, к сожалению, на английском. В конце XVII — начале XVIII веков была проведена работа по переводу языка навахо, и в итоге появился навахо-английский словарь. В нем я нашла больше сотни слов, похожих на кыргызские как по звучанию, так и по смыслу. Я публиковала в научных журналах серию статей о лексическом сходстве языков.

Например, у навахо есть слово "алатсын", оно означает "кисть", а у кыргызов — слово "алакан", которое переводится как "ладонь". У нас мясо называется "эт", у них — "этцы". Ремесленников они называют "адистий", а наше слово "адис" означает "умелец", "специалист". Кыргызы обращаются к старшим родственникам "аке", а люди из племени навахо — "акей", "акея". Горы с белоснежными шапками они называют "Ала-Таоа". Очень похожи ласковые обращения: например, мы говорим "алтыным" детям или людям, к которым испытываем симпатию, а они используют слово "алтчыны". И таких примеров очень много...

Навахо используют буквы английского алфавита, а для обозначения особенных звуков сверху ставят запятую или дефис. Произношение некоторых согласных — "н", "к" — у них гортанное, как у кыргызов. 

Кандидат филологических наук Салтанат Мамбаева и вождь племени Онейда штат Висконсин, г. Милуоки. США, 2004 год
© Фото / копирайт архив Салтанат Мамбаевой
Салтанат Мамбаева и вождь племени онейда

— Кроме сходства языков вы нашли еще что-то общее? 

— Да, обычаи и традиции. Например, у навахо, как и у кыргызов, принято скрывать от посторонних, что невестка забеременела. Считается, что это оберегает формирующуюся жизнь от сглаза, а после рождения младенца губы ему тоже обмазывают топленым маслом. У нас это делает бабушка, у них — старшая мать в семейном клане. Ее роль можно сравнить с ролью нашей Умай эне. Кстати, в доисламский период у кыргызов тоже был матриархат, и до сих мы особо почитаем родственников по женской линии.

Суйунчу, судьба сделала подарок! Об обычаях, касающихся детей

Как и кыргызы, навахо окуривают дымом колыбельку ребенка, которая очень напоминает наш бешик. Только название утеряно — они используют английское слово "cradle". В колыбели также применяют косточку, похожую на култук (приспособление для отвода мочи — полая косточка в виде трубки с разной формой оголовья для девочек и мальчиков. — Ред.).

Современные индейцы не живут в вигвамах, но навахо сохранили традиционное жилье — хоган, которое строится из глиняных комочков и по форме напоминает юрту. При этом вход, как и у кыргызов, делают на восточной стороне, а само жилище также разделено на мужскую и женскую половины.

Женщина из племени Навахо Джули Энн Холидей сидит на матрасе перед своим традиционным жилищем навахо, сделанным из дерева, пропитанного землей, в Долине монументов, Юта. 25 октября 2018 года
© AP Photo / Rick Bowmer
Представительница племени навахо Джули Энн Холидей возле хогана — традиционного жилища из дерева и глины (штат Юта)

Женщины навахо, как и наши бабушки, прядут шерсть. Меня поразило, что, если они не находят камень с отверстием для веретена, то просто дырявят картофель палочкой и прядут. Абсолютно также поступают кыргызские женщины. 

Они тоже носят белдемчи (распашная юбка. — Ред.), а набивка узоров на одежде очень красивая. Рисунки напоминают кыргызские узоры, которые у нас, например, используют при оформлении шырдаков.

Кыргызские мужчины раньше носили широкие ремни с покрытой узорами пряжкой из серебра. Навахо тоже делают подобные изделия. 

Это недатированная фотография серебряного мастера навахо, делающего украшения в хогане своей семьи в Ханерс-Пойнт, штат Аризона.
© AP Photo /
Мастер из племени навахо делает серебряные украшения в хогане своей семьи

Их предки занимались скотоводством — как и кыргызы, кочевали с большими стадами овец, но сегодня навахо в основном городские жители. Они тоже обрабатывают овечьи шкуры и шьют тулупы. Мне показывали обувь из сыромятной кожи, которая называется "магаасы". Как вы знаете, у кыргызов есть подобные мягкие сапоги — маасы.

Тайны бараньих костей — враг, друг и наследник. Ритуалы и поверья кыргызов

У нас похожи даже блюда. К примеру, меня угощали мясом, которое для приготовления подвешивают над раскаленными камнями и покрывают глиной. Так же готовится кыргызское блюдо таш кордо.

Однажды мне предложили напиток, похожий на нашу жарму с айраном, только вместо пшеницы у них кукуруза. Когда я сказала, что знаю, как делают этот напиток, хозяева очень удивились. 

Хлеб навахо пекут, как и кыргызы в селах, выкладывая тесто на дно казана или сковороды и ставя на угли. Так же делают кровяную колбасу, которая похожа на нашу быжы. Как и мы, они делают курут.

Одна мексиканская фирма с очень привычным для кыргызов названием "Наан" выпекает хлеб, похожий на нашу каламу, который продается в супермаркетах США. Я так и не смогла привыкнуть к американским булочкам и покупала именно этот мексиканский хлеб.

Что едят кыргызы — все национальные блюда из мяса

Кроме того, у навахо есть песенки, похожие на наши веселые акыйнек (частушки). Их поют на английском, соревнуясь в острословии. Кстати, они и в альчики играют; насколько я знаю, у других индейцев подобных игр нет. 

В Смитсоновском национальном музее американских индейцев в Нью-Йорке представлено более 300 современных ювелирных украшений навахо на «Сверкающем мире: украшения навахо семьи Яззи. 10 ноября 2014 года
© AP Photo / Amy Sussman / AP Images for Smithsonian's National Museum of the American Indian
Ювелирные украшения семьи Яззи из племени навахо в Смитсоновском национальном музее американских индейцев в Нью-Йорке

— Вы поражаетесь сходству навахо с кыргызами, а они, если бы посетили Кыргызстан, наверное, удивлялись бы не меньше...

— В 2016 году посольство КР в США пригласило мастерицу из племени навахо Барбару Тейлор и группу танцоров из племени сиукс на Всемирные игры кочевников. Они ознакомились с нашими традициями, видели, как устанавливается юрта, какими узорами расшиты шырдаки, и многое другое. Интересно, что у навахо есть игры, похожие на наш салбурун (соревнования охотников). Они с интересом снимали прирученных беркутов, гонки тайганов... 

— Какова история этого племени?

— По последним данным, индейцы составляют примерно один процент от населения США. Ранее в Северной и Южной Америках проживали более 1 500 индейских племен. У каждого были свои язык, культура и традиции, но они часто враждовали друг с другом.

Есть гипотеза, что эти территории примерно 40-50 тысяч лет назад заселили люди из Евразии, а следующее заселение было около 18-20 тысяч лет назад. Сейчас нам известно, что еще одна волна заселения происходила порядка 5-6 тысяч лет назад — возможно, это было связано с природными катаклизмами, например, с наводнением в период потепления. Также есть версия, что именно тогда часть народов Сибири переселилась в Северную Америку.

Кандидат филологических наук Салтанат Мамбаева и прядильщица из племени Навахо Барбара Теллер
© Фото / копирайт архив Салтанат Мамбаевой
Салтанат Мамбаева и прядильщица из племени навахо Барбара Теллер

— Раньше проводились исследования, подобные вашим? Было ли получено подтверждение сходства индейцев с тюрками?

— Ученым предстоит выяснить еще многое, но я далека от мысли, что сделала открытие. Есть много научных материалов на эту тему.

Например, в конце 1990-х годов Адыл Ахметов — казахстанский дипломат, который сейчас работает в ОБСЕ, — написал книгу "Код Евразии". Он сравнил языки индейцев с языками северных народов нашего континента — якутов и чукчей. Кроме того, говорится о работах Чокана Валиханова, написанных в середине XVIII века. Оказывается, ученый Фредерик Отта Рерик обратился к нему, чтобы Валиханов помог найти связь между индейцами и кыргызами. Рерик исследовал языки народов Евразии и тоже обратил внимание на то, что у индейцев есть слова, похожие по произношению и смыслу на тюркские.

Мамытова: традиция санжыра популярна даже в Европе

Кроме того, навахо подарили мне несколько книг и фильмов о своем племени. Также я видела много материалов в американских библиотеках. О менталитете, культуре и философии коренных народов Америки писал, например, историк Джон Мохок. Я привезла его труды  в Кыргызстан.

Раньше я работала синхронным переводчиком с английского и русского на кыргызский, а сейчас углубилась в письменные переводы. Если бы научные труды об индейцах были доступнее, это очень помогло бы мне в исследовании.

448
Теги:
язык, традиции, США, Этнические кыргызы, индейцы