Молодой маркетолог Темирхан Жолонбеков

Я отложил свадьбу, чтобы потратить деньги на бизнес, кыргызстанец

2095
(обновлено 16:18 09.01.2019)
Асель Минбаева
Невеста частного предпринимателя Темирхана Жолонбекова сначала была недовольна решением любимого. "Сейчас у меня нет квартиры, приходится снимать. Деньги, собранные на свадьбу, я хочу пустить в бизнес — тогда мы сможем купить жилье", — уговаривал девушку Темирхан.

Молодой маркетолог Темирхан Жолонбеков когда-то делал сайты для крупных компаний Кыргызстана и зарабатывал больше 100 тысяч сомов в месяц! Однако парень бросил прибыльное дело и стал заниматься продажей свитеров с оленями. Оказалось, это еще выгоднее!

Молодой маркетолог Темирхан Жолонбеков
© Фото / из личного архива Темирхана Жолонбекова
Молодой маркетолог Темирхан Жолонбеков

— Вы писали в Facebook про свое детство. Там много интересного…

— Я родом из Каракола. Родители развелись, когда мне было два года. Мама выбивалась из сил, чтобы обеспечить нас с сестрой. Она работала контролером и с утра до ночи разносила квитанции. Уставала и часто плакала, но все равно выполняла свою работу добросовестно. Этому она научила и меня.

Много лет спустя, когда я заказывал свитера, один технолог посоветовал написать на этикетке, что в составе 30 процентов шерсти, а не 10, как было на самом деле. Дескать, материал настолько качественный, что никто не заметит обмана. Но я велел написать правду: не мог пойти против заложенных мамой принципов и обмануть людей.

— Чем вы занимались до того, как взялись за свитера?

— По образованию я маркетолог, еще во время учебы в университете мы с друзьями открыли агентство интернет-маркетинга: создавали сайты, консультировали. Клиентов было много: в месяц каждый из нас зарабатывал 100-120 тысяч сомов.

— Зачем же надо было менять такое прибыльное дело на пошив одежды?

— Мы были участниками сообщества "Бизнес–молодость", где обучали предпринимательству. Там я увидел ролик о российском бизнесмене, который занимается производством свитеров с оленями, и мне захотелось открыть такое же дело.

Я не знал, насколько этот товар будет интересен бишкекчанам. Мы сделали сайт, запустили рекламу, и всего за три дня откликнулись 40 человек, готовые принести деньги "хоть сейчас"! У меня тогда было 150 тысяч сомов — копил на машину. Еще 50 тысяч занял у невесты и заказал в России 90 свитеров. Купили мы их по 2,5 тысячи сомов за штуку, а продавали по 4 тысячи. Партия разошлась моментально, и я понял, что бизнесу быть.

— Все так легко и просто?

— Конечно, нет. В первый год работы меня постоянно "кидали" подрядчики. Лишь много позже я понял, что сам был виноват: например, мог выслать деньги, не заключив договор.

Вообще, собственный бизнес сильно влияет на характер человека. Если вы заметили, на эту встречу я пришел ровно в пять, как и было назначено. Раньше мог опоздать на целый час.

— Сначала вы заказывали вещи в России: там работа поставлена на поток, все давно схвачено. Почему же спустя время вы решили работать с кыргызстанской фабрикой?

— Да, в России все отлажено, но я очень ценю именно наше производство. В прошлом году мне позвонила менеджер местной компании "Viva Tex" и предложила работать с ними. Я дал образец, и через два дня мне сделали точно такой же свитер. Мы протестировали продукцию из Турции, России и Кыргызстана — выяснилось, что самую качественную одежду изготовили именно у нас! Кроме того, отечественные свитера получаются вдвое дешевле, и нам не приходится платить за доставку.

— Вашу продукцию оценил сам Сооронбай Жээнбеков…

— Да, он как-то посетил фабрику, и ему показали наши свитера. Президент пришел в восторг.

— Однако многие кыргызстанцы настороженно относятся к товарам "made in KG".

— Да, когда люди узнают, что свитера изготовлены здесь, начинают сомневаться. Многие товары, производимые у нас, почему-то не ценятся. Еще считается, что местная продукция априори должна стоить дешево.

Одна женщина написала, что наши свитера слишком дорогие, а на "Дордое" такие же продают по тысяче сомов. Я сказал: "Давайте мы привезем вам наш товар, вы посмотрите и скажете свою цену". Она увидела двойную вязку, оценила качество… и купила себе один.

— Почему на ваших свитерах изображены именно олени?

— Это символ зимы. К тому же для кыргызов олень — особенное животное. Например, я сам из племени Бугу, прародительницей которого считается Мать-олениха. Да и вообще, свитера с оленями — это модно. Они уже были в тренде в 1950-х годах, но почему-то считалось, что такие носят только "ботаники".

— Вы хотя бы раз думали о том, чтобы закрыть бизнес?

— Да. Мы с Айгерим планировали свадьбу, и я решил немного повременить. Сказал ей: "Давай подождем. Сейчас у меня нет квартиры, приходится снимать. Деньги, собранные на свадьбу, хочу пустить в бизнес — тогда мы сможем купить жилье". Сначала она была против, потом согласилась. Хорошо, что ее родители тоже не возмущались… К весне я обязательно накоплю на квартиру.

Молодой маркетолог Темирхан Жолонбеков
© Фото / из личного архива Темирхана Жолонбекова
Молодой маркетолог Темирхан Жолонбеков

— Вы хотите непременно пышную свадьбу?

— Мы с невестой нет, но я единственный парень в семье, и мама мечтает о торжестве. Она уже придумывает тосты, размышляет, какое платье наденет, какую прическу сделает… Я стараюсь для нее.

— Вы обучались на специальных курсах, чтобы овладеть искусством ведения бизнеса. Это дорого?

— За год я потратил 2 тысячи долларов. Можно сказать, что вложения сполна окупились, ведь всего за месяц мне удалось заработать 5 тысяч.

Дело не столько в тренингах, сколько в окружении: мы, предприниматели, постоянно друг другу помогаем. Просто пишем в чате какой-нибудь вопрос, и другие люди дают советы.

— Сейчас многие бизнесмены перестали давать рекламу на телевидении, радио и в газетах — они "ушли" в Интернет.

— Мы тоже решили, что соцсети куда эффективнее и дешевле, чем ТВ или радио. Каждый месяц тратим 2-3 тысячи долларов на рекламу в Facebook и Instagram. Если честно, второй намного эффективнее, потому что в первом нам чаще всего пишут негативные комментарии.

— А еще многие заказывают рекламу у популярных блогеров…

— Да, это гораздо лучше, чем просто реклама в соцсетях, ведь у блогеров есть подписчики.

— Но это дорого: известный блогер берет 200-300 долларов за пост!

— Есть и такое. Часто происходит следующее: мы предлагаем сотрудничество на бартерной основе, а блогер просит деньги. Мы соглашаемся, но когда он надевает наш свитер, говорит: "Не надо денег, лучше я возьму пару свитеров".

— Сколько подписчиков должно быть у человека, чтобы вы к нему обратились?

— Если это блогер, то не меньше 50 тысяч. Хотя на самом деле число подписчиков не имеет большого значения, главное — насколько активна аудитория.

— Есть еще один способ найти покупателей: массово подписываться на чужие страницы в соцсетях, а потом отписываться. Это эффективно?

— Да. У нас есть специальная программа, которая позволяет подписываться сразу на тысячу человек. Примерно 300-400 из них в ответ подписываются на нас. Главное здесь — выбрать аудиторию. Я понимаю, что свитер за 4 тысячи сомов не всем по карману. Мы нацелены в основном на ту категорию людей, которая подписана на страницы ресторанов, кофеен и автосалонов.

— Вы планируете продавать свои свитера в других странах?

— Хочу выйти на рынки России и Казахстана, потому что там такие свитера стоят очень дорого. Другое дело, что для выхода нужны деньги — миллиона два-три… Впрочем, в наступившем году мы планируем покорить и эти страны.

Обязательно почитайте историю Дастана Омуралиева. Это первый человек, который решил напоить кыргызстанцев соком прямого отжима.

2095
Теги:
свитер, бизнес, Темирхан Жолонбеков, Кыргызстан
Загрузка...

Орбита Sputnik