Мэр Бишкека Азиз Суракматов во время интервью на радиостудии Sputnik Кыргызстан

Нам не хватает полномочий честное интервью с мэром Бишкека Суракматовым

16855
(обновлено 17:22 11.08.2019)
,
Что самое сложное в должности мэра? Как изменится Бишкек в ближайшем будущем? Какое участие простые горожане принимают в благоустройстве города? Об этом ведущие радио Sputnik Кыргызстан поговорили с главой столичного муниципалитета Азизом Суракматовым.

8 августа исполнился ровно год, как Азиз Суракматов вступил в должность мэра столицы. Для кыргызстанских реалий это довольно большой срок, за который можно подвести предварительные итоги. О проделанной работе и планах ведущие радио Sputnik Кыргызстан Вадим Осадченко и Наталия Князева спросили у самого градоначальника.

Станет ли Суракматов премьером — честное интервью с мэром Бишкека

— Вы к нам пришли сразу после своей традиционной еженедельной прогулки по городу. Объясните, почему лично обходите проблемные участки столицы? Считаете, что муниципальные службы с решением спорных вопросов не справляются?

— Я думаю, что мне нужно все контролировать. В нашем городе, безусловно, есть проблемные участки. Мы просматриваем социальные сети, узнаем, в каком районе муниципальные службы не сработали вовремя, и проводим там обход. Обычно он проводится по средам с семи утра.

— Вы это как-то анонсируете?

— Нет, стараемся не афишировать, гуляем тихо и скромно. 

Мэр Бишкека Азиз Суракматов во время утренней прогулки с главами муниципальных служб по Ленинскому району
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Прогулка мэра Бишкека Азиза Суракматова по Ленинскому району

— А как потом проверяете исполнение своих указаний? Снова идете гулять?

— Да, через месяц-полтора делаю контрольную проверку, но уже из машины. Чаще всего я сам проезжаю мимо и смотрю, что изменилось. Обычно в тех районах, которые обходим, нарушения и замечания устраняются.

— Во время прогулок к вам подходят обычные горожане со своими вопросами?

— О, да. Люди часто подходят, задают вопросы, высказывают пожелания. Вопросов у горожан действительно много. Видимо, в городе все-таки достаточно мест, где необходимо наводить порядок.

— Кто такой мэр, по вашему мнению? Это хозяйственник или, может, человек, который просто неравнодушен к проблемам города? Какой вообще вы видите свою роль на этом месте?

— Бишкек — это столица, культурно-деловой, политический центр. Здесь расположены все наши министерства и ведомства, и здесь, наверное, самые активные горожане.

Я думаю, что Бишкек — это маленькое государство со своим парламентом и бюджетом, со своими проблемами и планами. Думаю, что мэр — это все-таки хозяйственник. Может, у других мэров было свое видение, но для меня это так. Политикой пусть занимаются парламент и правительство.

— Раз мы затронули эту тему, в нашем "маленьком государстве" есть свой бюджет, но далеко не все деньги из него остаются в городе. Получается, чем больше денег собирает столица, а суммы увеличиваются за счет новых проектов, тем меньше в ней остается финансов? 

— Для нас это очень болезненный вопрос. Мы бы хотели определить с правительством четкие и понятные правила игры: чем больше соберем — тем больше у нас должно остаться. Сегодня мы собираем порядка 70 миллиардов сомов в год, а остается у нас около восьми с половиной миллиардов, это всего 12 процентов. И даже если мы соберем 100 миллиардов, у нас останутся все те же деньги — восемь с половиной.

Если бы для нас определили какой-то понятный процент, то у нас была бы мотивация собирать больше. Думаю, что каждый регион, в том числе Бишкек, должен развиваться самостоятельно. В этом случае мы будем заинтересованы собирать больше налогов, развивать бизнес, привлекать инвестиции, зарабатывать, зная, что у нас от этой деятельности останется больше финансов на развитие. 

Мэр Бишкека Азиз Суракматов во время интервью на радиостудии Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Досхан Нусупбеков
Мэр Бишкека Азиз Суракматов: сегодня мы собираем порядка 70 миллиардов сомов в год, а остается у нас около восьми с половиной миллиардов, это всего 12 процентов. И даже если мы соберем 100 миллиардов, у нас останутся все те же деньги — восемь с половиной.

— В социальных сетях люди часто жалуются на городские проблемы. К примеру, когда, по их мнению, в неположенных местах или с нарушениями строятся дома. Зачастую такие посты получают ответ: "Это не в ведении мэрии". Вам не кажется, что у мэрии и муниципальных предприятий не хватает полномочий для того, чтобы полностью самостоятельно решать вопросы?

— Я это чувствую на себе: полномочий не хватает. Сегодня работники многих городских служб назначаются министерствами и ведомствами по линии правительства. Поэтому некоторые службы несколько оторваны от города. Когда разрабатывался закон о статусе столицы, мы предлагали, чтобы определенных руководителей, работающих в Бишкеке, назначали совместно с мэрией, но эта норма из проекта закона была удалена.

Приведу простой пример. Экотехинспекция Бишкека не имеет права проверять строящиеся дома, в которых запланировано более 10 этажей. Подобные строения проверяет Республиканская госэкотехинспекция. Когда мы приглашаем сотрудников этого ведомства на совещания, они просто не приходят, потому что это ведомство республиканского уровня. Поэтому связки у нас нет. Считаю, что когда президент говорит о развитии регионов, необходимо в первую очередь давать этим самым регионам больше полномочий.

— Когда в нашем городе начинают возводить многоэтажный дом, дороги вокруг строения взрываются для проведения инфраструктуры или строительства парковок. Причем делается это зачастую, когда уже возведено несколько этажей. Нередко дома строят на узких улицах, из-за платных парковок люди оставляют машины прямо на дороге, мешая движению…

— Прежде чем начать строить дом, нужно приобрести земельный участок. Человек выкупает его и идет в органы архитектуры. Архитектура делает проект, в котором должно быть предусмотрено все, в том числе парковки, благоустройство, стоянки, заезды… Все это должно строиться не в ущерб тротуарам. Другое дело, как застройщики исполняют этот проект.

Мы сейчас контролируем ситуацию, хотим, чтобы и экотехинспекция, и городские службы архитектуры при согласовании проекта максимально учитывали интересы соседних жителей и создавали удобства вокруг нового дома. Полагаю, что у нас еще есть недобросовестные строители, которые могут выйти за красную линию или занять часть тротуара. 

Вид на бишкекскую улицу Масалиева (Южная магистраль) и новостройки с высоты
© Sputnik / Акылбек Батырбеков
Вид на улицу Масалиева в Бишкеке

— А нельзя ли обязать малый бизнес, который занимает первые этажи, благоустраивать прилегающую территорию самостоятельно? Чтобы не только подметали прилегающую землю, а, к примеру, подсыпали зимой соль и не ждали, когда целое муниципальное предприятие приедет и что-то сделает?

— Дело в том, что владельцы объектов обладают правами только на помещение, а все, что снаружи, — это муниципальная земля. Мы можем только воззвать к сознательности, к примеру, чтобы люди адекватно оформляли фасад. Бывает, что в одном доме базируются несколько субъектов бизнеса, и с архитектурной точки зрения все вразнобой. К тому же одни укладывают перед входом асфальт, другие кладут брусчатку, третьи и вовсе щебенкой все засыпают. Городские власти хотят, чтобы во всем соблюдалось единое архитектурное решение. Я думаю, что все это постепенно будет улучшаться, к тому же сейчас между самими строителями появилась конкуренция. Рынок сам отрегулирует, но диктовать бизнесу какие-то условия будет неправильно.

— Но представители Бишкекглавархитектуры говорили, что готовится проект единых требований к фасадам зданий…

— Этот проект разрабатывается. К примеру, в Стамбуле все крыши должны быть красными. Есть определенные правила при согласовании проектов. Мы тоже хотим разработать такие правила, но заставить уже сейчас возводить фасады из гранита или сары-таша не можем. Финансовые возможности многих наших бизнесменов этого не позволяют.

— Нередко, зная проблемы города, мэрия предлагает потенциально непопулярные решения, к примеру, повысить тарифы. Подобные инициативы чаще всего не принимаются БГК. Со стороны кажется, что, так как этот орган выборный, депутаты боятся пойти против воли народа. Как вообще происходит взаимодействие мэрии с городским кенешем? Между вами есть плотная связка и общее видение будущего города?

— Мэрия Бишкека и городской парламент делают общее дело. Мы пытаемся развивать столицу. Депутаты горкенеша принимают экономическую программу, бюджет и исполняют те обещания, которые давали своим избирателям.

Когда речь заходит о непопулярных мерах, у нас происходят споры и обсуждения. Конечно, мэрия не может в одностороннем порядке насильно принять повышение тарифов или другие нормы, которые затрагивают интересы общества. Поэтому мы выносим их на обсуждение. Суть парламентаризма — отстаивать интересы населения. Думаю, что всегда можно найти золотую середину. Если проект повышения тарифов не принимается сегодня, думаю, на это есть объективные причины.

Придет время, и тарифы все равно повысятся. Люди должны понимать, что растут цены на услуги транспорта, ГСМ... Нужно отметить, что в Бишкеке одни из самых низких тарифов в мире на воду и транспорт. Думаю, что, когда мы убедим общественность в их необходимости, меры будут приняты. 

Мэр Бишкека Азиз Суракматов во время интервью на радиостудии Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Досхан Нусупбеков
Мэр Бишкека Азиз Суракматов: придет время, и тарифы все равно повысятся. Люди должны понимать, что растут цены на услуги транспорта, ГСМ... Нужно отметить, что в Бишкеке одни из самых низких тарифов в мире на воду и транспорт.

— Иногда кажется, что бишкекчане несколько пассивны. Мы часто видим, что в вашу сторону направляется односторонний запрос: "Сделайте то, почините это"… При этом большинство проблем граждане могли бы решить самостоятельно. Это касается, к примеру, придомовых участков.

— Согласен с вами на 100 процентов. Каждый должен убирать и приводить в порядок частную территорию. Мы в этом направлении работаем: создаются ТСЖ, домовые советы. Все эти объединения, состоящие из жильцов, должны участвовать в благоустройстве города. Если бы жильцы каждого дома, к примеру, поливали и сажали деревья и выносили мусор, то наш город стал бы очень красивым. "Тазалык" не может справиться со всеми проблемами самостоятельно. Было бы здорово, если бы горожане принимали в этом участие.

Я думаю, мы к этому придем. Мы сейчас проводим различные конкурсы, к примеру, на новогоднее оформление, субботники, награждаем лучшие дворы…

— Когда город оформляют цветами, клумбами или вазонами, всегда находятся недовольные горожане, которые считают все это безвкусицей. Возможно, следовало бы советоваться с людьми по таким вопросам. Устраивать опросы в соцсетях, например.

— Горожане у нас очень активные, их не обведешь вокруг пальца, они все видят. Два человека — три мнения. Если мы, к примеру, сажаем дерево, то одному не нравится, где его посадили, второму — само дерево. Большие проекты мы, конечно, обсуждаем с общественностью. Во многих службах у нас есть ландшафтные дизайнеры, их работу мы стараемся активно освещать в средствах массовой информации.

Недавно, к примеру, мы вынесли на общественное обсуждение три въездные группы: со стороны Алматы, с восточной стороны города и со стороны Сокулука. Помимо этого, планируем создать входную группу в парке имени Чингиза Айтматова (Дубовый парк).

Кстати, раньше это место называлось Дубовым парком, позже его переименовали в парк имени Чингиза Айтматова. Однако, как выяснилось, общественность хотела бы оставить старое название. Теперь планируем все объединить и назвать эту зону Дубовым парком имени Чингиза Айтматова. По итогам таких общественных обсуждений мы учитываем мнение горожан и корректируем некоторые проекты. 

Клумбы украшенные цветами у здания Кыргызской национальной филармонии им. Т. Сатылганова в Бишкеке
© пресс-служба мэрии города Бишкек
Деятельность МП "Бишкекзеленхоз"

— Насколько мы знаем, мэрия недавно объявляла конкурс на замещение вакантных должностей. Городские активисты подавали свои резюме? Вы с ними общаетесь?

— У нас есть живой пример: Каличу Умуралиеву мы назначили управлять парками. Это большое хозяйство, парков у нас много, открываются новые, к тому же мы бы хотели перевести их на хозрасчет, чтобы они развивались за счет тех денег, которые сами же и зарабатывают. Планируем модернизировать существующие парки: проводить освещение, устанавливать скамейки, разбивать детские площадки, спортивные зоны… Плюс будем ремонтировать тротуары и прокладывать велодорожки.

Раньше парками занимались несколько служб: Зеленхоз, Управление муниципального имущества, "Тазалык", "Бишкекглавархитектура". Все было разрозненно: сотрудники этих предприятий приходили и начинали спорить. Сегодня мы создаем рабочую группу, которой будет руководить Калича Умуралиева.

Ну и, конечно, привлекаем людей, которые принимают активное участие в жизни города. Я бы даже сказал, что они нас подстегивают. Один я не могу за всем уследить, в этом мне очень  помогают социальные сети и СМИ.

— Хотели бы сказать отдельное спасибо за парк Театральный. Теперь по нему приятно ходить на работу.

— Мы его только завершаем. Поставили там фортепиано, заканчиваем проводить освещение.

Скоро планируем начать работы по благоустройству пешеходной зоны на проспекте Чуй — в районе "Востока-5" от моста до улицы 7 Апреля и вверх до путепровода. Проведем там освещение, поставим скамейки. Кроме того, разрабатываем пешеходную зону в "Джале" от улицы Масалиева вниз до Ахунбаева и далее до проспекта Манаса. В целом таких узлов будет порядка 12 по городу. Уже закончили создавать проекты, думаю, в этом году или следующей весной все завершим.

— Вы разрабатываете такие проекты своими силами или опираетесь на международный опыт?

— Когда я занимался бизнесом, очень много ездил. Это личный опыт. Кроме того, мы с коллегами просматриваем YouTube, смотрим, как устроены зоны отдыха за границей, плюс, конечно, берутся в расчет идеи наших архитекторов. 

Мэр Бишкека Азиз Суракматов во время интервью на радиостудии Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Досхан Нусупбеков
Мэр Бишкека Азиз Суракматов: один я не могу за всем уследить, в этом мне очень помогают социальные сети и СМИ.

— Не можем не спросить об озеленении. В микрорайонах с этим все хорошо, чего не скажешь о центре. Деревья когда-то вырубили, расширили дороги, и город стал превращаться в бетонную пустыню. Какие у вас планы по озеленению?

— В этом году мы посадили 10 тысяч деревьев, вместо каждого вырубленного дерева сажаем три новых. Думаю, что мы восполним этот пробел.

— Просто вырубаются деревья в центре, а сажают на окраинах.

— Нет, сажаем тоже в центре. Вообще, делаем упор на центральную и нижнюю части города. Просто маленькие деревья не видны. Думаю, что результаты нашей работы будут заметны через 3-4 года.

— В этом году ощущается нехватка воды. Страна вступает в период маловодья, и по столице это видно. Вы рассматривали способы решения этой проблемы?

— В город вода поступает из трех рек, и ее в принципе достаточно. Нужно просто научиться правильно расходовать ее. Проблема в другом: за последние 15 лет при строительстве многоэтажных домов и дорог была нарушена ирригационная система. Недавно мы провели совещание и начали разработку программы ирригации. Вода течет сверху вниз, но есть места, где нет уклона. Эту проблему будем решать с помощью скважин.

— Вы произнесли фразу: "Это будет видно через 3-4 года". Честно говоря, мало кто из чиновников думает на 3-5 лет вперед. Вы и в жизни строите такие долгосрочные планы?

— Думаю, что результаты работы мэра ощутит на себе следующий мэр. Поэтому, если мы будем хорошо работать, следующему градоначальнику будет легче.

Думаю, что планирование необходимо. Если посадить маленькое дерево, сегодня его не будет видно, но через 5-10 лет оно вырастет. Мы должны "сажать что-то маленькое", чтобы эти ростки выросли в нечто большее. 

Вид на проспект Эркиндик в Бишкеке с высоты
© Sputnik / Эмиль Садыров
Проспект Эркиндик в Бишкеке

— Вопрос от наших читателей: в жилмассиве "Токольдош", практически в центре города, люди живут еще с советских времен. Дома построены очень давно, однако, когда пришло время их узаконить или приватизировать, выяснилось, что сделать это невозможно. Люди боятся, что строения снесут, а взамен ничего не предоставят, потому что узаконить землю не удается. Почему сложилась такая ситуация и обращались ли к вам горожане по этому вопросу?

— По "Токольдошу" ситуация такая: генеральным планом данный район предусмотрен под многоэтажную застройку. Но я хотел бы успокоить жителей, владельцев домостроений в "Токольдоше": эти дома просто так изыматься не будут, в любом случае их стоимость компенсируют, причем независимо от того, имеются ли документы или красная книга. Какую рыночную стоимость назначат жильцы, то им и вынуждены будут заплатить, — причем и частные, и государственные компании. Думаю, что тут опасаться нечего. Любого частника или владельца домостроения мы всегда защитим. Потому выселения или беспредела со стороны соответствующих органов не будет. Мы этого не допустим.

— Если бы у вас была возможность начать путь к должности главы муниципалитета с самого начала — к примеру, с главы ТСЖ, — вы бы пошли на это? Зная все трудности работы мэра, стремились бы к этому?

— Я и прошел такой путь. Девять лет проработал в "Бишкекглавархитектуре", начинал простым специалистом. Думаю, что это именно та работа, которая помогает мне сегодня принимать решения.

Самое сложное в должности мэра — принимать решения, когда у тебя пять заместителей и четыре главы районов. Все они мыслят по-своему, а я должен принять верное решение и не ошибиться.

— Ходят слухи, что вы можете занять кресло премьера. Это правда?

— Нет. Премьер-министром становиться не собираюсь. Думаю, что нынешний глава правительства гораздо опытнее меня по многим пунктам. 

Мэр Бишкека Азиз Суракматов во время интервью на радиостудии Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Досхан Нусупбеков
Мэр Бишкека Азиз Суракматов: я старался создать систему, которая работает сама и держится не только на мэре. Сегодня у нас есть команда с четким распределением обязанностей, правом подписи и принятия решений.

— Мне кажется, вам было бы проще, если бы акимы городских районов и ваши помощники также переживали за имидж столицы, как вы. Чтобы люди их знали в лицо.

— Мы назначили новых вице-мэров. Это ребята, которые действительно работают, хотя, возможно, их деятельность не освещается широко. Я старался создать систему, которая работает сама и держится не только на мэре. Сегодня у нас есть команда с четким распределением обязанностей, правом подписи и принятия решений. Вице-мэры максимально загружены, и работать за них я не собираюсь.

Что касается акимов, они выполняют обязанности и отвечают каждый за свой район. Хотя заставить их работать было, конечно, сложно.

16855
Теги:
ирригация, строительство, озеленение, Бишкек, столица, мэр, Азиз Суракматов
Темы:
Новости Бишкека (1392)
По теме
В жилмассивах Бишкека проводят канализацию. Мэрия сообщила, где именно
Проходящих альтернативную службу призывников обяжут подметать улицы Бишкека
Бывший заместитель министра внутренних дел Курсан Асанов. Архивное фото

Курсан Асанов госпитализирован с пневмонией, суд над ним перенесен

167
(обновлено 00:48 11.07.2020)
Напомним, что в Первомайском районном суде столицы должно было состояться заседание по уголовному делу в отношении Асанова.

БИШКЕК, 10 июл — Sputnik. Бывший заместитель министра внутренних дел Курсан Асанов заболел двусторонней пневмонией. Об этом он сам сообщил корреспонденту Sputnik Кыргызстан.

По его словам, он госпитализирован в одну из клиник и поэтому очередное судебное заседание перенесено.

Напомним, что в Первомайском районном суде столицы должно было состояться заседание по уголовному делу в отношении Асанова.

Дело Асанова

Курсан Асанов был уволен в августе прошлого года с формулировкой "за предательство интересов кыргызской милиции и утерю доверия". В МВД заявили, что во время штурма дома и задержания Алмазбека Атамбаева он игнорировал требования министра и принимал самовольные решения, не имея на это права. Его также обвинили в самопиаре из-за переговоров о сдаче Атамбаева. В ответ на обвинения бывший замминистра заявил, что "выполнял служебный долг, а личные интересы не ставил выше государственных".

В чем конкретно обвинили Курсана Асанова — ГП завершила следствие

Генеральная прокуратура в конце августа 2019 года представила видео, как сыну Курсана Асанова якобы передают важные вещественные доказательства. По информации следствия, эти вещдоки были вынесены Асановым-старшим из дома Атамбаева и через телохранителя переданы сыну Муххамеду-Али. Позже Военная прокуратура сообщила, что сын Асанова сбежал из страны.

До этого в Сети появилось видео с титрами и комментариями, где утверждалось, что, сдаваясь, Атамбаев передал Курсану Асанову пакет, в котором были деньги, драгоценности и важные документы. Асанов обвинения опроверг. 27 августа 2019 года он был задержан, а суд избрал ему меру пресечения в виде домашнего ареста.

167
Теги:
госпитализация, Пневмония, суд, Курсан Асанов
Темы:
Увольнение Курсана Асанова
По теме
МВД раскритиковало действия Курсана Асанова во время кой-ташских событий

Кто стоит за беспорядками в Белграде видео протестов в Сербии

106
(обновлено 23:38 10.07.2020)
В Сербии прошли акции протеста, переросшие в беспорядки. Участники даже попытались захватить здание парламента, полиция в ответ применила слезоточивый газ. В министерстве обороны Сербии демонстрации назвали попыткой госпереворота.

Волна антиправительственных протестов докатилась до Сербии — со вторника в Белграде и ряде других сербских городов не стихают массовые демонстрации. Накануне тысячи людей собрались в центре столицы у сербского парламента — Скупщины. Акция под девизом "Сиди, не дай себя обмануть" длилась восемь часов.

Как беспорядки в США влияют на Кыргызстан.

В целом демонстрация прошла мирно, в отличие от предыдущих протестов, которые начались во вторник. Большинство участников просто сидели на тротуаре и асфальте перед зданием. Но потом акции быстро переросли в массовые беспорядки и ожесточенные столкновения с полицией.

Участники даже попытались захватить здание парламента, полиция в ответ применила слезоточивый газ. Десятки людей пострадали. Формально причиной протестов стало решение властей ужесточить ограничительные меры, связанные с борьбой с COVID-19, но руководство Сербии уверено, что многие участники преследовали другие цели.

106
Теги:
митинг, цели, Белград, акция протеста, беспорядки, Сербия
По теме
Сотни вооруженных "черных пантер" вышли на улицы Джорджии — видео
Главы делегаций государств-участников Высшего евразийского экономического совета. Архивное фото

Как ЕЭК решит проблемы между Кыргызстаном, Казахстаном и другими членами ЕАЭС

105
(обновлено 01:30 11.07.2020)
Как правило серый импорт из Китая попадает в Россию через Казахстан и Кыргызстан в обход таможенных сборов, считает эксперт.

БИШКЕК, 10 июл — Sputnik. Мария Науменко. Евразийская экономическая комиссия на заседании совета 10 июля сформировала оперативный комитет для решения спорных вопросов при перемещении товаров через границы ЕАЭС.

Разногласий между странами — участницами союза назрело немало, отметили участники совещания: длительная проверка грузов на границах внутри ЕАЭС, реэкспорт санкционных товаров в Россию через Беларусь и Казахстан и серый импорт из Китая. С помощью каких инструментов можно решить нынешние проблемы и почему они возникли, разбирался Sputnik.

"Дорожная карта" и новый комитет

Проблемы связаны с тем, что на границах внутри союза стали проводить мероприятия по контролю за перемещаемыми грузами. Об этом в комментарии Sputnik заявил министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Олег Панкратов.

"Все мы понимаем, что единое таможенное и экономическое пространство не предполагает наличия такого контроля, но есть объективные причины его применения (речь может идти о проверках грузов со стороны РФ на наличие продукции, запрещенной к ввозу в Россию, — Ред.)", — добавил член ЕЭК.

Сейчас страны союза разрабатывают "дорожную карту" по решению противоречий, возникающих при перемещении грузов в ЕАЭС. К мерам оперативного реагирования в ЕЭК отнесли идентификацию санкционки, применение навигационных пломб, администрирование импорта товаров из третьих стран и обмен информацией между государствами ЕАЭС, уточняется в пресс-релизе комиссии.

Проблемы на границах в ЕАЭС будут решаться быстрее — итоги заседания ЕЭК

"Мы понимали, что сложившаяся ситуация ведет к снижению внутренней торговли и возникновению определенной напряженности. Поэтому в комиссии решили создать группу высокого уровня (оперативный комитет. — Ред.), которая оперативно сформирует "дорожную карту" по разрешению спорных ситуаций", — сказал Панкратов.

Он отметил, что задача "дорожной карты" как раз в том, чтобы найти баланс интересов государств.

"Меры будут выстраиваться таким образом, чтобы страны, которые ограничивают доступ на свой рынок, были заинтересованы в открытии такого доступа. А страны, которые поставляют на этот рынок товары, захотели максимально быстро внедрить у себя современные технологии, которые покажут, что все товарные потоки "белые", проходят полную таможенную очистку", — пояснил член Коллегии ЕЭК.

По словам министра, эти технологии обеспечат полную уплату налоговых пошлин в бюджет ЕАЭС и выполнение налоговых обязательств перед бюджетами стран.

Предполагается, что оперативный комитет возглавит председатель Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович. К тому же в рабочую группу войдут еще пять министров комиссии: Гегам Варданян, Тимур Жаксылыков, Олег Панкратов, Виктор Назаренко и Андрей Слепнев.

Спорными вопросами перемещения грузов в ЕАЭС займется спецорган

Кроме того, от каждой страны в комитет войдут по три-четыре представителя органов государственной власти, которые отвечают за вопросы внутренней торговли, таможенную сферу и фискальные поступления. Раз в квартал новый орган будет отчитываться о своей работе на Совете ЕЭК и, при необходимости, на Высшем экономическом совете.

Разработанные меры должны помочь, уверены эксперты.

"С одной стороны, страны заинтересованы в том, чтобы была единая зона свободной торговли, все строят единый общий рынок, но при этом, конечно же, государства стараются защищать своего производителя, и отсюда все конфликты", — считает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.

Он приводит в пример проблемы между Кыргызстаном и Казахстаном в отношении сельхозпроизводителей.

"Есть определенные ограничения для поставок кыргызстанских товаров на более близкий рынок Казахстана, который достаточно емкий. Казахские власти стараются защитить своего производителя и запрещают продавать ряд кыргызстанских товаров", — сказал эксперт.

По его словам, создание оперативного комитета — "тот шаг, который позволит решить существующие противоречия". Целый комплекс проблем на границах ЕЭАС возник из-за того, что союз слишком быстро развивался, считает Станислав Притчин.

"Если сравнить путь, который Евразийский экономический союз прошел от момента создания до нынешней стадии интеграции, то у Европейского союза это заняло несколько десятков лет. Мы идем с опережающим графиком, соответственно есть болезни роста", — полагает эксперт.

Страны ЕАЭС смогут экспортировать сельхозпродукцию в Китай по железной дороге

Он отмечает, что запрос на купирование проблем возник еще и из-за необходимости принять стратегию развития ЕАЭС до 2025 года. Документ должны были согласовать на заседании Высшего Евразийского экономического совета 19 мая, но президенты стран ЕАЭС решили, что его необходимо доработать.

"Решение многих проблемных вещей, которые являются причиной возникновения спорных ситуаций, уже заложены в стратегию. Поэтому рабочая группа будет акцентировать внимание все-таки на краткосрочных мероприятиях, которые будут ориентированы на 1-3 года", — отметил министр ЕЭК Панкратов.

Электронные чипы минимизируют коррупционные риски

Первоочередная задача оперативного комитета — внедрение современных навигационных пломб, которые в реальном времени отслеживают местонахождение и перемещение транспортного средства, рассказал член ЕЭК Олег Панкратов.

"Пломбы позволят минимизировать коррупционные риски, которые имеют место. Также они уменьшат число контактов грузоперевозчиков с государственными контрольными структурами. Это позволит государственным фискальным органам в онлайн-режиме отслеживать все товарные потоки. На первом этапе мы предполагаем, что это будут товарные потоки, по которым возникает особо много рисков", — пояснил министр.

В экспертной среде также считают, что навигационные пломбы смогут решить часть спорных вопросов между государствами — участниками союза.

"Сейчас действуют бумажные накладные, которые сопровождают товар, перемещение же продукции никак не отслеживается", — отмечает Притчин.

Особый акцент: ЕАЭС и фондовый рынок Кыргызстана — перспективы развития

Решить разногласия поможет прозрачная законодательная система для транспортных компаний, считает экономист, политолог Дмитрий Болкунец.

"Часто вносят какие-то поправки, а перевозчики могут ничего и не знать об этом. Это создает проблемы и приводит к нарушениям законодательства", — рассуждает специалист.

По его мнению, в крайних спорных случаях страны должны иметь возможность обратиться в суд Евразийского экономического союза.

"Суду Евразийского союза необходимо дать полномочия, чтобы его решения были обязательны для исполнения. Сейчас они носят рекомендательный характер. Хотя это, конечно же, один из последних инструментов, который бы урегулировал всякого рода разногласия", — сказал Болкунец.

Санкционка и небезопасные товары из третьих стран

Сейчас рынок союза и потребители не в полной мере защищены от ввозимой из третьих стран небезопасной продукции, отмечал ранее министр по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко. Дело в том, что в ряде случаев необоснованно выдаются серийные сертификаты иностранным изготовителям.

"На рынке существуют органы по оценке соответствия и испытательные лаборатории, которые проводят процедуры некорректно, и результатом их деятельности являются необоснованно выданные документы. Комиссию особенно беспокоят серийные сертификаты, которые выдаются на длительный срок — до пяти лет", — сказал Назаренко.

Предполагается, что страны ЕАЭС будут бороться с небезопасными товарами следующим образом: подать заявку на оценку соответствия продукции сможет только изготовитель, а не его представитель. Кроме того, в стране союза обязательно должен присутствовать уполномоченный изготовителя, который будет нести ответственность за то, чтобы продукция отвечала требованиям союзных техрегламентов.

В ЕАЭС хотят обмениваться кредитными историями заемщиков

Ввоз в Россию санкционных продуктов из Евросоюза также находится в числе нерешенных проблем. В ЕАЭС общая таможенная зона, и все товары, которые попадают на территорию союза, могут беспрепятственно перемещаться, несмотря на ограничения на поставку европейских товаров на российский рынок.

"Этим как раз активно пользовались белорусские и казахстанские предприниматели, которые пунктом назначения товара прописывали Казахстан или Беларусь, а в конечном итоге продавали его на рынке России. Те же проблемы есть в отношениях с Китаем. Как правило, серый импорт из КНР попадает в Россию через Казахстан и Кыргызстан в обход таможенных сборов", — считает Притчин.

В настоящий момент для того, чтобы остановить поставки "санкционки" на рынок РФ, в Москве рассматривают введение ответственности для транспортных компаний за перевозку попавших под запрет товаров.

105
Теги:
сбор, импорт, таможня, контроль, проблемы, товар, ЕАЭС
По теме
Какие отрасли могут выиграть в постпандемический период, рассказала эксперт