Съемки с дрона. Архивное фото

Как отразится на фотографах законопроект о дронах полезная беседа

1078
(обновлено 16:41 12.09.2019)
В Кыргызстане планируется ввести ограничения на управление квадрокоптерами. Список предлагаемых правил состоит из 49 страниц, и в нем есть много интересных пунктов.

Редакция Sputnik Кыргызстан решила выяснить, как найти общий язык людям, которые будут регулировать полеты дронов, и тем, кто любит их запускать. Мы побеседовали с Усеном Кариевым, заведующим сектором качества и внедрения стандартов ИКАО Агентства гражданской авиации (АГА) при Министерстве транспорта и дорог КР, а также с аэрофотографом Михаилом Дудиным.

— Трудно ли научиться управлять дроном?

Дудин: Некоторым людям кажется, что все просто: современные устройства автоматически стабилизируются в воздухе и удерживают свое положение. Именно из-за этой уверенности владельцев они часто падают. На самом деле управление квадрокоптером — это очень ответственная штука, связанная с безопасностью людей и сохранением материальных ценностей. Однако, если ты ответственный пилот и соблюдаешь все правила эксплуатации, никаких происшествий не произойдет.

— Почему в Кыргызстане возникла необходимость регулировать полеты дронов?

Кариев: Сегодня рынок беспилотных воздушных средств перенасыщен, а для Агентства гражданской авиации самое главное — безопасность полетов. Поэтому необходимо соблюдать какие-то ограничения. Проанализировав опыт России, Украины, Беларуси и Казахстана, мы разработали Авиационные правила КР по беспилотным воздушным судам. 

Заведующий сектором качества и внедрения стандартов ИКАО Агентства гражданской авиации (АГА) при Министерстве транспорта и дорог КР  Усен Кариев
© Sputnik / Эркин Садыков
Заведующий сектором качества и внедрения стандартов ИКАО Агентства гражданской авиации (АГА) при Министерстве транспорта и дорог КР Усен Кариев

— Все БВС разделили на четыре категории, в последнюю входят устройства весом от 150 килограммов. Такие явно не похожи на игрушки...

Кариев: Действительно, мода на дроны начиналась как развлечение. Возможно, никто и не предполагал, что в дальнейшем их будут использовать в профессиональных целях. Однако по мере развития беспилотных воздушных средств люди поняли, что с их помощью можно фотографировать, поливать поля, следить за территорией и транспортировать грузы.

Дудин: В большинстве случаев мы, фотографы, используем второй тип дронов — весом от килограмма. Они маленькие и относительно легкие, но это уже средства профессиональной видеосъемки. В правилах указано, что необходимо оформить все квадрокоптеры, которые весят килограмм и больше. Сколько это будет стоить? 

Кариев: Бесплатно. Тут как с машинами: когда вы покупаете автомобиль, вы же ставите его на учет. Вот и беспилотному средству присвоят регистрационный номер, чтобы было видно, что им управляет оператор, знающий правила.

— Как будет проводиться регистрация и когда она начнется?

Кариев: После того, как правительство примет проект. Регистрация должна проходить в Агентстве гражданской авиации, все необходимые документы мы указали.

— А как планируется проверять навыки управления дронами? Это будет какой-то экзамен?

Кариев: Операторов будут обучать в сертифицированных центрах. Их необходимо ознакомить с правилами эксплуатации, безопасности, запретными зонами для съемки…

Дудин: Сколько времени выделяется на обучение?

IT-специалист МИА Sputnik Кыргызстан Михаил Дудин на радиостудии
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Аэрофотограф Михаил Дудин

Кариев: Десять часов. Пока нет специальных центров, можно пройти сертификацию в АГА и после обучать других. Например, недавно ко мне приходил представитель "Кумтора" — компания планирует самостоятельно проводить курсы для сотрудников.

— Получается, купить дрон в подарок ребенку я уже не смогу?

Кариев: Вы можете приобрести устройство, которое весит меньше килограмма. Однако в правилах указано: если беспилотным воздушным средством управляет ребенок, рядом должен находиться взрослый, чтобы контролировать безопасность.

— А если я живу на отдаленной ферме и люблю запускать квадрокоптер в горах, тоже необходимо пройти регистрацию?

Кариев: Да, эти правила касаются всего воздушного пространства Кыргызстана.

Дудин: Для постановки на учет требуется "документ, который разрешает присвоение радиочастоты на право использования радиоэлектронных средств". О чем идет речь и как это будет реализовано?

Кариев: Все радиотехнические средства должны иметь свою частоту, чтобы не мешать друг другу. Для получения документа нужно обратиться в Госагентство связи (ГАС).

Дудин: Большинство устройств, которые используются в Кыргызстане, работают на частотах 2,4 или 5,8 ГГц. Это те же частоты, на которых работает обычный Wi-Fi–роутер, но мы ведь не получаем разрешение на использование интернета через него.

Кариев: Этот вопрос вы можете решить в ГАС. Там должны быть уверены, что ваш дрон не создаст помехи для других воздушных средств. 

Заведующий сектором качества и внедрения стандартов ИКАО Агентства гражданской авиации (АГА) при Министерстве транспорта и дорог КР  Усен Кариев
© Sputnik / Эркин Садыков
Усен Кариев: если беспилотным воздушным средством управляет ребенок, рядом должен находиться взрослый, чтобы контролировать безопасность.

— Может, следует сертифицировать товар на этапе ввоза в страну, как с теми же роутерами?

Кариев: Именно это мы планируем делать в будущем.

— Кто будет проверять наличие сертификатов у операторов БВС?

Кариев: В Агентстве гражданской авиации нет такого числа сотрудников, чтобы мы могли это контролировать. Будем привлекать милицию.

— Рядом с дронами далеко не всегда можно увидеть их операторов. По-моему, проводить проверку будет сложно...

Дудин: Обнаружение пилота — действительно проблема. В некоторых случаях это абсолютно невозможно без технических средств. Ведь человек может находиться довольно далеко, за препятствием, которое сложно преодолеть, например, за рекой.

— Как будут бороться со "злоумышленниками"?

Кариев: Так же, как с нарушителями ПДД на дорогах. В Кодексе КР о нарушениях есть несколько пунктов, касающихся гражданской авиации, — согласно ему и будем действовать. Поймите, у нас нет задачи сбивать дроны, мы хотим иметь дело с нормальными людьми, которые знают закон и соблюдают его.

Дудин: Да, любые правила и нормы рассчитаны на законопослушных людей. Если кто-то хочет что-то нарушить, он это сделает, и не важно, какие запреты установлены. Поэтому правила должны быть адекватными для людей, которые не пытаются их нарушить. 

Специалист по управлению проектами и SEO Михаил Дудин провел мастер-класс для журналистов, а также для студентов столичных вузов по поисковой оптимизации сайта (SEO).
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Михаил Дудин: некоторым людям кажется, что все просто: современные устройства автоматически стабилизируются в воздухе и удерживают свое положение. Именно из-за этой уверенности владельцев дроны часто падают.

— Согласно проекту правил, оператор БВС должен уведомлять власти о районе и времени предстоящего полета, а запускать дрон можно не выше 100 метров...

Кариев: Думаю, для фотографов это достаточная высота. Кроме того, представьте, если подобное воздушное средство будет лететь в районе аэропорта "Манас", оно может стать помехой и угрозой для самолетов. Также нельзя пилотировать квадрокоптер над скоплением людей, ведь если кому-то на голову упадет аппарат весом хотя бы килограмм, он может убить.

— Михаил, а как высоко можно поднять дрон?

Дудин: Технически, если постараться, — даже на несколько километров. Другое дело, что такая высота просто абсурдна с точки зрения аэрофотосъемки: изображения подобных масштабов можно посмотреть и на Google Maps. Скажем, в США регулируются полеты над препятствиями, например, зданиями. Если высота строения 100 метров, то над ним можно подняться еще на 100. В наших же правилах написано "полеты над рельефом местности". Имеется в виду поверхность земли?

Кариев: Если перед вами стометровое здание, конечно, дрон не может летать над ним. Поэтому предполагается, что здания тоже входят в понятие "рельеф местности", то есть над ними надо летать на высоте 100 метров.

Дудин: Кыргызстан — туристически привлекательная страна, а с помощью квадрокоптеров можно показать ее красоту. Но, если строго следовать правилам, туристы вряд ли смогут использовать дроны: необходимо регистрироваться, получать сертификат и разрешение.

Кариев: Вы немного ошибаетесь: иностранцам достаточно будет встать на учет и знать правила. Иностранный гражданин может по электронной почте сообщить, где будет находиться и какой у него летательный аппарат.

Заведующий сектором качества и внедрения стандартов ИКАО Агентства гражданской авиации (АГА) при Министерстве транспорта и дорог КР  Усен Кариев
© Sputnik / Эркин Садыков
Усен Кариев: нельзя пилотировать квадрокоптер над скоплением людей, ведь если кому-то на голову упадет аппарат весом хотя бы килограмм, он может убить.

— Как нужно сообщить Агентству гражданской авиации, что я, например, собираюсь сегодня запустить дрон на площади Ала-Тоо?

Дудин: Там нельзя будет летать...

— Почему?

Дудин: Пункт 211: "Запрещается выполнение полетов в районе объектов государственной важности на расстоянии не ближе 1 000 метров". Объекты государственной важности — стационарны: скажем, к ним относится здание Жогорку Кенеша. Если замерить от него 1 000 метров, площадь Ала-Тоо практически полностью попадет под запрет. А за ЖК есть другое здание государственной важности... Таким образом, в зону запрета попадает полгорода.

— Такие ограничения предусмотрены для всех?

Кариев: Если вы получите разрешение на выполнение полетов от соответствующих органов, допустим, от ГКНБ — летайте. 

— А как быть тем, кто не прочитает это интервью, но захочет запускать дрон над площадью?

Кариев: Незнание законов не освобождает от ответственности.

— Михаил, как правила повлияют на вашу профессиональную деятельность?

Дудин: Они увеличат стоимость предоставляемых услуг.

— Насколько вы к этому готовы?

Дудин: Это абсолютно не сюрприз, а следование мировым тенденциям. То, что таких правил не было, — скорее минус для страны. То, в каком виде они вводятся, — не обязательно плюс, но они необходимы.

Обязательно ознакомьтесь с основными выдержками из предлагаемого законопроекта.

1078
Теги:
Михаил Дудин, гражданская авиация, правила, квадрокоптер, дрон, Кыргызстан
По теме
Невероятная съемка! Оператор с дроном показал высший пилотаж — видео
Одно из самых прекрасных мест Кыргызстана — впечатляющее видео
Загрузка...

Орбита Sputnik