Посетители на выставке мобильных технологий. Архивное фото

Как виртуальная реальность изменит жизнь людей в КР интересная беседа

927
(обновлено 15:29 13.09.2019)
Российский медиаменеджер Наталья Лосева утверждает, что в скором будущем в повседневной жизни люди начнут активнее использовать технологию виртуальной реальности.

Благодаря виртуальной реальности люди лучше усваивают информацию — этот фактор стали использовать в учебных заведениях и средствах массовой информации. О том, как еще новые технологии облегчат жизнь людей, корреспондент Sputnik Кыргызстан поговорил с заместителем главного редактора МИА "Россия сегодня", продюсером и медиаменеджером, старшим преподавателем кафедры новых медиа факультета журналистики МГУ Натальей Лосевой.

Медиаменеджер и продюсер из России Наталья Лосева во время мастер-класса для журналистов кыргызстанских СМИ в рамках международной программы SputnikPro
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Заместитель главного редактора МИА "Россия сегодня", продюсер и медиаменеджер, старший преподаватель кафедры новых медиа факультета журналистики МГУ Наталья Лосева

— Какие новые технологии в ближайшее время придут на помощь журналистам?

— Иные реальности. На самом деле они уже среди нас: помните игру Pokemon Go? А самый простой пример — GPS-навигатор. Люди почему-то не воспринимают его как иной мир, однако эти устройства могут показывать погоду и пробки на дорогах, а это уже концепция заполненной или смешанной реальности. А знаете, где самые большие деньги в виртуальной реальности?

— Разработка игр?

— Это на втором месте, а на первом — контент для взрослых. А самое активное развитие в виртуальной реальности наблюдается в сферах образования, переподготовки и медицины. Один из моих любимых примеров — разработанный одной из крупных клиник тренажер, который позволил объективно уменьшить боль от ожогов. У таких пациентов есть период практически невыносимой боли, которую можно снять медикаментозно, но необходимы были более щадящие для организма методы.

Теперь с помощью виртуальной реальности пациенты могут надеть очки и увидеть себя в мире с рождественским пейзажем: вокруг идет снег, и можно кидать снежки, лепить снеговиков. Картинка получилась настолько реалистичной, что больные действительно начали чувствовать приятное охлаждение, которое снимало болевой синдром.

Кроме того, в России на государственном уровне к 2024 году поставлена задача ввести в 75 регионах преподавание в школах не менее 25 процентов предметов с использованием дополненной и иной реальности. Сегодня у журналистов, медиаменеджеров и сотрудников сферы образования одинаковые проблемы и задачи, связанные с удержанием внимания. Поэтому для лучшего усвоения информации ребенка необходимо поместить в некую закрытую информационную среду. Кроме того, в виртуальной реальности человек может переместиться в другое время, на другую планету.

— Для меня иные миры все-таки связаны с воспоминаниями о том, как мы часами играли в компьютерные игры.

— А мама ругала?

— Конечно, и правильно делала.

— Производители компьютерных игр действительно осознали, что их целевая аудитория — подростки, а враги — родители. Знаете, что они сделали, чтобы устранить родителей?

Медиаменеджер и продюсер из России Наталья Лосева во время мастер-класса для журналистов кыргызстанских СМИ в рамках международной программы SputnikPro
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Наталья Лосева: По содержанию подкаст — это более свободный и творческий жанр. Он может напоминать театр у микрофона, разговорное шоу или монолог…

— Контент для взрослых? Не говорите, что да.

— Конечно нет. Они добились одобрения родителей с помощью образовательного контента. Ведь когда мама подростка видит, как ему предлагают прогуляться по древнему Риму и выучить пять параграфов из учебника истории, конечно, она не будет против.

— А какие еще материалы, кроме образовательного контента, журналисты могут делать с помощью виртуальной реальности?

— Когда в начале года стало ясно, что весной будет волна новостей про знаменитый перевал Дятлова, мы начали работать и попали в самый пик. В формате дополненной реальности нам удалось выполнить реконструкцию трех основных версий того, что там произошло. Человек мог оказаться в палатке туристов и своими глазами изучить все улики, побродить по местности… Это был большой успех.

— МИА "Россия сегодня" сделало и другой большой и важный проект — разработку программы "Механика аутизма".

— Это была наша первая работа в формате виртуальной реальности. Обычно на планерке мы обсуждаем десятки идей для подобных работ, чтобы выбрать самую актуальную тему. Сегодня человек должен приложить какие-то усилия, чтобы посмотреть материал в формате виртуальной реальности: приобрести очки, которые стоят от 5 до 10 тысяч долларов.

Когда мы взялись за проект "Механика аутизма", понимали, что тема актуальная. Ведь люди боятся того, чего не понимают. Мы решили показать, как выглядит мир человека с аутизмом в момент сенсорной перегрузки: как искажается реальность, когда звучит простая музыка или подходит человек и что-то интенсивно говорит. У нашего героя есть прототип, но все-таки это больше собирательный образ. Интересно, что особо чувствительные люди во время проживания истории срывали с себя очки, когда понимали, почему человек с аутизмом кричит или размахивает руками.

— Кроме того, сегодня в мире идет активное развитие подкастинга. В Кыргызстане это явление еще не совсем понятно аудитории и самим журналистам. Что такое подкаст?

— Для начала давайте разберемся, что такое радио. Это большой информационный блок, который пользователю предоставляют в назначенное место и время. У подкаста совершенно другая концепция потребления: мы сами доставляем его в те места, где находится заинтересованный человек, и не огромными суточными блоками, а кусочками информации. Пользователь может сам решить, когда и с какого места ему начать слушать контент. По содержанию подкаст — это более свободный и творческий жанр. Он может напоминать театр у микрофона, разговорное шоу или монолог…

Кажется, что сделать подкаст очень легко. Можно взять смартфон с диктофоном, забраться в шкаф с одеждой (знаете же, что это самый лучший заменитель домашней студии?) и в режиме монолога упоенно рассказывать что-то, что, как вам кажется, будет интересно послушать другим. Однако кажущаяся доступность подкастов абсолютно не гарантирует их популярности и тем более монетизации. Все-таки нужно чувствовать аудиторию, уметь рассказать историю и сделать ценный и интересный контент. Как камера в смартфоне не убила профессиональную фотографию, так и дилетантский подкастинг не убьет нашу профессию.

Послушать эксперта собрались представители медиасферы: корреспонденты, редакторы, преподаватели
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Наталья Лосева: Если вы вспомните себя 2-3-летней давности, то увидите, что уже во многом текстовые коммуникации вы перевели в голосовые: поисковик на своем смартфоне и сообщения в чатах…

— Говорят, что у подкаста выборочная и высокоинтеллектуальная аудитория.

— Да. Как правило, это образованные люди 25-45 лет, ведущие активный образ жизни. Однако дело не только в интеллекте. Подкастинг — это фоновое потребление. Представьте человека, который усаживается за стол, расправляет скатерть, включает аппарат, подпирает рукой щеку и слушает часовой подкаст… Это невозможно. А когда мы слушаем подкасты?

— Когда готовим.

— Здесь нужно понять еще один интересный момент: когда мы слушаем подкасты в наушниках? Обычно по дороге на работу или домой, а молодая мама — когда гуляет с ребенком. Возможно, когда медленно бежим на тренажере в зале или делаем монотонную домашнюю работу.

А когда мы слушаем подкасты не в наушниках? Сейчас идет еще одна волна, которая, возможно, не дошла до Кыргызстана, — "умные" колонки. Они возвращают нас к коллективному потреблению контента. Изначально подкаст был индивидуальным продуктом: мы слушали его в наушниках и не могли разделить эмоции с окружающими. А в психологии потребления коллективное проживание истории — это очень важный момент. Поэтому телевизор так и остается главным "торшером" в наших квартирах.

Вторая волна наплыва подкастов, скорее всего, придет с распространением "умных" колонок. Ведь если вы готовите еду, то, скорее всего, вам удобнее слушать подкаст через колонку. Интересно, что не медиа заставят потребителя приобретать новые гаджеты, а наоборот. В будущем люди начнут покупать все больше устройств, которые будут воспроизводить звук и освобождать руки и глаза.

— А когда подкасты массово придут в Кыргызстан?

— Я думаю, что потребуется порядка двух-трех лет для заметного накопления аудитории, которая регулярно слушает подкасты. Обычно все начинается не с новостного контента и даже не с историй. Люди вовлекаются в подкасты через лекции, книги, изучение иностранных языков и развлекательный жанр, который немного на грани дозволенного. А вообще, если вы вспомните себя 2-3-летней давности, то увидите, что уже во многом текстовые коммуникации вы перевели в голосовые: поисковик на своем смартфоне и сообщения в чатах…

927
Теги:
дети, виртуальная реальность, Наталья Лосева, Кыргызстан
По теме
Какая журналистика вызывает тошноту, рассказала в Бишкеке российский эксперт
Иллюстрация для рубрики Киноблог на радио

Киноблог: какие новые сериалы посмотреть прямо сейчас

14
Кинообозреватель Нурбек Иманов рассказал о трех сериалах разных жанров, которые помогут скрасить осенние вечера.
Киноблог: какие новые сериалы посмотреть прямо сейчас

С отсутствием кинотеатрального проката и развитием потоковых сервисов сериалы становятся все более качественными и разнообразными. Современные сериалы отличаются большим бюджетом, россыпью звезд первой величины и именитыми режиссерами.

Вы узнаете, может ли хайп вокруг того или иного фильма или сериала повлиять на восприятие произведения, какие звезды мирового кино теперь предпочитают многосерийный жанр и какие сюжеты наиболее популярны у сценаристов в этом году.

14
Теги:
сервис, осень, премьера, прокат, культура, Сериал, кино
По теме
Классика "страшного" кино — киноблог
Молодой видеоблогер Джин Хуэй ведущая канал на youtube о жизни в Пхеньяне

Северокорейские блогеры завоевывают мир

61
Северная Корея, обладательница ядерного оружия и мощной региональной армии, пополняет свои вооруженные силы еще и качественными инструментами пропаганды.

На YouTube набирает популярность видеоблог, в котором хорошенькая девушка Джин Хуэй на прекрасном русском языке рассказывает о жизни в Пхеньяне, пишет колумнист РИА Новости.

Она составляет огромный контраст со знаменитым диктором Ли Чхун Хи. Заслуженная актриса, которой в этом году исполнилось 77 лет, до сих пор появляется на телеэкране, когда нужно сообщить стране и миру о чем-нибудь очень важном — об успешных испытаниях ядерного оружия, например. Ли Чхун Хи стала для КНДР таким же символом, каким был Юрий Левитан для СССР. У нее даже есть враги и подражатели за рубежом.

Молодой влогер Джин Хуэй выстроила совершенно другой образ: простой студентки, девушки по соседству, которая живет самой обычной жизнью и с любовью рассказывает зрителям о своем родном городе. Действительно, в ее "любительских" репортажах Пхеньян выглядит мило и по-домашнему: он похож одновременно и на советские, и на современные российские города. Пожалуй, именно так могли бы выглядеть сейчас парадные районы наших городов, если бы у власти до сих пор находилась КПСС.

США испытывают у себя оружие, которое применят против России

Еще десять лет назад репортажи из КНДР вызывали стыд и грусть: постановочные фотографии явно нежилых квартир не могли обмануть даже самого невнимательного читателя из сколько-нибудь развитой страны. Сейчас все кажется настоящим: полный народа ресторан с телевизорами на стенах, очевидно, не декорация. Если судить по видеороликам, Северная Корея пусть бедная, но уже "нормальная" страна, в которой простые люди не едят траву и не спят в бараках, а живут примерно той же жизнью, что и мы с вами.

Качество северокорейской пропаганды растет. Первое видео на канале "Эхо правды", на котором англоязычная Ун А познакомила мир с русскоязычной Джин Хуэй, появилось в конце 2018 года. Это была реклама парка развлечений: посетители натужно рассказывали на камеру, как они насладились американским фастфудом и как хорошо провели время, катаясь на аттракционах. Доверия видео не вызывало, ненатуральность происходящего прямо-таки била в глаза.

Прошло всего лишь два года, и "Эхо правды" стало качественным видеоблогом, который, пожалуй, может дать фору многим российским ютьюберам-миллионникам. Это уже серьезный инструмент мягкой силы, пригодный и для продвижения идеологии, и для борьбы с непрерывным потоком фейков южнокорейской пропаганды.

Британия сделала заявку на мировое господство в воздухе

Несколько лет назад в мировых СМИ появилась жареная новость: Ким Чен Ын якобы расстрелял свою якобы любовницу — популярную певицу Хен Сон Воль, обвинив ее в распространении порнографии и еще в каких-то грехах. Новость оказалась ложной — через несколько лет певица со своей музыкальной группой прибыла на Зимние олимпийские игры в Сеуле, опровергнув тем самым слухи о своей смерти.

Подобные "новости" предлагают миру регулярно: в них Ким Чен Ын подвергает казни то свою сестру, то генералов, то еще каких-нибудь представителей северокорейской элиты. Часто они сопровождаются горячими подробностями: кого-то расстреливают из зенитных пушек, кого-то живьем скармливают собакам. Как правило, в итоге "казненный" появляется на публике живым, однако это не добавляет осторожности журналистам, обсуждающим очередную утку.

Северная Корея предпочитает не опровергать такие слухи на уровне официальных СМИ, чтобы не терять лицо. Вместе с тем "простой видеоблогер" вполне может "случайно" сходить на концерт любимого исполнителя, доказав тем самым, что никто никого не расстреливал и не подвергал опале.

Вот конкретный пример разоблачения фейк-ньюза о КНДР. Когда в апреле пошли слухи, что магазины в Северной Корее опустели из-за панических покупок встревоженных граждан, блогер Ун А лично прошлась по магазинам с камерой, чтобы выяснить, "правда это или нет".

СМИ сообщили об исчезновении жены Ким Чен Ына — не видели с начала года

Исследователи северокорейских СМИ пишут о новом проекте КНДР с видимой тревогой, так как и русская, и китайская, и англоязычная публика принимает его с явной симпатией. Как это обычно и бывает с девушками-видеоблогерами, комментарии к видео кишат комплиментами и вопросами о личной жизни. Высказываются предположения, что блогер Ун А — дочь какого-нибудь партийного деятеля из КНДР, что она получила образование в Китае и познакомилась там "с западными стилями социальных сетей".

Возможно, так оно и есть: проект слишком важен, чтобы стать его лицом доверили случайной девушке. Вместе с тем его успех может сослужить в итоге плохую службу стране.

Образ воинственных фанатиков вот уже многие годы защищает КНДР от США, поэтому вялотекущий конфликт Штатов с Северной Кореей не заходит дальше санкций и осуждающей болтовни. На недавних дебатах кандидаты в президенты США спорили как раз на эту тему: Джо Байден обвинил оппонента в излишней мягкости по отношению к Ким Чен Ыну, а Дональд Трамп высказался в том духе, что хорошие отношения с КНДР — это разумно.

Если видеоблогерам удастся кардинально улучшить репутацию КНДР, идея бомбардировок Северной Кореи кому-то за океаном уже не будет казаться столь безумной. Одно дело провоцировать армию безжалостных убийц, которые только и ждут повода, чтобы ответить тебе с максимальной жестокостью. И совсем другое — напасть на обычную небольшую страну, которую Америка неизмеримо превосходит в военной и экономической мощи.

61
Теги:
Ким Чен Ын, соцсети, YouTube, Пропаганда, США, КНДР
По теме
США грозит "диктатура спецслужб и силовиков": при чем тут Россия