Вице-мэр Бишкека по вопросам ЖКХ Мирлан Амантур во время полевой планерки

Как преобразится Бишкек в 2020 году беседа с вице-мэром

3575
(обновлено 21:57 29.10.2019)
Заместитель градоначальника рассказал, почему закроют улицу Киевскую, почему не ремонтируют канализационные люки на дорогах и где будет лучший в республике парк для скейтбордистов.

Заместитель мэра Бишкека Мирлан Амантуров побывал на радио Sputnik Кыргызстан и ответил на вопросы, которые сегодня волнуют многих жителей столицы.

— ЖКХ, наверное, самая проблемная сфера деятельности в любом городе. За последние годы мэрия Бишкека продвинулась в этом вопросе, но без сложностей, конечно, не обходится...

— У нас сейчас замечательная команда. Благодаря труду работников всех предприятий в столице происходят те или иные изменения. У нас много идей, которые стараемся воплотить.

— Понятно, что дворники выходят на работу очень рано. А во сколько начинается ваш рабочий день?

— Я выезжаю из дома в 7 утра. В течение полутора-двух часов инспектирую объекты, осматриваю проблемные участки, выслушиваю горожан. Потом начинаются совещания и встречи, на которых мы решаем ежедневные проблемы и составляем планы работы.

— Когда заканчивается обычный рабочий день?

— Мэр Азиз Суракматов уезжает с работы после 21:00, и только тогда мы думаем: не пора ли и нам домой (смеется)? А если честно, то и ночью наша команда мониторит ситуацию, реагирует на аварийные ситуации. Так что стараемся изо всех сил. 

Вице-мэр Бишкека по вопросам ЖКХ Мирлан Амантур
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Вице-мэр Бишкека по вопросам ЖКХ Мирлан Амантур

— Расскажите о планах.

— Всем известно, что в этом году в столице открыли первый за годы независимости парк — "Ынтымак". Его площадь более 10 гектаров. Также было проложено около 7 километров велодорожек и 3,5 километра прогулочной пешеходной зоны. Все это на Южной магистрали.

В 2020 году в каждом районе города планируется построить 10 километров дорог — итого 40 километров. Также будут проложены по 10 километров тротуаров. Сегодня акимы районов работают над списками улиц, которые необходимо заасфальтировать и на которых нужно построить тротуары. Кстати, мы немного меняем структуру работы — хотим передать акимам больше полномочий.

Там, где есть дорога, требуется освещение. Сейчас в столице порядка 28 тысяч светоточек, к концу года "Бишкексвет" доведет их количество до 30 тысяч. В следующем году в каждом районе будет установлено по 2,5 тысячи светоточек, причем не только в новостройках.

Особое внимание планируем уделять ирригации, так как при высадке новых деревьев выявились проблемы с поливом. Будет построено 5 километров ирригационных каналов, которые "Горводхоз" должен обеспечивать сточной водой. Кстати, в 2020 году в каждом районе появятся еще 2,5 тысячи саженцев.

МП "Бишкекзеленхоз" выращивает саженцы на более 8 гектарах, я дал задание увеличить площадь до 10 гектаров, а через год-два планируем полностью засадить питомник в 20 гектаров. Хотим обеспечивать саженцами не только столицу, но и другие города страны. А вот сажать большое количество цветов я запретил — считаю, что это бесполезная трата денег при нашем ограниченном бюджете. Теперь Бишкек будут засеивать газонной травой, и только после там, где необходимо, начнут высаживать цветы.

— Вы затронули тему дорог. Многие горожане говорят, что толку от их расширения мало — велосипедные дорожки превратились в парковки, и на трассах по-прежнему образуются сильные заторы.

— Вы правы. В прошлом году было обустроено свыше 7 километров велодорожек, которые отделены от проезжей части или тротуара специальными катафотами. К сожалению, культура многих автомобилистов и пешеходов оставляет желать лучшего. Например, в новом парке велодорожку занимают мамочки с колясками, создавая неудобства и подвергая опасности детей. Необходимо прививать горожанам уважение к велокультуре.

Или взять велодорожку на улице Токтогула. Мне, как дорожнику, этот проект был изначально непонятен. Как можно совмещать транспортную магистраль с велодорожкой? Из соображений безопасности их надо прокладывать отдельно. 

Автомобиль на месте велодорожной разметки
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Мирлан Амантур: в прошлом году было обустроено свыше 7 километров велодорожек, которые отделены от проезжей части или тротуара специальными катафотами. К сожалению, культура многих автомобилистов и пешеходов оставляет желать лучшего.

— Горожане предлагают просто установить бордюр вдоль велодорожки на Токтогула, чтобы там никто не парковался и можно было ездить спокойно. Неужели это сложно?

— Есть одна нерешенная проблема. Сначала надо обеспечить парковочные места, а уже потом переходить к решению вопроса о велодорожке. Буквально на днях мы с вице-мэром Азизом Алымкуловым обсуждали проекты автопарковок — как наземных, так и подземных...

— Я знаю, что вы были одним из инициаторов прокладки велодорожек. Сколько еще их планируется обустроить?

— Сейчас укладываем велодорожку от Южной магистрали до улицы Семетей (с восточной стороны). Она будет совмещена с пешеходной зоной, длина составит 3 километра. Думаю, успеем сдать ее до 1 декабря.

Также планируем продолжить велодорожку от улицы Рысмендиева в селе Орто-Сай по Байтик Баатыра и закольцевать ее в парке "Ынтымак". Общая длина будет порядка 9 километров. Там установят новую систему освещения и скамейки, а через каждые 50 метров нанесут разметку для определения пройденной дистанции.

— Опять южная часть города... А как быть тем, кто живет в северной?

— Наши архитекторы уже разрабатывают проект большого кольца велодорожек. Они будут пролегать по улицам Абдрахманова и Ахунбаева, проспектам Жибек Жолу и Манаса. Строить их планируется не на проезжей части. Эту большую кольцевую зону мы разделим на малые круги. 

Велодорожная разметка на дорогах Бишкека
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Мирлан Амантур: наши архитекторы уже разрабатывают проект большого кольца велодорожек. Они будут пролегать по улицам Абдрахманова и Ахунбаева, проспектам Жибек Жолу и Манаса.

— Что насчет проспекта Чуй? На некоторых его участках в центре трассы есть зеленые насаждения — там можно проложить безопасную и очень длинную велодорожку.

— Недавно была обустроена пешеходная зона с велодорожкой в микрорайоне "Восток-5" от улицы Торокула Айтматова до 7 Апреля, и жители недоумевали, что дорожка такая короткая. Но это лишь часть большого проекта. Сейчас мы начинаем возводить такую же зону от проспекта Чуй вверх — по улице 7 Апреля до Линейной, а затем вниз — вдоль Торокула Айтматова до Чуй. То есть будет кольцо.

Еще планируем проложить дорожки по проспектам Жибек Жолу и Чуй (от Ауэзова), по улице 7 Апреля до Южной магистрали, а далее по Чортекова и вниз. Следующей весной или ближе к осени хотим начать строительство самой длинной в городе пешеходной зоны с отдельной велодорожкой вдоль южной части проспекта Дэн Сяопина от улицы Фучика до Алыкулова. Там будут парковки и зеленая зона.

Сейчас все маршруты только прорабатываются и пока нет окончательных вариантов, но самое главное — есть желание и системная работа.

— Но не велосипедом единым жив бишкекчанин...

Мэрия планирует разбить на юге столицы еще два парка. Она представила видеопрезентации обоих проектов.
© Видео / пресс-служба мэрии Бишкека, МП "Бишкекглавархитектура"
— У нас есть новости и для других горожан. Буквально на следующей неделе начнется строительство двух больших парков площадью более 10 гектаров каждый — кстати, тоже с отдельными велодорожками. В одном парке будет большой амфитеатр, а в другом — скейтрум. Один из них будет носить имя Чолпонбая Тулебердиева и откроется к 75-летию Великой Победы.

Тендер на строительство скейтрума выиграла российская компания, она дает гарантию на три года. Кстати, уровень сложности и качество покрытия обещают такие, что они позволят нам даже проводить Чемпионат Азии по скейтборду. Амфитеатр под открытым небом будет рассчитан примерно на 2 тысячи человек. Там можно проводить концерты, забеги и другие культурно-массовые мероприятия. Парки планируется сдать в эксплуатацию максимум к началу лета.

— Не слишком ли грандиозные планы?

— Это еще не все. Как только откроется шестиполосная улица Линейная, Киевская будет закрыта для движения транспорта — мы хотим сделать там пешеходную зону от проспекта Манаса до улицы Ибраимова. Такая же зона будет по Шопокова от Киевской до Фрунзе. 

Вид с дрона на площадь Ала-Тоо и улицу Киевскую в Бишкеке
© Sputnik / Эмиль Садыров
Мирлан Амантур: как только откроется шестиполосная улица Линейная, Киевская будет закрыта для движения транспорта — мы хотим сделать там пешеходную зону от проспекта Манаса до улицы Ибраимова

— А ремонт тротуаров не запланирован?

— Запланирован. В каждом районе по 10 километров. Начнем с самых проблемных улиц. На Раззакова ремонт уже стартовал, на Московской начнется в ближайшее время.

Кстати, теперь коммунальщики не будут, как раньше, копать где захотят, а потом годами не асфальтировать дорогу. Почему народ должен терпеть это? Раскопал — будь добр поскорее восстановить, хоть днем и ночью работай. Если раньше, например, яму на 10 кубов закапывали в течение 45 дней, то теперь мы даем всего три. Не закончат вовремя — будут платить штраф.

— Многие автомобилисты жалуются, что крышки на канализационных люках разной высоты или вовсе отсутствуют...

— Я знаю об этой проблеме, так как езжу по тем же дорогам. Дело в том, что у нас нет ограничений на осевую нагрузку большегрузных авто. Пока не введем эту норму, порядка не будет. Нигде нет осевой нагрузки свыше 8 тонн, а сейчас ее снижают до 7. У нас же на одну ось может быть нагрузка до 24 тонн. Это очень сильно разрушает покрытие трасс. Только когда мы решим проблему, можно будет говорить о приведении в порядок дорожного полотна и люков.

— Штрафовать, наверное, надо?

— Такие грузовики вообще нельзя пускать в город. В Казахстане стоит им въехать — сразу штраф 500 евро, а в Германии — до 3 000 евро. В этом году, пока мы думали, вводить или не вводить такое ограничение, началась жара, и результат налицо — "гребенка", ямы и так далее... 

Автомобильный затор на проспекте Чуй во время дождя
© Sputnik / Акылбек Батырбеков
Мирлан Амантур: убрать маршрутки легко, но нужна альтернатива — автобусы и троллейбусы. Подвижки есть: всем известно, что в нынешнем году были закуплены автобусы и в скором времени мы планируем приобрести еще больше сотни.

— Да, но, кроме грузовиков, столицу заполонили микроавтобусы. Года 3-4 назад мэрия уверяла, что их уберут из центра города. Как решается эта проблема?

— Это тоже вопрос времени и средств. Убрать-то маршрутки легко, но нужна альтернатива — автобусы и троллейбусы. Подвижки есть: всем известно, что в нынешнем году были закуплены автобусы и в скором времени мы планируем приобрести еще больше сотни. Думаю, до конца года они уже будут в городе.

— Как идет подготовка к зимнему периоду?

— Сейчас проводится обрезка всех опасных деревьев — убирают опасные ветви, которые могут сломаться под тяжестью снега, закрывают дорожные знаки и светофоры. Обрезку также делают, чтобы деревья не заслоняли фонари — темными зимними вечерами в городе должно быть хорошее освещение.

Всем известно, что там, где мало снега, не будет и сильного гололеда. Но проблема в том, что муниципалитету катастрофически не хватает снегоуборочных машин. Сейчас прорабатывается вопрос их закупки. А пока будем очищать городские дороги силами "Тазалыка", "Бишкекзеленхоза" и "Бишкекасфальта". Этой зимой подсыпка песком будет производиться только в крайних случаях — в основном дороги будут обрабатывать солью и химреагентами.

3575
Теги:
велодорожка, дороги, Мэрия города Бишкек
По теме
Каким будет бишкекский ипподром — эскиз победителя конкурса от мэрии
Вице-мэр: в Бишкеке появятся еще два больших парка, один к 75-летию Победы
Мэрия Бишкека закупила шесть машин "скорой" на 11 млн сомов
В Бишкеке хотят снести 38 объектов на улице 7 Апреля. Для чего
Руководитель Научно-практического центра по контролю вирусных инфекций Зуридин Нурматов. Архивное фото

Как протекает третья волна COVID в Кыргызстане "Тема дня"

16
С чем связан рост заражений коронавирусом в КР этой весной? Сколько кыргызстанцев уже имеют антитела и чем отличаются штаммы COVID-19? На эти и другие вопросы ответил руководитель Научно-практического центра по контролю вирусных инфекций Зуридин Нурматов.

В программе "Тема дня" на радио Sputnik Кыргызстан он сообщил, что третья волна эпидемии в республике не ожидалась сильной.

"Сейчас мы видим рост заболеваемости во всем мире со "смещением" лидерства на Индию. Третья волна COVID-19 в нашей стране должна была стать периодом с небольшим подъемом, но сейчас волнообразно фиксируется рост заболеваемости, причем мы говорим об официально выявленных случаях, а реальная цифра в десять раз больше. Это связано и с тем, что население игнорирует эпидемиологические требования, и с тем, что в КР циркулируют новые штаммы вируса, которые менее летальны, но быстрее распространяются. Тем не менее самая надежная статистика — это число смертей. Здесь мы видим постоянный рост. За первую треть мая смертей от COVID-19 уже больше, чем, например, за весь март", — отметил Нурматов.

По его словам, новые данные о наличии антител у кыргызстанцев позволяют сделать определенные выводы о том, как впоследствии будет протекать пандемия в стране.

"Данные такие: 71 процент кыргызстанцев имеют антитела. Но расслабляться не стоит — у нас еще два миллиона человек, которые в полной мере подвержены заболеванию. Самые низкие показатели по антителам в Бишкеке: здесь их носителями являются только 63 процента жителей. Это вызвано как высокой внутренней миграцией, так и тем, что карантинные меры в столице были гораздо жестче, чем в регионах. Необходимо ускорить темпы вакцинации, которая у нас была дискредитирована ложными сообщениями о побочных эффектах и даже смертях. Сейчас вакцинирована лишь сотая доля процента населения, тогда как, например, мировой лидер по вакцинации граждан, Израиль, успел привить более половины", — рассказал специалист.

Комментируя сроки сохранения антител в организме, он подчеркнул, что мировое научное сообщество продолжает изучать этот вопрос. 

"При достаточном количестве антител носитель, в теории, может неоднократно подвергаться заражению, при этом его организм быстро купирует и убивает инфекцию. Со временим титры антител уменьшаются, но никогда не достигают нуля. Должна оставаться иммунная память, которая позволяет организму быстро находить ответ вирусу, и в итоге болезнь переносится быстрее и легче", — пояснил Нурматов.

Он добавил, что исследования коронавируса продолжаются, но единственным залогом безопасности остается личная ответственность каждого человека за свое здоровье, а поэтому необходимо постоянно соблюдать санитарные меры.

16
Теги:
здоровье, Инфекция, вакцинация, пандемия, коронавирус, Кыргызстан
Темы:
Ситуация в Кыргызстане из-за коронавируса
По теме
Кыргызстан закупит китайскую вакцину от COVID на $20 млн — министр
Скончались 8 кыргызстанцев с COVID — данные на 12 мая
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Архивное фото

Главы Кыргызстана и Узбекистана обсудили юридическое оформление границы

60
(обновлено 14:24 13.05.2021)
Президенты также обсудили вопросы сотрудничества, безопасности в регионе и недавние события на кыргызско-таджикской границе.

БИШКЕК, 13 мая — Sputnik. Президент Кыргызстана Садыр Жапаров провел телефонный разговор с узбекским коллегой Шавкатом Мирзиёевым, сообщает администрация президента КР. 

Главы государств поздравили друг друга с Орозо айтом и обсудили рабочие вопросы. 

"В числе прочих вопросов двустороннего и регионального сотрудничества обсуждались последние события на кыргызско-таджикском участке госграницы. Садыр Жапаров выразил Шавкату Мирзиёеву благодарность за личное внимание к данной ситуации и поддержку, оказанную народу Кыргызстана. Главы государств также обсудили вопросы юридического оформления оставшихся участков кыргызско-узбекской границы, перспективы сотрудничества в водно-энергетической и инвестиционной сферах", — говорится в релизе. 

Обмен территориями с Узбекистаном и недовольство

Правительственные делегации КР и РУз 23-25 марта провели в Ташкенте переговоры по делимитации границ. Стороны подписали протокол об обмене территориями. Кыргызстанцы восприняли документ неоднозначно: в соцсетях одни пользователи поддержали его, а другие заявили, что по соглашению КР теряет водные ресурсы.

В апреле прошли митинги против передачи Узбекистану земель вокруг Кемпир-Абадского водохранилища. После этого глава переговорной группы Камчыбек Ташиев пообещал, что предложит узбекской стороне передать 20 гектаров, а не 50, как договаривались ранее. Затем переговоры временно приостановили из-за конфликта на границе с Таджикистаном. 

Если вам непонятно, о каких землях идет речь, у нас есть видео с разъяснениями

60
Теги:
Узбекистан, переговоры, Шавкат Мирзиёев, Кыргызстан
По теме
Жапаров и Токаев обсудили события на кыргызско-таджикской границе