Без "Тулпара" ездить в автобусе не получится — беседа с разработчиком

Подписаться
Как будут ловить "зайцев", где получить карту для оплаты проезда и почему у школьников не смогут украсть деньги, рассказал специалист, внедряющий электронное билетирование в Бишкеке.

С 1 марта в Бишкеке начала полноценную работу система электронного билетирования "Тулпар". Теперь, чтобы проехать в общественном транспорте, горожане должны покупать специальную карту. Многие бишкекчане к активной фазе работы системы электронного билетирования оказались не готовы. Они искренне не понимают, почему обязаны приобретать карты и почему невозможен наличный расчет.

За разъяснениями Sputnik Кыргызстан обратился к главе компании ВРС AG и руководителю проекта внедрения электронного билетирования в Бишкеке Арсену Кондахчану.

© Sputnik / Табылды КадырбековРуководитель компании ВРС AG Арсен Кондахчан
Без Тулпара ездить в автобусе не получится — беседа с разработчиком - Sputnik Кыргызстан
Руководитель компании ВРС AG Арсен Кондахчан

— Какие результаты показала система в первый день работы?

— Несмотря на спорные нюансы, в первый же день мы зафиксировали рекордное количество поездок с помощью карты "Тулпар". Я считаю, что это объективный показатель того, что система заработала в полную силу.

— Несмотря на это, водители все же принимают "наличку", пока в автобусе нет консультантов.

Электронное билетирование в Бишкеке - Sputnik Кыргызстан
Без карточки не пустят в общественный транспорт в Бишкеке? Все о новых правилах
— Да, вы правы. Мы фиксируем подобные случаи и сообщаем об этом руководителям автопарков и троллейбусных депо. Они разъясняют им необходимость соблюдать новые правила. При этом мы проводили подготовительную работу, но, как видите, к новшеству не все готовы. Дело в том, что водители лишаются "левого" заработка. Ведь, как мы заявляли ранее, внедрение системы позволит существенно увеличить поступления в бюджет за счет того, что все деньги за проезд будут поступать не в карман водителя, а в электронном виде.

— Как собираетесь бороться с "зайцами"?

— В автобусах и троллейбусах уже устанавливают видеокамеры, кроме этого, за процессом оплаты будут следить контролеры. Они же будут консультировать и помогать пассажирам, которые еще не знакомы с системой. Для более качественного контроля в автобусах и троллейбусах планируем в ближайшее время установить счетчики потока пассажиров.

— А если вдруг сломается валидатор?

— В таком случае водитель должен остановить транспорт и вызвать ремонтную бригаду, но по опыту скажу, что поломки случаются редко. Мы используем надежное современное оборудование с большим запасом прочности.

© Sputnik / Табылды КадырбековАрсен Кондахчан: Несмотря на спорные нюансы, в первый же день мы зафиксировали рекордное количество поездок с помощью карты "Тулпар". Я считаю, что это объективный показатель того, что система заработала в полную силу.
Без Тулпара ездить в автобусе не получится — беседа с разработчиком - Sputnik Кыргызстан
Арсен Кондахчан: Несмотря на спорные нюансы, в первый же день мы зафиксировали рекордное количество поездок с помощью карты "Тулпар". Я считаю, что это объективный показатель того, что система заработала в полную силу.

— Пассажиры недовольны, что приходится покупать карту.

— Уплатить 50 сомов нужно только один раз, в дальнейшем следует просто пополнять баланс карты. Себестоимость карты — 40 сомов, 2 сома — накладные расходы, 8 сомов — стоимость первой поездки.

Демонстрация платных карт Тулпар мэрией Бишкека - Sputnik Кыргызстан
Система билетирования "Тулпар", возможно, будет работать и в Оше
Если человек не хочет каждый раз пополнять баланс, он может покупать электронный проездной. Стоимость месячного "проездного" для взрослых 495 сомов, а для школьников всего 175. Кстати, эти тарифы были введены давно, и ценовую политику в общественном транспорте мы никак не изменили.

При этом льготным группам населения карты раздаются бесплатно. Пенсионерам, людям с ограниченными возможностями здоровья и почтальонам при выполнении служебных обязанностей карты раздаются бесплатно.

От остальных карт они отличаются цветом: у простых горожан они синие, а у льготников — красные. Персонифицированные карты для школьников зеленые. Кстати, у школьников будет возможность приобрести разноцветные браслеты на руку, а не карты. Дети их не смогут случайно потерять, как карту. Карту можно получить в пунктах выдачи, которые открыты в районных МТУ (местных территориальных управлениях).

— Не все знают, где купить карту "Тулпар".

— У водителей автобусов и троллейбусов, в салонах мобильных операторов, отделениях "Кыргыз почтасы", розничных магазинах. Ответы на все интересующие вопросы, к слову, можно найти на нашем сайте www.tulpar-card.kg. Там же описаны все правила пользования картой.

При покупке простой синей карты никаких документов не нужно. При получении красной карты пенсионеры должны лишь предъявить пенсионное удостоверение. Сотрудники МТУ по месту прописки сами приглашают их, чтобы вручить карту.

© Sputnik / Табылды КадырбековАрсен Кондахчан: У нас есть возможность "прописать" в карту "Тулпар" не только ваш чип-ключ, но и доступ в ваш офис, где работает подобная кодовая система.
Без Тулпара ездить в автобусе не получится — беседа с разработчиком - Sputnik Кыргызстан
Арсен Кондахчан: У нас есть возможность "прописать" в карту "Тулпар" не только ваш чип-ключ, но и доступ в ваш офис, где работает подобная кодовая система.

— А как и где можно пополнить баланс?

— Это довольно легко, как пополнить баланс смартфона. Оплату принимают во всех отделениях "Кыргыз почтасы", в электронных терминалах, которые расположены по всему городу, и через мобильные кошельки.

— То есть карта — это просто чип, как симка в смартфоне?

— Немного другое, но с более широкими возможностями. Например, как вам оплата картой или брелоком "Тулпар" не только проезда, но и многих других услуг, в том числе использование чипа при входе в подъезд?

— Вы серьезно? То есть домашним чип-ключом можно платить в троллейбусе?

— Можно и нужно (смеется). Только не с вашим чипом, а с нашим. У нас есть возможность "прописать" в карту "Тулпар" не только ваш чип-ключ, но и доступ в ваш офис, где работает подобная кодовая система.

Школьники могут использовать браслет или карту для доступа в подъезд дома, школу, где есть электронные турникеты. В будущем, я надеюсь, они смогут оплачивать обеды в столовых и другие услуги. Так повышается безопасность детей — они не смогут потерять деньги, также это снижает угрозу краж и грабежа.

Презентация новых газомоторных автобусов в Бишкеке - Sputnik Кыргызстан
Электронное билетирование в Бишкеке — как будут бороться с "зайцами"
Карту (брелок, браслет) "Тулпар" можно будет использовать, например, как абонемент в фитнес‐клуб, бассейн и так далее, при этом с возможностью оплачивать другие услуги. Технология беспроводных платежей может использоваться практически всюду.

У нас в планах расширять функционал карты "Тулпар" и постепенно добавлять услуги. Например, в будущем можно будет оплатить такси, парковку, купить билеты в музеи, библиотеки, театры и так далее.

Я видел, что в Бишкеке популярна услуга аренды велосипедов, и ее тоже при небольшой подготовке можно будет оплачивать все той же картой "Тулпар". Хозяевам нужно лишь приобрести мобильный терминал. Надо развивать инфраструктуру, и цифровое будущее придет в каждый дом.

Лента новостей
0