На Украине мы пришли в ужас от увиденного — история ветерана из Кыргызстана

© Фото / пресс-служба Жогорку КенешаВетеран ВОВ, писатель и общественный деятель Асек Урманбетов
Ветеран ВОВ, писатель и общественный деятель Асек Урманбетов - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Тяжелораненый Асек Урманбетов несколько суток пролежал в темном, сыром помещении рядом с местом, где шел ожесточенный бой. Через четыре дня советским солдатам удалось прорваться к нему…

В этом году мы отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Корреспонденты Sputnik Кыргызстан побеседовали с ветеранами и делятся с вами историями о героизме людей, вставших на защиту родины.

Асеку Урманбетову 97 лет. Несмотря на солидный возраст, он возглавляет общественный фонд "Ак Жол", который помогает пожилым, инвалидам, ветеранам ВОВ и труженикам тыла. Приводим его рассказ от первого лица. 

© Sputnik / Табылды КадырбековВетеран ВОВ, писатель и общественный деятель Асек Урманбетов
На Украине мы пришли в ужас от увиденного — история ветерана из Кыргызстана - Sputnik Кыргызстан
Ветеран ВОВ, писатель и общественный деятель Асек Урманбетов

Фашисты оставили после себя выжженные земли

В марте 1942 года я оправился на фронт, но, прежде чем отправить молодых солдат на войну, нас обучили. На войну я попал в мае 1943-го, в 735-й стрелковый полк. Стал командиром взвода.

Уходя на фронт, пообещал маме и девушке писать письма, но почта иногда подводила — не все послания доходили до адресатов.

Наш отряд должен был отвоевать территории, захваченные немцами. Когда мы оказались на Украине, пришли в ужас: фашисты оставили после себя выжженные земли, тысячи детей-сирот, а сколько матерей лишились сыновей и дочерей…

Ветеран Великой Отечественной Войны Юрий Крупин - Sputnik Кыргызстан
Бомба упала на мой дом — трагическая история ветерана из КР
Враги отличались жестокостью. Они сжигали пленных советских солдат живьем, издевались над мирными людьми. Я видел так много смертей, что привык к тому, что вокруг гибнут люди...

После Украины нас отправили в Беларусь, на 2-й Прибалтийский фронт. В ноябре мой взвод столкнулся с немцами неподалеку от деревни Ярыга. Не помню, сколько фашистов было по ту сторону, — может, 10 или 20. Они начали обстрел, и было невозможно оторваться от земли: немного поднимешься — и в тебя сразу летят пули.

Многие наши солдаты были ранены. Мне пришлось рискнуть: подкрался к врагу очень близко и кинул несколько гранат. У ребят появилось время на атаку, так мы смогли одолеть противника в том небольшом бою.

В декабре 1943 года я был тяжело ранен немецкими снайперами в обе ноги. Несколько дней пролежал в холодном помещении без всякой помощи, сделать себе перевязку не мог. Неподалеку шел ожесточенный бой. На четвертые сутки меня все-таки вытащили, донесли до медпункта. Полгода в госпиталях закончились тем, что врачи приняли решение ампутировать мне ногу. В августе 1944-го я приехал домой. 

© Фото / пресс-служба Жогорку КенешаАсек Урманбетов: враги отличались жестокостью. Они сжигали пленных советских солдат живьем, издевались над мирными людьми. Я видел так много смертей, что привык к тому, что вокруг гибнут люди...
На Украине мы пришли в ужас от увиденного — история ветерана из Кыргызстана - Sputnik Кыргызстан
Асек Урманбетов: враги отличались жестокостью. Они сжигали пленных советских солдат живьем, издевались над мирными людьми. Я видел так много смертей, что привык к тому, что вокруг гибнут люди...

Жена не перенесла смерти сына

Великая Отечественная война (1941-1945) - Sputnik Кыргызстан
Немецкая семья пришла в ужас, увидев нас на пороге дома, — кыргызский ветеран
Девушка, которой я писал письма, не дождалась меня с войны. Начал жизнь с чистого листа — выучился на бухгалтера, устроился на работу. Был ничуть не хуже других, несмотря на полученные увечья.

Однажды увидел красавицу, которая набирала воду в речке. Написал ей письмо, она ответила — так завязалось наше знакомство. После свадьбы у нас родилось много детей, я делал все, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Жена занималась воспитанием сыновей и дочек, а я зарабатывал. Она была замечательной матерью, благодаря ей все дети стали хорошими людьми.

В 1990-х скончался сын. Это было самое трудное время в моей жизни, хотя я прошел войну, видел много боли и потерь. Жена не перенесла его смерти: сильный стресс отразился на здоровье, и она заболела раком. Вскоре я похоронил и ее. 

© Фото / пресс-служба Жогорку КенешаАсек Урманбетов: в 1990-х скончался сын. Это было самое трудное время в моей жизни, хотя я прошел войну, видел много боли и потерь.
На Украине мы пришли в ужас от увиденного — история ветерана из Кыргызстана - Sputnik Кыргызстан
Асек Урманбетов: в 1990-х скончался сын. Это было самое трудное время в моей жизни, хотя я прошел войну, видел много боли и потерь.

Люди удивлялись: я женился в 80 лет

После этого я начал писать книги, так было легче пережить потерю. Деньги не тратил, поскольку ни в чем не нуждался. Многие удивлялись этому, а я решил копить свои гонорары и переводить на счета тем, кому нужны были средства...

Потеряв ногу из-за ранения, я регулярно посещал протезный центр. Там работала Тамара, однажды мы разговорились, и она пригласила меня на день рождения. Тамара тоже застала военные годы, она была зенитчицей. Очень честный и светлый человек. Мы быстро поняли, что друг с другом нам лучше, чем порознь, и решили жить в месте. Все были в шоке, ведь мне уже стукнуло 80 лет. Мы даже привлекли внимание журналистов... 

© Фото / пресс-служба Жогорку КенешаАсек Урманбетов: сейчас я живу с родными, книги пока не пишу — зрение подводит. Вот когда поправлю здоровье, может, издам что-нибудь новое.
На Украине мы пришли в ужас от увиденного — история ветерана из Кыргызстана - Sputnik Кыргызстан
Асек Урманбетов: сейчас я живу с родными, книги пока не пишу — зрение подводит. Вот когда поправлю здоровье, может, издам что-нибудь новое.

Супруга умерла несколько лет назад. Сейчас я живу с родными, книги пока не пишу — зрение подводит. Вот когда поправлю здоровье, может, издам что-нибудь новое.Мы с Тамарой очень уважали друг друга, а в отношениях между мужчиной и женщиной это невероятно важно. Не будет уважения — все разрушиться, какой бы сильной ни была любовь. В нашем доме часто гостили внуки и правнуки, мои родственники полюбили Тамару и ценили ее, а ее семья приняла меня.

Лента новостей
0