Владелец туристической компании Сергей Глуховеров во время интервью

Кыргызстанец построил необычный туалет, который манит туристов, история успеха

54702
(обновлено 19:55 06.06.2020)
Сергей Глуховеров — бизнесмен с фантазией. Он знает толк в привлечении туристов: например, именно он первым завез в Кыргызстан прозрачную лодку. Сергей активно делится своими хитрыми и копеечными способами впечатлить гостей.

Когда по всему миру прокатился коронавирус, первой мыслью владельца туристической компании Сергея Глуховерова было уволить всех сотрудников. Казалось очевидным, что пандемия убьет туризм. "Рука не поднялась", — признался бизнесмен. Вместо массового увольнения он продал два внедорожника, принадлежавших компании, чтобы выплатить людям зарплату.

Мы решили побеседовать с необычным бизнесменом.

— Расскажите о себе.

— Я родился в обычной семье в селе Кызыл-Аскер, был самым простым парнем: играл в футбол, танцевал брейк, развлекался с друзьями. Меня изменила одна поездка.

Как-то ночью мы возвращались с дискотеки на такси. Тогда я учился в 11-м классе. Водителем был мужчина в возрасте, он ездил на очень "уставшей" машине и сам внешне был неприглядным. Этот мужчина стал нас расхваливать, мол, вы такие молодцы и надо тусоваться, пока молодые.

"Когда я был таким, как вы, тоже отрывался по полной: дискотеки, алкоголь! Зато теперь есть, что вспомнить!" — хвастался он. После такой речи я полностью протрезвел. Пришло понимание: пока молодой, надо работать изо всех сил, чтобы потом по ночам не пришлось развозить нетрезвых парней.

Это была моя последняя вечеринка с друзьями. После того как отрезало: никаких клубов, никаких развлечений. Я даже от телевизора на год отказался. 

Владелец туристической компании Сергей Глуховеров во время интервью
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Владелец туристической компании Сергей Глуховеров: мы также распечатываем для туриста англо-кыргызский разговорник, чтобы он мог сам поговорить с местными жителями.

— Как вы поняли, что хотите заниматься туризмом?

— Моя старшая сестра пошла работать переводчиком с туристами. Она просто ездила с иностранцами, показывала им Кыргызстан, путешествовала — и получала за это неплохие по тем меркам деньги, плюс чаевые.

Причем это не те чаевые, которые оставляют кыргызстанцы в кафе. За трехдневную поездку могли оставить и 50, и 150 долларов. Плюс зарплата: в те годы платили 8-12 долларов в день, а сейчас оплата гида доходит до 50 долларов ежедневно.

Я вам один случай расскажу: однажды девушка-гид организовала хороший тур для пожилой пары из Рио-де-Жанейро. Им так понравилась экскурсия, что они пригласили ее на карнавал! Бабушка с дедушкой сами оплатили ей билеты в Бразилию — вот такой подарок сделали.

— Что стало самым сложным в работе гида?

— Мне нужно было экстренно выучить английский. Тогда мой английский был на нулевом уровне, учитель ставил мне тройку только за красивые глаза: иностранные языки даются мне очень тяжело.

Директор общественного фонда Snow Leopard Foundation in the Kyrgyz Republic, эколог Кубанычбек Жумабай уулу
© Фото / предоставлено Кубанычбек Жумабай уулу
Я решил за год выучить этот язык, записался в школу на дополнительные занятия и просто брал учебники измором. Например, зубрил словарь, рассказывал все, что вижу, на английском. На очень ломаном английском.

К моему большому удивлению, через год мне удалось поступить в Кыргызско-Российский Славянский университет на переводчика. Потом я прошел курсы гидов, смог уехать в Америку и краем глаза посмотреть, как делается туризм за рубежом.

Там мне понравились кое-какие фишки, которые можно применить в Кыргызстане. Вернувшись, я предложил их нашим турфирмам, но они ничего не хотели менять: природа же и так красивая, зачем еще что-то делать? Так мы с другом решили открыть свой бизнес. 

— А какие фишки вы привнесли в туристическую отрасль страны?

— К примеру, у аэропорта туристов всегда встречает гид-переводчик с теплыми боорсоками. Потом гость садится в машину, и там его ожидает музыкальное меню — это тоже наша фишка. Он может выбрать что-то из семи видов музыки: кыргызскую национальную, кыргызскую современную, рок, хип-хоп, поп, классику, хиты 80-х.

Мы также распечатываем для туриста англо-кыргызский разговорник, чтобы он мог сам поговорить с местными жителями. Все это — и боорсоки, и музыка, и распечатанный листок — стоит копейки, но эффект для туристов очень приятный. Представьте сами: человек приехал в Кыргызстан, а тут такой сервис, который он в Европе не получал.

Владелец туристической компании Сергей Глуховеров во время интервью
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Владелец туристической компании Сергей Глуховеров: из-за отсутствия туалетов нам приходится отказываться от хороших маршрутов, потому что многие иностранцы останавливаются только там, где есть отели.

— Вы ведь построили в горах, в своем юрточном городке, невероятно шикарный туалет. Зачем? Кто вообще думает о красоте туалетов?

— Так думают все, кто не работал с туристами. В основном в Кыргызстан приезжают пожилые люди, которые уже объездили весь мир. Они просто смотрят на карте: "Так, где я еще не был? Ага, Кыргызстан, новенькая страна". Им в силу возраста тяжело сесть на корточки в узком туалете, где задувает ветер и нехорошо пахнет.

Из-за отсутствия туалетов нам приходится отказываться от хороших маршрутов, потому что многие иностранцы останавливаются только там, где есть отели.

Вообще, по дороге на Иссык-Куль очень мало приличных туалетов, а в некоторые страшно заходить даже нам, что уж говорить об иностранцах!

По нужде иногда приходится ходить в поле. Раньше туристов было меньше и вопрос решался легко, а сейчас — бус за бусом, они останавливаются, люди ходят в поле, за елки, и это видят другие туристы.

Естественно, отношение к стране, престиж резко портятся. Да и фермеры жалуются: "Почему люди ходят в туалет на мое поле?! Я же тут руками работаю, а вы что вытворяете!". Так что количество туристов увеличивается, а вопрос с туалетами не решается.

На самом деле мы не собирались строить какой-то особый туалет в юрточном городке на Сон-Куле, просто хотели поставить аккуратные унитазы, и все. Мы как раз сидели с друзьями, когда кто-то предложил: "А давайте туда еще магнитофон поставим колонками внутрь!". Сначала все посмеялись, а потом задумались: магнитофон же дешево стоит, почему бы не поставить?

Потом решили установить там навесные потолки, сенсорные краны, подсветку за унитазом. Ну а что, прикольно же! В итоге там вип-туалеты и душ, которых нет во многих пятизвездочных отелях. Этой осенью мы взяли первое место как лучший юрточный городок.

— Дорого вам обошлось это удовольствие?

— Очень! Тем более мы поставили там очистные сооружения, чтобы все это не уходило в землю, и теперь ассенизаторам приходится ехать далеко в горы, чтобы выкачать отходы.

— А как сами туристы отреагировали на такую уборную?

— О, это очень смешно! Я видел, как мужчина из группы туристов, которые объехали весь мир, первый раз зашел в туалет и потом выбежал обратно к своей группе, крича на иврите: "За мной, за мной! Возьмите телефоны с собой!".

Они бегут обратно к туалетам, открывают дверь и… начинают делать селфи. Просто тут все на контрасте: люди полдня ехали по горам, вокруг них только природа и скот, даже электричество на генераторах, зато туалет такой. В бишкекском отеле подобное их не удивило бы, а тут смотрится очень необычно.

Вообще, сам юрточный городок очень интересный: там есть зона отдыха, столики для влюбленных с видом на закат, деревянные полы и умывальники в юртах. Для каждого гостя предусмотрены шампанское с фужерами.

— Насколько я знаю, вы привезли в Кыргызстан первую прозрачную лодку.

— Да, мы увидели ее в Сети и подумали: а чем Кыргызстан хуже?! Заказали ее по интернету, она обошлась в 800 долларов с доставкой.

Теперь туристы могут плавать по озеру Сон-Куль средь гор в прозрачной лодке с прозрачными сиденьями и любоваться кристально чистой водой.

— Для меня самая большая проблема в путешествиях по Кыргызстану — это безопасность. Например, на Иссык-Куле вечером нельзя выходить за территорию пансионата, а то можно и без телефона остаться.

— На самом деле туристам в Кыргызстане относительно безопасно. Даже те люди, которые орудуют на Иссык-Куле, не трогают иностранцев из дальнего зарубежья, потому что те сразу обратятся в милицию, посольство. Государство уделяет туристам особое внимание, у нас это священная корова.

При этом люди в горах намного гостеприимнее, чем в городах. Иностранцы постоянно с восторгом рассказывают, как их угощали в юртах. 

Владелец туристической компании Сергей Глуховеров во время интервью
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Владелец туристической компании Сергей Глуховеров: люди в горах намного гостеприимнее, чем в городах. Иностранцы постоянно с восторгом рассказывают, как их угощали в юртах.

— Каким был ваш самый большой бизнес-провал?

— Мы открыли сервис по аренде машин для туристов. Чтобы привлечь людей, поставили баннеры в центре Бишкека, стоили они очень дорого. Однако оказалось, что баннеры совсем неэффективны, звонков от клиентов было очень мало.

Тогда мы решили, что за те же деньги можно купить и оттюнинговать ретро-автомобиль и уже туда повесить рекламу. Такую машину искали очень долго: по дворам, по поселкам, а потом нашли старый убитый "газик".

Мы отремонтировали его, выкрасили в цвета компании и наклеили на него свою рекламу. На этой машине ездили по городу, оставляли ее у посольств. Заказов стало в десятки раз больше! Мы обрадовались и купили еще одну ретро-машину — горбатый "Запорожец" 1965 года. Звонков стало еще больше.

Но, к сожалению, этот опыт относится к теме провалов. Мы сдавали в аренду внедорожники, чтобы можно было ездить по горам. Так как иностранцы приезжают в страну только 4 месяца в году, решили в остальное время сдавать наши автомобили кыргызстанцам.

За одну только зиму наши арендованные джипы пытались украсть восемь раз! Кто-то собирался отдать машину за долги, выдав за свою, кто-то хотел разобрать на запчасти, кто-то — перепродать. Мы посчитали, что нам дешевле не работать по Бишкеку: если бы не удалось вернуть хотя бы один автомобиль, потеряли бы все, что заработали. Из-за этого бизнес пришлось законсервировать.

— Легко ли привлекать иностранцев в Кыргызстан?

— И сейчас, и когда мы только начинали, главными туроператорами Центральной Азии были узбекские компании. Они еще в советские времена организовывали туры для европейцев, в то время как Кыргызстан был закрыт для них из-за общей границы с Китаем.

С тех пор многие европейские компании заказывают туры в Кыргызстан или Таджикистан через Узбекистан. Из-за этого нам пришлось летать в Ташкент и Самарканд и ножками, как говорится, заходить в каждый офис. Вот так постепенно мы нарабатывали базу.

— Туризм — это одна из наиболее пострадавших из-за коронавируса сфер. Как вы переживаете кризис?

— Первым порывом было сократить штат, но у нас очень сплоченная команда, а две девушки на тот момент и вовсе были беременны. Рука не поднялась просто взять и всех уволить.

Через неделю после карантина мы продали два наших джипа и полностью выплатили зарплату. Потеряли сто процентов от всех наших доходов. Я даже не подсчитывал сумму убытков, чтобы плохо не стало. Надеемся, что туризм оживет хотя бы в июле-августе, чтобы мы смогли хоть немного заработать на зиму.

Но у меня никто не получает зарплату просто так, и пока нет клиентов, мы создали несколько проектов. Например, опубликовали в интернете пошаговую инструкцию, как можно удивлять туристов при малом бюджете: как встретить по прилете, какие сувениры дарить.

Мы хотим, чтобы компании-конкуренты делали то же самое, что и мы. Некоторые нас не поняли, мол, зачем раскрывать все карты. Однако у меня есть мечта. Представьте себе, что в аэропорт "Манас" прилетают 50 туристов, их встречают 12 гидов — парни и девушки в национальных жилетах или с войлочными сумками. Они держат красивые заламинированные таблички с именами клиентов. Потом их встречают водители бусов с боорсоками.

Тогда молва о Кыргызстане пойдет гораздо шире, приедет больше туристов, и мы уже не будем конкурентами, а начнем звонить друг другу: "Давай, спасай, у меня гидов не хватает, туристы все едут и едут!". 

Владелец туристической компании Сергей Глуховеров во время интервью
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Сергей Глуховеров: туристам в Кыргызстане относительно безопасно. Даже те люди, которые орудуют на Иссык-Куле, не трогают иностранцев из дальнего зарубежья, потому что те сразу обратятся в милицию, посольство.

— Как коронавирус изменил этот вид бизнеса?

— Многие государства уже запустили специальные акции, чтобы привлечь туристов, например, некоторые пообещали покрыть все расходы, если кто-то заболеет коронавирусом. То есть вам оплатят авиабилет и лечение в этой стране.

В таких условиях Кыргызстану сложнее найти клиентов. Я надеюсь, наши люди задумаются над тем, чтобы сделать сервис уникальным.

Обязательно почитайте этот красочный материал о том, как можно отдохнуть в Кыргызстане.

54702
Теги:
экономика, гид, бизнес, работа, туризм, интервью, Кыргызстан
Темы:
Как кыргызстанцы добиваются успеха (60)
По теме
Как австриец променял Вену на Бишкек — о любви и об экологии
Это восхитительно, едем! — 10 лучших мест отдыха в Джалал-Абаде
Я в восторге, едем! — 13 лучших мест отдыха в Иссык-Кульской области
Зонт на снегу. Архивное фото

Снег и сильный ветер погода по Кыргызстану на 22 января

55
Ночью снег ожидается лишь в отдельных районах, а днем по всей стране. Скорость западного ветра составит 4-9 метров в секунду, возможны сильные порывы.

БИШКЕК, 21 янв — Sputnik. В пятницу, 22 января, на большей части республики ожидается снег, сообщает Кыргызгидромет.

Ветер западный, 4-9 метров в секунду, возможны сильные порывы. На дорогах снежный накат, гололедица.

В Чуйской области ночью –3…+2, днем –4...+1 градус тепла.

В Таласской области ночью –1...–6, днем 0...–5.

В Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях ночью –1...+4, днем –4…+1.

В Иссык-Кульской области ночью 1-6 мороза, днем 0...+5.

В Нарынской области ночью –11...–16, днем 2-7 ниже нуля.

В Оше ночью и днем –1...+1. 

В Бишкеке ночью –1...+1, днем –1…+1.

55
Теги:
прогноз погоды, Кыргызстан
Темы:
Прогноз погоды по Кыргызстану
По теме
Зима возвращается — прогноз погоды по Кыргызстану до 27 января
Какая погода будет в Кыргызстане в феврале — прогноз
Директор объединения Палата налоговых консультантов Татьяна Ким. Архивное фото

Легко ли платить налоги в Кыргызстане? Тема дня

31
Директор объединения "Палата налоговых консультантов" Татьяна Ким рассказала, становится ли работа налоговой службы более удобной для людей.
Легко ли платить налоги в Кыргызстане? Тема дня

И. о. премьер-министра КР Артем Новиков заявлял, что налоговая служба не должна быть карательным органом, а налоговики должны поддерживать бизнесменов, по сути, оказывая им услуги. В комментарии для радио Sputnik Кыргызстан Татьяна Ким отметила, что шаги в сторону преобразования в сервисную службу в налоговых органах страны начались давно.

"Если мы сравним работу налоговой пять лет назад с тем, что есть сегодня, о увидим, что и платить, и отчитываться об уплате стало удобнее, потому что появился целый ряд электронных сервисов, например, добровольный патент можно приобрести, используя электронные методы, не посещая при этом налоговую службу. Можно написать заявление в электронной форме и получить ответ. Точно так же можно и даже нужно некоторым плательщикам, в том числе плательщикам НДС, сдавать отчеты только в электронной форме", — рассказала Ким.

Она подчеркнула, что налоговый орган должен использовать высвобожденные ресурсы на то, чтобы проводить аналитическую работу, а не заниматься тотальными проверками бизнеса и бухгалтерий.

И.о. премьер-министра Артем Новиков. Архивное фото
© Пресс-служба президента КР / Султан Досалиев
"В то же время чем больше налоговых операций проводится в электронном виде, тем больше налоговая служба должна обращать внимание на аналитические вещи. Не стремиться приходить к налогоплательщику в офис и перерывать сотни килограммов документов, а использовать информацию ГРС, таможенные отчеты и другие данные, чтобы определять риски в работе того или иного налогоплательщика, и идти очно только в тех случаях, когда необходимо в чем-то убедиться. Во многих странах с развитой налоговой культурой уже на протяжении лет десяти единую налоговую декларацию человек не столько сам заполняет, сколько ее подтверждает. То есть налоговая служба высылает ему уже заполненную налоговую декларацию, потому информация об экономической деятельности налогоплательщика собирается очень эффективно", — рассказала Ким.

Она добавила, что Кыргызстан постепенно продвигается в сторону этих реформ, но движение замедляется общей неэффективностью государственного управления, в то время как налоговые службы являются ярким отражением его эффективности.

31
Теги:
декларация, бухгалтерия, проверка, НДС, цифровизация, служба, налоги, Кыргызстан
По теме
Начался прием Единой налоговой декларации в Кыргызстане. Есть новое правило
В КР хотят отсрочить введение обязательной онлайн-отчетности о налогах
Смогут ли торговые центры в КР "победить" базары? Об экономике и не только