Бизнесмен Бакыт Ирсалиев

Это был удар! Из-за сильного дождя я лишился огромных денег бизнесмен из КР

31242
(обновлено 20:28 28.06.2020)
Рассказывая о своем самом большом провале, бизнесмен Бакыт Ирсалиев грустно вздыхает: "Это был какой-то аномальный дождь, который уничтожил все кирпичи. Так за пару часов я потерял 800 тысяч сомов".

Одним из главных проектов Бакыта Ирсалиева является сайт, который он сам называет кыргызским аналогом AliExpress. Предприниматель знает об интернет-магазинах практически все и теперь, во время пандемии коронавируса, щедро делится секретами онлайн-торговли с другими.

Однако первым бизнес-опытом Ирсалиева был… кирпичный завод.

— Расскажите о себе.

— Мне 30 лет, я родился и вырос в Бишкеке. Отец был госслужащим, мама более 20 лет работает в Госрегистре.

— Как вы начали учиться в Китае? На это ведь требуется много денег.

— У меня было бюджетное место: бесплатная учеба, бесплатное общежитие. Плюс мне назначили стипендию — 100 долларов в месяц. Тогда в Китае студенту можно было спокойно прожить на эти деньги. К примеру, чашка риса в нашей столовой стоила около 6 сомов. Я бы не сказал, что в Поднебесной учатся только богатые, как раз наоборот.

Бизнесмен Бакыт Ирсалиев
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Бизнесмен Бакыт Ирсалиев: к примеру, чашка риса в нашей столовой стоила около 6 сомов. Я бы не сказал, что в Поднебесной учатся только богатые, как раз наоборот

— Вы ведь поехали туда, не зная языка. Легко ли удалось его освоить?

— Да, китайского я не знал абсолютно, но для нас, кыргызов, этот язык оказался несложным, потому что есть похожие звуки, например, "Н" и "Ң". Нам было намного легче, чем ребятам из России и других стран. Я спокойно изъяснялся на китайском уже через полтора года, проведенных в Пекине.

Этот язык, наверное, сложен только иероглифами. Я уже 10 лет практикую китайский и до сих пор не могу писать от руки, но легко набираю текст на компьютере.

— Почему вы стали заниматься интернет-торговлей?

— Я тогда учился на втором курсе. Онлайн-магазины в Китае развивались бешеными темпами, и я решил попробовать заказать кроссовки. Стоили они около 330 сомов, еще 100 сомов нужно было заплатить за доставку — получилось недорого. Это были хорошие кроссовки по низкой цене, которые я получил на следующий день после заказа. Я понял, что это удобно и быстро.

Это гораздо выгоднее, чем торговать машинами! О крупном бизнесе кыргызстанца

Как-то раз мне позвонил двоюродный брат из Бишкека и сказал, что кыргызстанцы начали интересоваться интернет-магазином Taobao (крупнейшая китайская площадка для интернет-покупок. — Ред.). Многие местные предприниматели хотели закупать там вещи, чтобы перепродавать их здесь, но не знали, как доставить товар.

Мы с другими студентами решили заняться этим делом. Комнатка моего общежития в 15 квадратных метров стала первым сортировочно-логистическим центром нашей компании. Там располагались кровати, учебные столы и гора моих посылок. Сосед по комнате из-за этого меня терпеть не мог и постоянно ругался: "Почему у тебя все тут завалено? Как можно так учиться?!".

В течение трех месяцев мы вышли на хороший оборот. Разумеется, хороший по студенческим меркам.

Бизнесмен Бакыт Ирсалиев
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Бакыт Ирсалиев: комнатка моего общежития в 15 квадратных метров стала первым сортировочно-логистическим центром нашей компании. Там располагались кровати, учебные столы и гора моих посылок

— Почему, вернувшись в Бишкек, вы не продолжили этим заниматься?

— Тогда еще не было такого большого спроса на подобные услуги. После того как я вернулся, дядя решил доверить мне управление кирпичным заводом в Балыкчи. Долгие годы он не работал.

Мне было всего 22. Чтобы снова открыть завод, требовалось найти сотрудников и запустить оборудование, которое было разворовано. Я нашел 30 местных ребят, заказал запасные части и технику из Китая, и мы начали работать.

Там меня ждал самый большой бизнес-провал. В технологии производства кирпичей есть такой момент: сырые кирпичи надо выложить на улице, чтобы они подсохли, и только потом отправлять в печь. Мы так и делали, но однажды начался ливень, который почти не прекращался три дня. Мы пытались накрыть кирпичи строительной клеенкой, но ее постоянно сносило порывами ветра. Буквально за 3-4 часа вода уничтожила 400 тысяч кирпичей.

Так я потерял 800 тысяч сомов, и это стало для меня большим ударом. Меня настолько пошатнула эта потеря, что я готов был все бросить и уехать в Бишкек. Было очень стыдно перед дядей, ведь он доверил мне такое большое дело, а я его подвел. Однако родственник поддержал меня: "Это бизнес, ничего страшного. Продолжай работать дальше".

Это очень выгодно! Как в съемной квартире в Бишкеке открыл бизнес россиянин

Был и другой провал. Те, кто занимаются кирпичным бизнесом, знают, что самая большая проблема — обжиг кирпича. Для этого нужен профессиональный технолог, который хорошо получает за свою работу. Даже в то время таким специалистам платили по 2 тысячи долларов в месяц.

Я нашел одного человека, дал ему аванс, он начал работать. Во время обжига он понял, что что-то пошло не так, и сказал, что ему надо в баню. А потом просто сбежал! Пришлось нам самим "методом тыка" учиться обжигу и продолжать работу.

В итоге у меня не осталось денег, чтобы закупить уголь и выплатить зарплату. Я не мог даже кормить работников обедами! Все деньги были вложены в продукцию, глину, которую требовалось обжечь... Тогда я пошел ва-банк: взял в долг уголь на 250 тысяч сомов на местной угольной базе и вместе с братьями продолжил обжиг. Позже кирпичи были проданы, и мы погасили все долги.

Это был очень хороший опыт, но я решил открыть что-то свое. Пять лет назад мы основали компанию, которая занимается логистикой, и интернет-портал — кыргызский аналог AliExpress.

— Расскажите об этом проекте.

— Мы разработали сайт, где наши клиенты могут искать товары, представленные в китайском интернет-магазине Taobao. Там уже указаны цены с учетом доставки в Бишкек, то есть мы разработали целую систему, которая учитывает стоимость товара, доставки, таможенных выплат и предлагает клиенту итоговую цену. Товар мы доставляем сами, у нас есть собственные фуры, своя база, свои склады в Китае — словом, вся нужная логистическая инфраструктура

Бизнесмен Бакыт Ирсалиев
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Бакыт Ирсалиев: тогда я пошел ва-банк: взял в долг уголь на 250 тысяч сомов на местной угольной базе и вместе с братьями продолжил обжиг. Позже кирпичи были проданы, и мы погасили все долги

— Но ведь я сама могу заказать вещи на AliExpress. В чем разница?

— Очень правильный вопрос. Прежде всего, у нас ассортимент Taobao, который в тысячу раз больше, чем на AliExpress. Я могу поспорить с кем угодно, что найду на Taobao любой товар, который он только пожелает. Например, хочет человек стул из Ikea или какой-нибудь дизайнерский — я отыщу его без проблем.

Но хотя ассортимент там безграничный, сложность в том, как найти нужный товар. Люди, не знающие китайского, столкнутся с трудностями. В любом случае клиент может обратиться в наш колл-центр или предоставить фотографию желаемой вещи — мы точно сможем найти ее или, по крайней мере, аналог.

Кроме того, у нас быстрее доставка. AliExpress работает только с национальными почтовыми операторами: в Китае это China Post, а в нашей стране "Кыргыз почтасы". В лучшем случае ваша посылка будет доставлена через 30 дней. У нас срок доставки в среднем занимает две недели — это если фурой. Самолетом заказ прибудет через семь дней.

— Не секрет, что наши бизнесмены покупают товары в интернет-магазинах и перепродают тут. С какой наценкой в Бишкеке реализуют этот товар?

— Если честно, такой мониторинг я не проводил, но знаю точно, что накрутка у нас составляет 30 процентов. Предпринимателей тоже можно понять, ведь они вкладывают деньги, рискуют. В некоторых магазинах даже есть отделы, которые целенаправленно ищут товары на Taobao или на 1688 — это сайт, работающий с оптовыми покупателями.

Поступок двух парней разрушил мой бизнес — история кыргызстанки

Не удивлюсь, если местные продавцы накручивают даже 100 процентов. Выбор за клиентом: хочешь быстро — купи в обычном магазине. Если можешь подождать, чтобы приобрести подешевле, — закажи за границей.

Вот я недавно выбирал себе стиральную машину. Пришел в магазин, мне понравилась одна модель, но она стоила 38 тысяч сомов. Вернувшись домой, я вбил название этой "стиралки" в Google, и оказалось, что интернет-магазины продают ее по 33 тысячи. То есть я мог переплатить 5 тысяч!

— Клиенты интернет-магазинов публикуют в Сети тысячи снимков на тему "ожидание vs реальность". Как бороться с продавцами, которые выдают плохие вещи за хорошие при помощи красочных фото?

— Надо обращать внимание на отзывы других покупателей и рейтинг продавца. Конечно, мы не можем отвечать за продавцов, но на нашем сайте они проходят жесткую фильтрацию.

В любом случае, мы восстановим клиенту деньги, если товар оказался бракованным или потерялся, но если не подошел размер вещи, ничем не можем помочь. Мы просим ознакомиться с таблицей размеров от продавца — в таких случаях попадание бывает почти стопроцентным.

Бизнесмен Бакыт Ирсалиев
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Бакыт Ирсалиев: не удивлюсь, если местные продавцы накручивают даже 100 процентов. Выбор за клиентом: хочешь быстро — купи в обычном магазине. Если можешь подождать, чтобы приобрести подешевле, — закажи за границей

— Много ли можно заработать на этом бизнесе?

— Сейчас проект не приносит нам денег. Кто-то подумает, что это глупо, но мы понимаем, что именно за ним будущее. Проблема вот в чем: чтобы такие проекты развивались, нужна инфраструктура, которая в свою очередь даст объемы, массовые заказы. Пока лишь два процента кыргызстанцев заказывают вещи через интернет. Мы поняли, что надо расширять рынок. В этом году хотели открывать офисы в Казахстане и Узбекистане, но коронавирус спутал нам все карты.

Как бы то ни было, мы хотим сделать из Кыргызстана центральноазиатский хаб, чтобы грузы в Узбекистан и Казахстан проходили через нашу страну. У нее отличное географическое положение.

— Когда мир столкнулся с коронавирусом, все вдруг поняли, что надо срочно развивать онлайн-продажи. Вы заметили, что бизнес в Кыргызстане стал меняться?

— Я состою в Ассоциации электронной коммерции, и мы часто разговариваем с предпринимателями. Да, люди поняли, что надо идти в сторону онлайн-продаж, но не скажу, что у всех поднялись продажи через интернет.

Люди шептались, что я избалованная девочка и мне все можно, — бишкекчанка

В Кыргызстане есть определенные проблемы, которые нужно решить. В первую очередь это вопрос платежных систем. Продавец, который идет в онлайн, должен знать, как он будет принимать оплату. Учитывая, что у нас эквайринг (возможность принимать оплату по карте. — Ред.) берет в среднем 3-4 процента, надо понимать, что продавец должен оплатить эту комиссию.

Во-вторых, необходимо решить вопрос с курьерской службой. Да, сейчас таких компаний немало, однако весь процесс идет вручную: я должен сделать звонок, встретить курьера, на листке написать адрес получателя. Уверен, как только произойдет всплеск онлайн-продаж, у курьерских служб начнутся большие сбои. Им уже сейчас надо автоматизировать работу.

Другие трудности с связаны с географией логистических компаний. Если в Бишкеке особых проблем нет, то непонятно, как работает курьерская служба в Баткене и есть ли она там вообще.

Бизнесмен Бакыт Ирсалиев
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Бакыт Ирсалиев: как бы то ни было, мы хотим сделать из Кыргызстана центральноазиатский хаб, чтобы грузы в Узбекистан и Казахстан проходили через нашу страну. У нее отличное географическое положение

— К тому же многие кыргызстанцы боятся заказывать что-то по интернету. А вдруг их обманут? Вдруг товар будет плохого качества?

— Сейчас мы работаем над законопроектом об электронной коммерции, где будут прописаны все правила. Например, как нужно осуществлять возврат товара, какой должна быть доставка и так далее. Нам необходимы те же правила, которые действуют во всем мире. Рано или поздно недоверие людей будет сломлено, и они перейдут в онлайн.

— Последний вопрос: почему вы не остались жить в Китае?

— Мне еще во время учебы поступали предложения работать там, и сейчас они тоже есть. Но я очень люблю свою страну, сильно скучаю по Кыргызстану. Я здесь родился и вырос. Хочу подниматься сам и помогать подниматься своей родине.

Обязательно почитайте интервью с бизнесвумен Гулиной Кадыровой. Она подробно рассказала о секретах своего выгодного бизнеса.

31242
Теги:
бизнес, торговля, интернет-магазин, онлайн, Кыргызстан
По теме
Новички получают 700 долларов! Как кыргызстанка освоила в РФ новый вид массажа
Премьер-министр Кыргызской Республики Кубатбек Боронов во время выездного совещания и ознакомления с работой обсервации Семетей (Ганси).

В "Ганси" привезли медтехнику лишь для съемок визита Боронова? Ответ Минздрава

614
(обновлено 00:01 16.07.2020)
В соцсетях появилось видео, автор которого утверждает, что кислородные концентраторы доставили в стационар только для съемок визита главы правительства.

БИШКЕК, 15 июл — Sputnik. Министерство здравоохранения КР опровергло информацию, что после отъезда премьер-министра Кубатбека Боронова из госпиталя "Семетей" (бывшая авиабаза "Ганси") оттуда увезли доставленную медтехнику и средства защиты.

Соответствующее видео появилось в социальных сетях. Его автор утверждает, что кислородные концентраторы привезли только для съемок визита главы правительства.

"Информация неверна. Координатор госпиталя Айбек Койчуманов рассказал, что после визита премьер-министра отделение реанимации пополнилось кислородными концентраторами, а медики получили индивидуальные средства защиты", — сообщил Минздрав.

С начала пандемии в Кыргызстане выявили 11 977 случаев заражения коронавирусом, из стационаров выписали 3 660 пациентов, также выздоровели 1 654 человека, находившихся в самоизоляции. Умерли 160.

614
Теги:
Кубатбек Боронов, стационар, визит, Министерство здравоохранения КР, Кыргызстан
Темы:
Ситуация в Кыргызстане из-за коронавируса
По теме
Люди боятся лечиться в "Ганси", сказал Боронов. И объяснил, почему
В Бишкек привезли еще 200 кислородных концентраторов — фото
Медсестра помогает пациенту с Ковид-19. Архивное фото

Как простая бишкекчанка без медобразования спасает жизни

914
(обновлено 22:30 15.07.2020)
За последний месяц София-Айдана Мурзаева спасла не одного человека. Очень часто она и другие волонтеры успевают в последний момент. Их задача — не дать больному пневмонией умереть до приезда медиков.

День Софии-Айданы расписан заранее — она сутками развозит кислородные концентраторы больным жителям Бишкека. "Давайте перенесем интервью? Я несколько часов откачивала человека, выбилась из сил… Его забрала "скорая", он жив. Мы смогли помочь…" Подготовить материал с волонтером оказалось непросто. Этот разговор был записан, когда пациент с пневмонией средней тяжести получал дозу кислорода, а у Софии-Айданы появилось полчаса свободного времени. 

Член главного совета организации ЦИМ ( Центр Инициативной Молодёжи), волонтер София-Айдана Мурзаева
© Фото / София-Айдана Мурзаева
Волонтер София-Айдана Мурзаева

— Расскажите о себе.

— Я обычная бишкекчанка, до карантина работала в ресторане. Сотрудников отправили в вынужденный отпуск из-за пандемии.

С 19 лет занимаюсь волонтерством. Помогала детским домам, домам престарелых. Было непросто, но эмоции, которые получаешь в процессе работы, того стоили. Девочка из детдома как-то подошла и сказала: "Спасибо. Хочу быть на вас похожей, когда вырасту, и также помогать". Это бесценно — понимаешь, что жизнь протекает не зря.

Сложнее в домах престарелых: люди, которые когда-то были востребованными работниками, любящими родителями, оказались никому не нужны. Они проводят последние годы жизни в месте, полном одиночества, тоски и серости.

— Теперь вы, не имея медицинского образования, спасаете жизни…

— Центр инициативной молодежи, в который я вступила, уже несколько недель развозит кислородные концентраторы. Приезжаем, подключаем человека к аппарату и даем возможность дышать. Пневмония развивается стремительно, из-за этого организм плохо насыщается кислородом. Концентратор помогает восполнить нехватку.

В каких случаях принимать аспирин, гепарин и дексаметазон — советы врача

Семь дней в неделю, 24 часа в сутки мы с ребятами ездим по городу и подключаем к концентратору больных. Все это время находимся рядом с ними. Часто видим страшную картину: к моменту нашего приезда больной находится в предкоматозном состоянии. Подключаем аппарат, если одного не хватает, задействуем еще один. Наша цель — продлить человеку жизнь до приезда врачей. К сожалению, были случаи, когда медики не успевали госпитализировать больного. 

— Кому необходим кислородный концентратор и как вас найти, чтобы получить помощь?

— Молодым людям концентратор требуется, если сатурация ниже 90. Людям старшего возраста он нужен, когда сатурация находится в пределах 91. Мы активно ведем страницы в социальных сетях, любому из наших волонтеров можно написать и подать заявку.

Что такое кислородный концентратор и зачем он нужен? Отвечает врач из КР

Огромная просьба к тем, кто нуждается в помощи: пишите нам в WhatsApp. Иногда мы просто физически не успеваем ответить на звонки. В сообщении нужно указать адрес, контактный номер телефона, сатурацию и диагноз. Можно написать мне на номер +996 (0500) 76-10-79. Как только у меня или у других волонтеров появится время, мы непременно приедем.

Не бойтесь обращаться к нам и просить о помощи. Многие из тех, кому мы помогли, уже чувствуют себя намного лучше. Мы не берем за свои услуги денег и вообще ничего не просим.

— В Тwitter вы опубликовали эмоциональное видео, где рассказали, как на ваших руках умирала женщина… Такое бывает часто?

​— За несколько недель мы помогли около тысяче граждан. К сожалению, пока не смогли охватить всех, кому необходима помощь. Работаем в сумасшедшем режиме: приезжаем, подключаем пациента к аппарату, ждем полтора-два часа, а потом едем к другому.

Тот случай, о котором вы говорите, особенно мне запомнился. Больную выписали из стационара в "Ганси". Врачи сказали, что ей уже ничего не поможет, и разрешили умереть дома. Родственники слезно просили помочь. Мы все знали, что женщина умрет в ближайшие часы, но дети хотели немного оттянуть это время, чтобы попрощаться с ней.

"Она мечтала увидеть весь мир". Какой Адинай осталась в памяти однокурсников

Все два часа, что мы были с пациенткой, приходили ее родные и говорили с ней в последний раз. Это так ужасно: понимать, что человек, которого ты бесконечно любишь, вот-вот умрет... Это понимала и сама больная. Я была рядом, держала ее руку. Даже с кислородным концентратором ей было больно и трудно дышать.

Последние минуты своей жизни она смотрела на меня. А потом закрыла глаза и умерла. Я не выдержала — разрыдалась… Не смогла молчать и написала об этом в соцсети. Просто каждый должен знать, через что проходят люди с этой страшной болезнью. Знать, чтобы бояться и не подвергать свою жизнь опасности. 

Член главного совета организации ЦИМ ( Центр Инициативной Молодёжи), волонтер София-Айдана Мурзаева
© Фото / София-Айдана Мурзаева
Волонтер София-Айдана Мурзаева: семь дней в неделю, 24 часа в сутки мы с ребятами ездим по городу и подключаем к концентратору больных. Все это время находимся рядом с ними.

— Где вы нашли деньги на кислородные концентраторы?

— Когда эпидемия только набирала обороты в нашей стране, благотворительный фонд выделил Центру инициативной молодежи три аппарата. Мы разобрались, как они работают, и приступили к своим обязанностям.

Абсолютно незнакомые люди, узнав, чем мы занимаемся, решили помочь — передали два концентратора. Если честно, я была в шоке. До сих пор не знаю, кто эти люди, но, если они прочтут интервью, пусть знают, что вся наша команда благодарна.

Мы понимали, что даже этого оборудования недостаточно. Начали сбор денег, как говорится, с миру по нитке. И вновь наши граждане не остались в стороне. Мы докупили аппараты — их стало 12. Когда брали концентраторы последний раз, продавец, узнав, чем занимаются наши волонтеры, отдал один аппарат бесплатно.

Мы готовимся к худшему. Эпидемиологи прогнозируют, что в ближайшие пару недель может начаться настоящий ад. Собираем деньги на медикаменты, аппараты и все необходимое для врачей и больниц.

— Как родители отреагировали на новость, что вы помогаете людям с пневмонией? Это ведь может быть опасно для близких, которые живут вместе с вами…

— Мама и папа живут в России и пока не знают, чем я занимаюсь. Скрывать нелегко, учитывая, что несколько недель мы не общались по видеосвязи. Сказала им, что сломала телефон и пока могу только звонить. Понимаю, что кто-то из родственников или знакомых после публикации интервью может рассказать все родителям. А еще я предчувствую, что меня ждет взбучка, которой не было за все мои 24 года.

Может ли хиджама вылечить от коронавируса и пневмонии? Ответ специалиста из КР

Братья и сестры, которые живут в Бишкеке, приняли мое решение. Чтобы исключить вероятность заражения близких волонтеров, мы искали съемную квартиру где-нибудь в центре. До этого ночевали в машинах и умывались в офисе. Ситуация осложнялась тем, что мы все время находились в СИЗ. Почти сутки в защитном костюме на жаре — малоприятное удовольствие. Съемное жилье требовалось, чтобы мы могли хотя бы помыться и немного отдохнуть. Незнакомец бесплатно предоставил нам квартиру в центре города. Жизнь стала лучше — у нас появился душ.

Все это время работали на износ, сутками ездили по городу, ведь большинство больных не могут позволить себе кислородный концентратор. Сегодня их стоимость понялась до 1 500 долларов, полгода назад они стоили вдвое дешевле. Один мужчина едва не умер на моих руках, его еле откачали. В тот день я, кажется, не спала вообще — было очень много вызовов. После того как больной пришел в себя, упала в обморок. Тогда мы с ребятами поняли, что себя нужно беречь. Решили, что смена не должна длиться больше 12 часов. Пока соблюдать эти правила сложно: слишком много заявок, а волонтеров не хватает.

— Чем можно помочь вам и другим волонтерам?

— Я уже говорила, что мы готовимся к худшему. Сейчас активно собираем деньги на аппараты и лекарства. Пандемия набирает обороты и в регионах, стараемся успевать везде. На днях отправили партию лекарств в Баткен и Джеты-Огуз.

"Отдам любые деньги". Почему поиск лекарств в Бишкеке превратился в испытание

Если вы хотите стать волонтером, можете написать мне или кому-нибудь из наших ребят. Вопрос денег очень острый, нужно закупать концентраторы и лекарства. Наши реквизиты есть в социальных сетях, о потраченных средствах мы отчитываемся там же. Отдельно я хотела бы поблагодарить тех, кто нам уже помог. Люди заправляют бензин нашим водителям, привозят что-нибудь перекусить. Например, форму и респиратор, что сейчас на мне, купили люди, которые решили помочь волонтерам.

914
Теги:
эпидемия, пандемия, спасение, смерть, волонтер, Кыргызстан
По теме
В свое время наша работа впечатлила японских ученых — интервью с врачом из КР
Минздрав КР закупил 13 машин "скорой" за $ 765 тыс. Фото
Войдя в палату, я побледнел от увиденного — волонтеры о работе в больницах КР