БИШКЕК, 4 янв — Sputnik. В районе международного аэропорта Оша стоит густой туман, некоторые рейсы задерживаются, сообщили в пресс-службе ОАО "Международный аэропорт "Манас".
В частности, речь о рейсах:
Рейсы возобновятся в зависимости от улучшения погоды. Информацию о них в компании просят уточнять в справочной аэропорта: (0312) 69-31-09 (Бишкек), (03222) 9-01-01 (Ош).
Вылетающих просят отнестись к ситуации с пониманием, так как безопасность полетов превыше всего.
БИШКЕК, 17 янв — Sputnik. На борту затонувшего у побережья Турции украинского сухогруза "Арвин" находились двое россиян, сообщили РИА Новости в Росморречфлоте.
"Всего на борту были 12 человек, шестеро спасены", — сказал собеседник агентства, отметив, что в составе экипажа были также граждане Украины.Сухогруз затонул в Черном море, в районе Инкуму турецкой провинции Бартын. По словам губернатора, четыре члена экипажа погибли, шестерых удалось спасти. Поисковую операцию пришлось прервать из-за плохой погоды, которая и стала причиной крушения судна. Первоначально сообщалось, что сухогруз ходил под флагом России, а моряки — российские граждане. Позже стало известно, что экипаж украинский, судно ходило под флагом Палау, его владелец — Arvin Shipping LTD (Белиз), а оператор — Tesoro Marine LLC (Украина). С регистрации в России его сняли в 1997 году.
Несколько лет назад Марсель Тынаев вложил 2 тысячи долларов в небольшой магазин японской кухни. Через месяц дело окупило себя на 150 процентов.
— Вы долгое время жили в Москве, расскажите, чем там занимались?
— Десять лет назад уехал, как и многие кыргызстанцы, за границу на заработки. Мне было 18, мечтал накопить на квартиру или дом в Бишкеке. Первое время было самым сложным, адаптация в многомиллионном городе — штука трудная. Часто менял работу, были проблемы с жильем. Первым рабочим местом стала чайхана, которую открыли кыргызы в Москве. Там долго проработать не смог — много чего не устраивало. Следующие места работы также были связаны со сферой общественного питания. В России рестораны, столовые и кафе — большой и прибыльный бизнес. Однако мне не хватало зарплаты, которую я получал в одном месте, приходилось бегать с одной работы на другую, чтобы хватало средств на себя и можно было помогать родителям.Кем только не работал: сперва официантом, потом запустил небольшое дело, затем был управляющим. Мне даже предлагали должность инспектора, который курирует работу заведения! Но я отказался — работа поглотила бы полностью и пришлось бы отложить реализацию своих идей в долгий ящик. Позволить себе такое я не мог.
— У официантов в Москве очень высокие зарплаты — могут достигать сотен тысяч рублей. Это действительно настолько выгодно?
— Все индивидуально, есть ребята, которые подходили к этой работе без энтузиазма, были очень пассивными. Я же, несмотря на то какой важный гость пришел (а их было очень много), оставался собой. Гость приходил, чтобы хорошо провести время, я помогал ему в этом. Мог шутить, веселиться с посетителями, разумеется, не переходя рамок приличия.
За месяц работы официантом можно заработать несколько тысяч долларов. Почти все деньги посылал близким, а еще копил на жилье для семьи. Меня ценили, так как я один обеспечивал 10 процентов прибыли заведения. Не хвастаюсь, просто хочу, чтобы человек, прочитавший мою историю, понял, что нельзя относиться к работе посредственно.
— Вы работали на Рублевке, в престижных заведениях Москвы, к вам часто приходили знаменитости. Как они вели себя с обслуживающим персоналом?
— Я познакомился с Владимиром Жириновским, Филиппом Киркоровым и другими, всех даже не припомню. Звезды в ресторанах чаще всего ведут себя спокойно. Люди хотят уединения, четко объясняют свои предпочтения официанту. К тому времени я уже работал управляющим рестораном и не занимался обслуживанием гостей, но когда требовалось мое присутствие, делал все, что от меня зависело.
— Официанты, которые работают в дорогих ресторанах Бишкека, рассказывают, что богатые гости ведут себя отвратительно с обслуживающим персоналом. Вы сталкивались с подобным в московских заведениях?
— Со мной такого не было, однако я стал свидетелем очень неприятной ситуации. Состоятельный гость стал унижать официантку, ему сделали несколько предупреждений — в нашем ресторане такое поведение было непозволительным. Однако человек не унимался, поэтому я был вынужден попросить его покинуть заведение. Он взбесился еще больше, из-за чего завязалась потасовка. Начальство, конечно, было в бешенстве, но смотреть, как унижают беззащитную девушку, я не мог. После этого случая уволился из ресторана.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Вы сказали, что открывали небольшой бизнес в России. Что это был за проект, почему дело закрылось?
— Я договорился с несколькими ресторанами, что буду поставлять им сырье для чая. Заведение готовило напиток и продавало его, выручка делилась напополам. Дело было очень прибыльным, однако на тот момент я был неопытным и не оформил документы. Именно поэтому вскоре мой проект перешел другим людям.
— Что было тяжелее всего в работе за границей?
Многие считают, что раз едут за границу на заработки, то жить в таких условиях нормально. Отнюдь! Я понял, что не могу так, нашел работу, которая устраивала по оплате, снял сначала комнату, потом позволил себе целую квартиру.
— После того как вы вернулись в Кыргызстан, трудно было найти работу?
— Даже после того, как я уехал на родину, шефы звали обратно в ресторан, обещали солидную прибавку к зарплате. Я решил, что пока останусь на родине. Вскоре после возвращения открыл бизнес — начал заниматься электронной техникой. Работал над этим проектом больше четырех лет, а потом у меня выкупили дело.
— Дорого? На что вы потратили деньги?
— Проект оценили в 35 тысяч долларов. Мог, конечно, оставить дело себе, но я так много времени посвятил ему, что перегорел. Получил деньги, отправился на авторынок и купил себе машину, о которой мечтал! Это был красивый белый Mercedes, правда, через месяц я потерял интерес к нему.
— Вы открыли ресторан и запустили еще несколько проектов, связанных со сферой общественного питания в Бишкеке. Ресторанный бизнес в Кыргызстане сильно отличается от бизнеса в России?
— Кто бы что ни говорил, мне в Кыргызстане запускать дело намного проще, чем за границей. Вопросы в Бишкеке решаются гораздо быстрее — это одно из преимуществ небольших городов, ведь все друг друга знают.
Мы не стоим на месте, кыргызстанцы следуют общемировым трендам, например, все чаще выбирают полезную еду. Именно поэтому я открыл ресторан японской кухни, где можно вкусно питаться, при этом вреда для здоровья никакого. Наоборот, только польза для организма.
— Сколько денег вы вложили в открытие ресторана?
— Перед тем как открыть заведение, я запустил другой проект. Это был магазин доставки еды — мы готовили блюда японской кухни. Чтобы запуститься, понадобилось 2 тысячи долларов и несколько хороших поваров. Через месяц мой небольшой бизнес принес мне уже 3 тысячи долларов, дела пошли в гору, и я начал развиваться в этой сфере.
Вы даже не представляете, как мы, кыргызы, любим японскую кухню! В Бишкеке работает больше сотни суши-баров, которые пользуются огромным спросом.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Многие предприниматели разорились в пандемию, как вы пережили это время?
— Действительно, для большинства время было непростое, несмотря на это, нам удалось увеличить прибыль. Дела пошли в гору, даже появились покупатели, которые хотели выкупить мой бизнес. Мои проекты по сети японской кухни оценили в 300 тысяч долларов. Бизнесмен готов был сразу выкупить дело, но я решил, что пока хочу сам им заниматься. Я уже потратил 35 тысяч долларов на машину, которая была мне не нужна, больше таких ошибок повторять не хочу.
— Расскажите о своих провальных проектах? Какой совет вы бы дали бизнесменам, переживающим неудачу?
— Я еще учился в школе и решил открыть бизнес, тогда большой популярностью пользовались компьютерные клубы. Нашел помещение, занял у дяди 2 тысячи долларов на компьютеры и открыл клуб! Как мне, ребенку, согласились дать такие деньги для бизнеса, даже для меня загадка. Но, видимо, я нашел нужный аргумент.
То дело не принесло мне прибыли, а долг я выплатил через пару лет. Проблемы будут возникать, не стоит воспринимать их как конец света. У меня 10 лет назад была не самая легкая жизнь, но я смог изменить ситуацию.
Александр Хроленко, военный обозреватель
Прямая материальная выгода заставляет отдельных союзников по НАТО пренебрегать извилистыми "европейскими ценностями". Военно-воздушные силы Болгарии в феврале примут последние из восьми модернизированных в Беларуси штурмовиков Су-25. Получат и оплатят услуги страны, "придавленной" тремя свежими пакетами санкций Евросоюза. Этот парадокс заслуживает самого пристального внимания.
По расчетам командования ВВС Болгарии, после белорусского капремонта "советские" штурмовики Су-25 будут эксплуатироваться до 2028 года, то есть до очередного ремонта с продлением службы, или до закупки новых "исконно натовских" истребителей F-16V Block70. А с последними не все хорошо.
Ранее болгарский президент Румен Радев запретил выполнение контракта стоимостью 1,256 миллиарда долларов на закупку восьми F-16 Block 70/72 якобы из-за нечетких сервисных гарантий в договоре. Полагаю, опытный военный летчик и экс-главком ВВС страны просто засомневался, стоит ли отдавать 157 миллионов долларов за каждый из восьми самолетов четвертого поколения, если истребитель F-35 пятого поколения продается некоторым союзникам почти в два раза дешевле? Примерно в это же время США уступили Тайваню (не союзнику по НАТО) истребители F-16 Block 70 новой постройки значительно дешевле — по 121 миллиону долларов за единицу. Болгария — страна небогатая, и очевидно, что в сложившейся непростой финансово-экономической ситуации штурмовикам Су-25 болгарских ВВС придется служить еще много-много лет, а Беларусь сегодня очень выручает боевую авиацию балканского члена Североатлантического альянса.
Болгарское правительство еще в ноябре 2018 года одобрило финансирование модернизации восьми штурмовиков Су-25 в сумме 43 миллиона евро, однако 558-й авиазавод в Барановичах длительное время не мог приступить к ремонту болгарских Су-25 из-за "старых" санкций Евросоюза в отношении Беларуси. И все же капремонт болгарских штурмовиков советского производства в РБ состоялся. Чтобы обойти санкции, запрещающие членам ЕС торговать с Беларусью военным имуществом (которое может быть использовано для внутренних "репрессий"), парламент Болгарии внес поправки в национальное законодательство. Деньги важнее принципов европейской солидарности.
Барановичский 558-й авиаремонтный завод принял из Болгарии первый Су-25 (на борту белорусского Ил-76) 28 августа 2019 года, а восьмой самолет — 7 октября 2019-го. Все работы по планеру, двигателю, авионике выполнены оперативно и с высоким качеством. Три обновленные машины вернулись на авиабазу "Безмер" в октябре и еще три — в декабре 2020 года. Стоимость ремонта партии из 14 самолетов Су-25 (весь парк болгарских штурмовиков) составит 73,665 миллиона евро, то есть в разы дешевле покупки одного нового истребителя F-16 Block 70. Причем затраченные средства обеспечивают впечатляющий результат.Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов и главком ВВС генерал-майор Димитар Петров на исходе 2020 года ознакомились с возможностями модернизированного Су-25 на авиабазе "Безмер" и пришли в восторг. На белорусском предприятии полностью обновлена навигационная система Су-25 (появилась спутниковая навигация ГЛОНАСС и GPS), расширены возможности применения ракетного вооружения, повышена точность поражения наземных целей при увеличении дальности, новая система связи позволяет обмениваться данными с наземными войсками и морскими силами. Ресурс фюзеляжей продлен на 800 летных часов, а турбореактивных двигателей Р-95Ш — на 500. Модернизированный Су-25 значительно повысил боеспособность и эффективность в решении задач по предназначению. Не случайно на брифинге командир авиабазы "Безмер" полковник Милен Димитров заявил: "После ремонта Су-25 стал совершенно другим, новым и современным самолетом".
Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов в свою очередь отметил, что это обновление — "наглядный пример консенсуса между политическим и военным руководством страны относительно того, куда вкладывать средства, когда после тщательного анализа, доказательства необходимости, определения перспективы делается правильный инвестиционный выбор и достигаются необходимые результаты".
Подрядчик для модернизации болгарских штурмовиков выбран не случайно — белорусский 558-й авиаремонтный завод широко известен качеством услуг, превосходящим аналогичные на предприятиях ОПК Грузии или Украины. По понятным причинам оборонные заводы России в списке потенциальных исполнителей не рассматривались (главный оппонент альянса). И специалисты белорусского предприятия в очередной раз подтвердили высокую репутацию, совершили технологическое чудо.
Реализована программа повышения боевых возможностей самолета Су-25, которая включает расширение номенклатуры применяемых авиационных средств поражения (включая управляемые ракеты Р-73 "воздух-воздух" и Х-29Т "воздух-поверхность"), формирование информационно-управляющего поля кабины, введение режима "навигационное бомбометание" (всепогодно на высотах до 7000 метров, без входа в зону поражения войсковой ПВО), установку аппаратуры радиотехнической защиты.К примеру, комплекс РЭБ "Сателлит" (разработка 558-го завода) обеспечивает индивидуальную радиотехническую защиту летательных аппаратов всех типов от поражения высокоточным радиоуправляемым оружием авиационных ракетных комплексов перехвата и зенитных ракетных комплексов противника. Самолет защищает дезинформационная "картинка" в головках наведения управляемых ракет, на экранах радаров станций сопровождения и атакующих истребителей. При этом радиоэлектронные средства управления оружием противника не "видят" признаков помех и "работают" по ложной маневрирующей цели. Комплекс "Сателлит-М2" способен действовать автоматически, не отвлекая летчика.
На фоне неизменно корректного выполнения РБ всех своих обязательств и международного законодательства главы МИД стран ЕС договорились ввести санкции против компаний, "финансирующих режим Лукашенко". Ограничения коснулись и белорусских оборонных предприятий: МЗКТ (колесные базы для тяжелых комплексов вооружений), 140-й ремонтный завод (ремонт танков), электромеханический завод "Агат" (разработка автоматизированных систем управления), "Белтехэкспорт" (продажа военной техники за рубеж). Крупнейшие предприятия страны — государственные, поэтому санкции всех "пакетов" направлены против РБ как гибридное оружие на поле боя.