Солдаты национальной гвардии несут портрет народной артисткой КР Жамал Сейдакматовой на церемонии прощания с ней в Кыргызском национальном академическом театре оперы и балета

Жамал Сейдакматову похоронили на Ала-Арчинском кладбище

407
(обновлено 12:25 17.02.2021)
Сегодня в Бишкеке состоялась гражданская панихида по Жамал Сейдакматовой. Соболезнования выразили первые лица страны.

БИШКЕК, 17 фев — Sputnik. Народная артистка КР Жамал Сейдакматова похоронена на Ала-Арчинском кладбище.

Сегодня в Национальном театре оперы и балета имени А. Малдыбаева состоялась церемония прощания с великой актрисой. Были зачитаны соболезнования первых лиц государства. Отмечено, что актриса внесла огромный вклад в национальную культуру, посвятив себя творчеству.

Она скончалась на 82-м году жизни после продолжительной болезни.

Жамал Сейдакматова родилась 21 сентября 1939 года в селе Темировка Иссык-Кульской области. Была одной из ведущих артисток кыргызского театра. Карьеру киноактрисы начала в 1958 году, снявшись в фильме "Далеко в горах". Жамал Сейдакматова была лауреатом Государственной премии имени Токтогула Сатылганова, кавалером двух орденов "Манас".

Интересные факты о ней можно прочитать в нашем материале.

407
Теги:
кладбище, панихида, актриса, Жамал Сейдакматова, Кыргызстан
По теме
Интересные факты из жизни великой артистки Жамал Сейдакматовой
Кыргызстан прощается с великой актрисой Жамал Сейдакматовой — запись прямого эфира
 Чрезвычайный и Полномочный посол Индии в Кыргызстане Алок Амитабх Димри во время интервью

Чем Кыргызстан интересен Болливуду беседа с послом Индии

23
(обновлено 16:39 05.03.2021)
С какими проблемами сталкиваются индийские студенты в Кыргызстане, почему наша страна может стать хорошей площадкой для фильмов Болливуда и чему способен научить человека карантин, рассказал посол Индии в КР.

Шеф-редактор Sputnik Кыргызстан побеседовал с чрезвычайным и полномочным послом Индии Алоком Амитабхом Димри.

— Что, по вашему мнению, связывает Индию и Кыргызстан?

— Очень многое. Наши паломники и торговцы путешествовали по горам Центральной Азии. Также в советское время Болливуд стал явлением, которое позволило узнать многим народам Центральной Азии больше об Индии. Радж Капур, Митхун Чакроборти стали здесь узнаваемыми. Хочу сказать, что и сейчас в этой сфере происходит много нового, и на одном из самых успешных сервисов для просмотра фильмов в Интернете вышел блокбастер "Торбаз", 80 процентов которого отсняли в Кыргызстане.

Старый и новый Болливуд, йога, индийская кухня становятся популярными в Кыргызстане. В свою очередь и у Кыргызстана есть много того, что эта красивая страна может предложить. Кыргызы сдержанные, но в то же время очень жизнерадостные люди. Горы, озера, альпийские луга, лошади, много солнца, прекрасный снег — все это может стать отличной съемочной площадкой для фильмов Болливуда.

 Чрезвычайный и Полномочный посол Индии в Кыргызстане Алок Амитабх Димри во время интервью
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Алок Амитабх Димри: Кыргызы сдержанные, но в то же время очень жизнерадостные люди. Горы, озера, альпийские луга, лошади, много солнца, прекрасный снег — все это может стать отличной съемочной площадкой для фильмов Болливуда.

— Расскажите, как проходит процесс вакцинации населения в Индии, и в какие страны на данный момент поставляется индийская вакцина против коронавируса?

— Коронавирус стал неприятным сюрпризом для всех нас. Никто не мог представить, что все это обернется проблемой мирового масштаба, которая нанесет огромный ущерб мировой экономике, логистике, туризму. Пришлось приспосабливаться к этому. Индия быстро реагировала на развитие ситуации с коронавирусом. В нашей стране давно и успешно развивается медицина, производятся серьезные научные исследования в фармацевтике. Две индийские компании создали вакцину против коронавируса. Ее мы предоставили безвозмездно, а также экспортировали на коммерческой основе в такие страны как Непал, Бутан, Бангладеш.

Недавно премьер-министр Индии Нарендра Моди запустил всеиндийскую кампанию вакцинации против коронавируса. Это означает, что большинство индийцев станут устойчивыми к коронавирусу. Индийская вакцина также поможет решить проблему коронавируса в дружественных странах. Есть все надежды, что третью волну коронавируса мы встретим в более выгодном положении.

— Июль прошлого года в Кыргызстане называют "черным" из-за большого количества смертей, вызванных осложнениями коронавируса и внебольничной пневмонией. Скажите, с какими сложностями столкнулись власти Индии в плане предотвращения смертельных случаев?

— Мы применяли универсальные методы борьбы с коронавирусом. Конечно, когда настолько ограничивается человеческая деятельность, нельзя говорить о том, что это удастся сделать так, чтобы было комфортно всем. Это был огромный гуманитарный вызов, против которого было необходимо принимать экстренные меры, а они не могут быть идеальными, тем более в стране с таким большим населением. Только когда пандемия коронавируса станет историей, мировые ученые в области эпидемиологии смогут сделать все выводы, указать на плюсы и минусы тех или иных действий.

 Чрезвычайный и Полномочный посол Индии в Кыргызстане Алок Амитабх Димри во время интервью
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Алок Амитабх Димри: Две индийские компании создали вакцину против коронавируса. Ее мы предоставили безвозмездно, а также экспортировали на коммерческой основе в такие страны как Непал, Бутан, Бангладеш.

— Индия самая мультикультурная в страна в мире. В одной стране уживаются представители тысяч национальностей и сотни религиозных общин. Скажите, как это стало возможно в вашей стране, и каково ваше отношение к религии?

— Религия гораздо древнее чем все, что есть на сегодняшний день и, конечно, гораздо старше эпохи научной революции. Религию также надо рассматривать с точки зрения принадлежности к западной или восточной цивилизации. Например, в Индии религия и духовная философия являются одним целым. Если на западе, начиная с Декарта и Канта, говорится об объективном и субъективном, о теле и духе, то в индуизме больше идет речь о религии как о мысли и ее влиянии на разум, человеческие деяния, душу, вселенную и так далее. В итоге то, что на востоке называют религией, на западе больше определяется как философия. В восточной традиции религия больше не вера, а определение образа жизни. Буддизм — это тоже не только молитвы и религиозные практики, это предписание для твоей собственной жизни. В итоге здесь религия — это что-то более твое, личное дело, а не дело общества.

Я не думаю, что можно разделять науку и религию, ведь наука всегда требует доказательств, но вокруг нас всегда присутствует то, что не видно глазу. Это мысль, это разум, без которого, в свою очередь, невозможна наука. В итоге мысль всегда была и остается двигателем человеческого прогресса, а она совсем не материальна. Идея не материальна, она не видна глазу, и само приближение к научному открытию нематериально, ведь доказательства существования мысли нет. Для меня само стремление к научным открытиям и есть бог. Я читал, что дата рождения иранского поэта Омара Хаяма была просчитана индийским монахом на основе гороскопа, который у него был, и эти даты совпали. Из этого понятно, что на востоке религия, философия и наука были неотделимы друг от друга. В русской традиции самые большие научные открытия совершались при социализме, который религию не признавал. В западной традиции, когда Галилей сказал о том, что Земля не является центром мироздания, он подвергся наказанию. Так же и Кеплер, который сказал, что планеты движутся не по круговой орбите. В то же время многие наблюдения за движением планет и многие астрономические открытия впервые были отражены именно в древних религиозных трудах.

 Чрезвычайный и Полномочный посол Индии в Кыргызстане Алок Амитабх Димри во время интервью
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Алок Амитабх Димри: Мы все слышали о нехватке коек в Бишкеке, а если их не хватает для граждан Кыргызстана, что можно сказать об индийских студентах? Я считаю себя ответственным за их здоровье, и поэтому считаю, что те люди, которые выступают за возобновление очного обучения, должны осознавать всю меру своей ответственности.

— Вы обратились к правительству Кыргызстана с просьбой не возобновлять офлайн-обучение для студентов из Индии. Расскажите о вашем взгляде на эту проблему?

— Пандемия коронавируса была объявлена Всемирной организацией здравоохранения, а не США, Кыргызстаном, мной или вами. Поэтому тут речь идет не о возобновлении учебы в офлайн-режиме. Вопрос в том, можем ли мы быть уверены, что не будет ни одной смерти? Здоровье молодых людей очень важно. Очень жаль, что после тысяч смертей во время пандемии никто не озабочен здоровьем молодых людей, которые учатся и работают, передвигаясь по всему миру. Разве это новость, что коронавирус опасен? Разве мы не знаем, что люди умирают от этого? Разве у нас нет подтверждающих это цифр? Разве мы не знаем, что коронавирус поменял наш образ жизни? Маски и соблюдение социальной дистанции прочно вошли в наш обиход, а онлайн-образование становится все более и более полноценным.

Многие страны очень серьезно подошли к проблеме, например, в Германии выдерживают локдаун и не открывают школы и университеты. И мы тоже должны оставаться твердыми в вопросе сохранения человеческих жизней. И я удивлен, что именно я первый выразил обеспокоенность здоровьем студентов во время пандемии. Я не слышал, чтобы такие опасения высказывали ректоры учебных заведений. Я не буду говорить конкретно, но были прецеденты, когда учебные кампусы в Кыргызстане были открыты в июле. Разве это ответственное отношение? К концу эвакуации индийских студентов, среди них начали выявляться случаи заражения, по прибытию из Кыргызстана у некоторых были положительные тесты на коронавирус.

Вторая проблема — слабая медицинская инфраструктура в Кыргызстане. Мы все слышали о нехватке коек в Бишкеке, а если их не хватает для граждан Кыргызстана, что можно сказать об индийских студентах? Я считаю себя ответственным за их здоровье, и поэтому считаю, что те люди, которые выступают за возобновление очного обучения, должны осознавать всю меру своей ответственности. Я бы хотел, чтобы руководство студенческих кампусов высказалось по этому вопросу.

 Чрезвычайный и Полномочный посол Индии в Кыргызстане Алок Амитабх Димри во время интервью
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Алок Амитабх Димри: Карантин позволил мне упорядочить свой график. Я стал вовремя ложится спать и вставать гораздо раньше. Я начал заниматься йогой по утрам, чего не делал раньше. Я мог видеть восход солнца каждый день, и я хочу сказать, что рассветы в Кыргызстане прекрасны.

— С какими проблемами к вам обращаются студенты из Индии, есть ли у них жалобы на социализацию в местное общество и на качество жизни?

— Студенты это не туристы. Конечно, важно хорошо их разместить и накормить, но первостепенный вопрос — цель их пребывания здесь, а это образование. Теперь мы должны спросить себя, почему тысячи студентов учатся здесь на медиков в то время, как страна не может сама себя обеспечить врачами, а многие кыргызстанцы едут в Индию за медицинской помощью? Весь вопрос в качестве образования. Разве есть в Кыргызстане тысячи преподавателей, которые могут преподавать медицину? Я удивлюсь, если окажется, что здесь есть 500 человек, которые в состоянии преподавать на английском языке. Индийские студенты учат русский язык для того, чтобы понимать суть предмета, а их будущая профессия напрямую связана с человеческими жизнями. В качестве медицинского образования есть прямая зависимость от клинического опыта во время обучения, в частности это очень важно в индийских колледжах.

— Расскажите, как вы сами перенесли карантин и как пандемия изменила вашу жизнь?

— Для меня было вызовом изменить свой образ жизни и график, но самым большим испытанием был страх за собственное здоровье. Во-вторых, ужасно было видеть человеческое горе. Каждый день ты сталкиваешься с тем, что кто-то теряет своих родных и близких. Ты видишь людей, чья боль гораздо больше, чем твоя. Поэтому я не думаю, что вправе говорить о том, что, когда я был на карантине, это было тяжело. Тяжелым было бремя страха и невозможность встреч с коллегами, друзьями, близкими. Вокруг были смерти и страх. Я думаю, что это не большая жертва — ограничить себя от возможности выпить чашку кофе с другом, сходить на вечеринку или продолжать свои дела, чтобы обезопасить себя и близких.

Во всем можно найти плюсы. Карантин позволил мне упорядочить свой график. Я стал вовремя ложится спать и вставать гораздо раньше. Я начал заниматься йогой по утрам, чего не делал раньше. Я мог видеть восход солнца каждый день, и я хочу сказать, что рассветы в Кыргызстане прекрасны. В безоблачную погоду ты видишь, как первые лучи солнца освещают вершины гор, и я, наверное, не пропустил ни одного рассвета, когда занимался йогой во дворе. Я стал проводить больше времени на кухне, готовить свои блюда. Ты начинаешь понимать, как устроен твой быт, читать книги, на которые не было времени. В общем, мне удалось выработать в себе привычки, которым хотелось бы следовать и дальше.

23
Теги:
Алок Амитабх Димри, вакцина, медицина, проблемы, студенты, Болливуд, культура, пандемия, коронавирус, посол, Индия, Кыргызстан
Темы:
Откровенные рассказы иностранцев о Кыргызстане
По теме
Кыргызстанцы, как европейцы, но у них нет одного — миллиардер из Непала
Кыргызстанцы получают у нас по $2 тыс — беседа с корейским послом в КР
Первый вице-премьер-министр Артем Новиков

Новиков в ак калпаке поздравил кыргызстанцев с праздником. Видео

58
Первый вице-премьер поздравил граждан с праздником на кыргызском языке и отметил, что ак калпак является признаком твердого характера и мужества.

БИШКЕК, 5 мар — Sputnik. Первый вице-премьер-министр Артем Новиков поздравил кыргызстанцев с Днем ак калпака — национального головного убора.

Видеопоздравление опубликовано на странице Новикова в Facebook.

"Сегодня в республике особенный праздник. Калпак — символ кыргызского народа. Ак калпак — признак твердого характера и мужества. Ак калпак — это Ала-Тоо. Давайте будем на высоте, пусть Кыргызстан будет на высоте. Поздравляю с праздником!" — сказал вице-премьер по-кыргызски.

День ак калпака утвержден постановлением Жогорку Кенеша 29 июня 2016 года с целью сохранения, уважения национального головного убора и поддержки традиций. В 2019-м он был внесен ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества под названием "Традиционные способы изготовления мужских головных уборов кыргызского народа и культура их ношения".

58
Теги:
поздравление, праздник, калпак, Артем Новиков, Кыргызстан
По теме
Ак калпак — головной убор кыргызских мужчин. Что нужно о нем знать
Садыр Жапаров рассказал, что ощущает при виде ак калпака
Как выглядят мировые знаменитости и политики в ак калпаке. 16 фото