Турганбаю Абдулвахиб уулу сейчас 19 лет. Приехав в Кыргызстан, он окунулся в совершенно непривычную для себя среду, но смог быстро привыкнуть к новшествам. За три года парню удалось окончить девять классов школы и даже стать блогером.
— В Кыргызстане говорят много хорошего про одного парня, приехавшего с Малого Памира... Чем занимается Турганбай Абдулвахиб уулу?
— Я приехал сюда в 16 лет с родителями. Можно сказать, что только здесь я узнал буквы, научился писать, хорошо выражать свои мысли. На Памире все говорят только по-кыргызски, есть свой диалект, но люди не умеют читать и писать. В Кыргызстане у меня появилась возможность читать книги — я давно мечтал об этом.
Сначала мы жили в селе Куланак. В Нарынской области я нашел друзей, влился в их среду. С Памира приехали 33 человека, в том числе 18 детей. Мы все вместе начали учиться. Больше всего меня удивило, что буквы складываются в слова...
— Что изменилось в вашей жизни, когда вы это поняли?
— Мне все время хотелось учиться. Читать я научился за неделю. Письмо тоже освоил довольно быстро. В итоге за год окончил программу трех классов, а за три года — программу девяти.
В 2020-м первый раз приехал в Бишкек, поступил в педагогический колледж при КГУ имени Ишеналы Арабаева. Кстати, когда я учился в последнем классе школы, началась пандемия, и нас перевели на "дистанционку". В колледже сейчас учимся так же, но это не сравнить с занятиями в классе.
Еще живя на Памире, я мечтал получить образование. Когда приехала делегация из Кыргызстана и сказала готовить детей для бесплатного обучения в стране, нас пообещали забрать через год. Этот год был для меня вечностью... Слава Богу, я достиг цели, теперь учусь на преподавателя кыргызского языка и литературы.
— Почему ты выбрал именно эту профессию?
— Я хорошо знаю о трудностях жизни на Памире, о чем мечтает молодежь, какие у нее цели. Не в моих силах переселить всех в Кыргызстан, но я постараюсь научить детей тому, что узнал здесь сам.
Памирские дети, едва повзрослев, начинают делать ту же работу, что и родители. Так всю жизнь. Главная цель родителей — женить детей, дать им скот и жилье. Про образование не вспоминают.
Знакомые пишут мне в интернете: "Плохо, что на Памире рано женят детей. Какая семейная жизнь в таком возрасте?". Хочу уточнить, что такое наблюдалось раньше, а сейчас у нас женятся только после 18-19 лет.
— Как вы начали пользоваться социальными сетями?
— Можно сказать, что здесь мы стали по-настоящему пользоваться телефонами. На Памире связи нет, там мы просто снимали фото и видео. Я вообще научился не только читать и писать, но и правильно разговаривать с людьми, строить отношения, обмениваться мнениями, искать в Сети полезные сведения... Очень всему этому рад.
Я читаю стихи, снимаю видео, монтирую и публикую. Интернет познакомил меня с другими кыргызстанцами. Они говорят мне теплые слова, и мне это нравится. Сейчас многие стараются помочь мне. Некоторые люди пишут, чтобы я не пользовался соцсетями слишком часто.
— Прошло четыре года с тех пор, как вы приехали в Кыргызстан. Человек быстро привыкает к хорошему, но наверняка есть тут что-то, что вам не нравится...
— Нашим родителям было трудно приспособиться, а молодежь быстро привыкла. Многое, конечно, удивило. Например, в большинстве регионов Афганистана вывески и объявления пишут на фарси, а здесь мы увидели, что названия улиц, магазинов, учреждений написаны по-кыргызски. Это такое приятное чувство...
Были и другие моменты, которые показались странными. К примеру, на Памире незнакомые женщины и мужчины держатся на расстоянии друг от друга. Там я общался с женщинами только из числа родственников, а здесь мужчины и женщины общаются свободно. Первое время меня удивляло, что парни и девушки ходят вместе.Еще было непривычно видеть девушек в мини-юбках или брюках. Сначала я думал, что это такой обычай, чувствовал себя неловко... Но мы постепенно привыкаем.
Кыргызстанцы добрые и гостеприимные люди. Как я уже говорил, стараюсь учиться всему хорошему. Маленький пример: когда я первый раз ехал в маршрутке, не знал, что надо уступать место. Потом увидел, как это делают другие люди, и понял, что надо вести себя так же.
Я планирую побывать со всех регионах Кыргызстана, стараюсь путешествовать. Кроме Нарына, уже видел Джалал-Абад, Иссык-Куль. С каждой поездкой все больше восхищаюсь страной и чувствую себя очень счастливым.
— Что вы хотели бы сказать своим ровесникам?
— В Кыргызстане много возможностей для тех, кто стремится получить образование. Хочется, чтобы молодежь их использовала. Некоторые говорят, что здесь хуже, чем в других странах, но как человек, приехавший издалека, могу сказать, что условия очень хорошие. Я сейчас стараюсь использовать все возможности.
Меня поддерживает наставник Мамбетасан Ибраев. Он говорит, что сирота не тот, кто лишился родителей, а тот, кто лишился знаний и веры. Поэтому хочу призвать людей не лишаться знаний — тогда и сиротами вы не станете.
В праздничный день глава правительства побеседовал с женщинами, живущими в этом учреждении, поздравил их.
"Вы имеете огромный багаж воспитания будущего поколения. Низкий вам поклон! Вы все — наши матери, мы все — ваши дети, вы не одиноки! Я искренне хотел бы, чтобы не было таких учреждений. Вы должны жить в семье, в любви и заботе, заслуживаете, чтобы мы поздравляли вас каждый день с улыбкой", — сказал премьер.
Со стороны учреждения была просьба обеспечить жителей учреждения скандинавскими палками для ходьбы. Премьер-министр отметил, что учреждению закупят скандинавские палки.
Кроме того, Марипов передал пожилым гражданам необходимую бытовую технику.
БИШКЕК, 8 мар — Sputnik. Пятьдесят граммов сырокопченого сервелата по канцерогенности равны выкуренной пачке сигарет, заявил "Прайму" главный онколог частной клиники, доктор медицинских наук, профессор Александр Серяков.
Он подчеркнул, что колбаса вредна, но разовое ее употребление не приведет к серьезным последствиям. А вот длительное увлечение копченной колбасой и другими изделиями из красного мяса может увеличить риск развития онкологических заболеваний и летального исхода.
"Самой опасной с точки зрения канцерогенности является копченая колбаса, так как при копчении выделяется дым, который содержит много вредных веществ. Такая колбаса может содержать, кроме нитритов, еще одно вещество с доказанной канцерогенной активностью — бензпирен. Он образуется при термическом распаде древесины, используемой для копчения", — объяснил Серяков.
Среди ученых бытует мнение, что красное мясо содержит вещества, которые повышают риск развития раковых клеток. По классификации канцерогенных продуктов, предложенной Международным агентством изучения рака, красное мясо с большой вероятностью провоцирует развитие онкологических заболеваний. Переработанное мясо — сосиски, сардельки, ветчина, консервы — официально относится к канцерогенам первой группы, согласно упомянутой классификации.
"По данным исследований, ежедневное употребление 50 граммов таких переработанных продуктов повышает риск развития рака толстой кишки на 18 процентов", — подчеркнул врач.Усугубляет ситуацию процесс приготовления мяса. Особенно опасны мясные продукты, которые подверглись любой обработке для увеличения срока хранения или изменения их вкуса — термическая, копчение, консервация, соление.
К другим опасным продуктам относятся шпроты, печенье, вафли и прочие кондитерские изделия, сладкая газировка, алкоголь, чипсы, маргарин, майонез, соусы, рафинированный сахар, попкорн, консервированные овощи и фрукты, искусственные подсластители, генномодифицированные продукты. Однако утверждать, что они вреднее сигарет, нельзя — все зависит от количества, заключил онколог.