Токтогулка обмелела, и туда ринулись "черные копатели" — интервью с археологом

© Sputnik / Акылбек БатырбековВид с дрона на Токтогульское водохранилище. Архивное фото
Вид с дрона на Токтогульское водохранилище. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 13.05.2021
Какое открытие совершила международная группа ученых, работавшая в Кыргызстане, и какие тайны хранят древние курганы, рассказала археолог Аида Абдыканова.

Ученые доказали, что уже 8 тысяч лет назад люди, проживающие на территории современного Кыргызстана, занимались скотоводством. Корреспондент Sputnik побеседовала с археологом, доцентом Американского университета в Центральной Азии Аидой Абдыкановой, которая является одним из участников исследования раннеголоценовых объектов в местности Обишир-5 недалеко от Айдаркена.

© Sputnik / Жоомарт УраимовАрхеолог, доцент Американского университета в Центральной Азии Аида Абдыканова
Токтогулка обмелела, и туда ринулись черные копатели — интервью с археологом - Sputnik Кыргызстан, 1920, 13.05.2021
Археолог, доцент Американского университета в Центральной Азии Аида Абдыканова

— Когда началось исследование?

— Археологи изучают пещеру Обишир в Баткенской области уже семь лет. С 2014 года там были найдены кости разных животных, но, к сожалению, анализ и установление возраста находок — очень долгий и дорогой процесс. Возможности провести такой анализ в Кыргызстане нет, поэтому нам помогли старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, кандидат исторических наук Светлана Шнайдер, американский зооархеолог Уильям Тейлор и другие иностранные ученые.

Порядка 90 процентов костей, обнаруженных в Обишире-5, принадлежат овцам и козам, они умерли примерно 8 тысяч лет назад. Ранее считалось, что заводить домашних животных люди, населяющие Центральную Азию, начали только 4 тысячи лет назад; теперь доказано, что в эпоху неолита они уже занимались скотоводством.

Директор Республиканской инспекции по охране памятников истории и культуры Министерства культуры, информации и туризма Айсин Дуйшаналиева - Sputnik Кыргызстан, 1920, 06.12.2020
В каком районе Бишкека могут быть клады — мнение эксперта
С помощью анализа коллагена была установлена принадлежность костей, а в результате изучения зубов животных установили период их гибели. Все они были убиты в возрасте одного-двух лет поздней осенью или ранней зимой. То есть сезон и возраст смерти животных совпадают с теми, которые характерны для кочевых традиций.

Кроме того, в Институт человеческого развития Общества Макса Планка (Германия) отправили образцы для анализа ДНК, но пока удалось расшифровать только данные по овцам. Они принадлежали к гаплогруппе А и были одними из древнейших овец на земле. На Ближнем Востоке одомашненные овцы появились 10 тысяч лет назад, а в Центральной Азии, как считалось ранее, — около 4 тысяч лет. Наше исследование доказало, что одомашненные овцы были в Обишире уже 8 тысяч лет назад.

Вообще, переход к земледелию и скотоводству стал одним из значительных событий человеческой истории, и теперь ясно, что Обишир-5 на юге Кыргызстана — это новый центр неолитической революции в Центральной Азии. Но пока неизвестно, как одомашненные животные попали в Ферганскую долину.

Скотоводство зародилось на Ближнем Востоке — на территории современных Ирана и Ирака. В Центральной Азии овцы, возможно, распространились как хозяйственная инновация, но также возможно, что они пришли с людьми, которые мигрировали с Ближнего Востока, а затем эти овцы попали в Китай через горные коридоры, которые позже назвали Великим шелковым путем.

© Фото / Светлана ШнайдерОдин их археологических находок доцента АУЦА Аиды Абдыкановой
Аида Абдыканова: Порядка 90 процентов костей, обнаруженных в Обишире-5, принадлежат овцам и козам, они умерли примерно 8 тысяч лет назад - Sputnik Кыргызстан
1/2
Аида Абдыканова: Ранее считалось, что заводить домашних животных люди, населяющие Центральную Азию, начали только 4 тысячи лет назад; теперь доказано, что в эпоху неолита они уже занимались скотоводством. - Sputnik Кыргызстан
2/2
1/2
2/2

Кыргызы считают себя кочевым народом, и ученые придерживаются мнения, что в горах не было такой цивилизации, как, например, в долинах современных Узбекистана или Казахстана. Однако есть определенные данные и гипотезы, что в кыргызских горах люди занимались не только скотоводством, но и земледелием. Так, в памятниках времен начала бронзового века наши археологи находили остатки ячменя и пшеницы... Но эта гипотеза требует тщательного изучения.

Кроме того, у нас в горах землю, как в Китае, делили на террасовидные участки и выращивали там разные культуры. Например, жители иссык-кульского села Тосор до сих пор используют для орошения очень древние арыки.

— Как на такие известия реагирует ученое сообщество?

— Мы презентовали результаты своего исследования в Институте истории, археологии и этнологии Национальной академии наук КР. Специалисты были очень удивлены, и сейчас идет бурное обсуждение. Иностранные ученые теперь думают о том, чтобы перепроверить датировки в Китае, — возможно, и там одомашненные овцы появились раньше.

© Фото / Аида АбдыкановаАида Абдыканова: Мы презентовали результаты своего исследования в Институте истории, археологии и этнологии Национальной академии наук КР. Специалисты были очень удивлены, и сейчас идет бурное обсуждение. Иностранные ученые теперь думают о том, чтобы перепроверить датировки в Китае, — возможно, и там одомашненные овцы появились раньше.

— А реально выяснить, каких пород были древние овцы и козы? Скажем, таджикистанцы утверждают, что гиссарская порода появилась именно у них...

— Овцы, найденные в Баткене, относятся к Ovis aries — млекопитающим из рода баранов семейства полорогих. То есть эти древние животные, как и современные, были обычными белыми овцами. Что касается гиссарской породы, то нужно провести генетические исследования. Думаю, весь сыр-бор вокруг ее происхождения из-за того, что не было научных изысканий.

— Почему статья о таком значительном открытии была опубликована в научном журнале Nature Human Behavior, а не в отечественных СМИ?

— Раньше наша Академия наук выпускала научный журнал, но из-за недостатка финансирования его пришлось закрыть. Публиковать научные статьи в обычных средствах массовой информации затруднительно и не очень целесообразно, так как объем материалов большой, и их просто сократят, причем сами статьи не рассчитаны на массовую аудиторию. Поэтому мы решили опубликовать материалы своего исследования на английском языке в Nature Human Behavior.

© Sputnik / Жоомарт УраимовАида Абдыканова: В Кыргызстане археологов очень мало, а финансирование крайне скудное. Исследования в Обишире-5 финансировали коллеги из Новосибирска. Все дорогостоящие анализы провели специалисты из разных стран в рамках своих проектов. То есть в нынешних условиях, чтобы проводить исследования, нужно иметь тесные связи с иностранными учеными.

— Кто финансировал исследование?

— В Кыргызстане археологов очень мало, а финансирование крайне скудное. Исследования в Обишире-5 финансировали коллеги из Новосибирска. Все дорогостоящие анализы провели специалисты из разных стран в рамках своих проектов. То есть в нынешних условиях, чтобы проводить исследования, нужно иметь тесные связи с иностранными учеными.

— Вы получали зарплату?

— Исследования проводятся на голом энтузиазме, а все отечественные археологи, которые участвовали в экспедиции, работают преподавателями в вузах. Наш университет помогает в организации исследований, а мы получаем зарплату только как преподаватели.

— Кто дает разрешение на экспедиции?

— Все разрешения мы получаем в Национальной академии наук, и ни один участок земли не обследуется незаконно. К сожалению, многие исторические объекты разграбляют "черные копатели" или местные жители. Например, после обмеления Токтогульского водохранилища многие устремились туда в поисках сокровищ. Это варварство нужно остановить — там нет богатств, реально найти максимум какое-то украшение, а урон может быть непоправимым. Так же поступают и с другими объектами культурного, исторического наследия. Люди ищут сокровища с давних времен по сегодняшний день. Скажем, найденный недавно в селе Беловодском курган ранее был разграблен.

— Кстати, что сейчас с этим курганом? Раскопки, вроде бы, приостановили из-за холодов.

— Сегодня курган открыт, желающие могут приехать и посмотреть на него. Но при осмотре следует быть очень осторожным и вообще бережно относиться к историческим местам. Предприниматель, который будет строить там завод, обязался огородить наземную конструкцию кургана и обеспечить доступ для экскурсий.

Это четвертый или пятый курган такого рода в республике, где проводятся большие раскопки. Но он отличается монументальностью погребального сооружения, а также восемью огромными каменными кольцами, выложенными вокруг погребальной камеры. При раскопках были найдены человеческие останки, кости животных, домашняя утварь и предметы обихода. Все органические останки отправлены на ДНК-анализ.

© Sputnik / Жоомарт УраимовАида Абдыканова: Исследования проводятся на голом энтузиазме, а все отечественные археологи, которые участвовали в экспедиции, работают преподавателями в вузах. Наш университет помогает в организации исследований, а мы получаем зарплату только как преподаватели.

— Какие у вас планы на этот год?

— Продолжим работу в Обишире-5, планируем отправить на анализ кости других животных, обнаруженных там. Работы еще непочатый край, мы только в начале пути.

Кроме того, летом планируем вместе со Светланой Шнайдер и Уильямом Тейлором побывать в горах Алая. Там много ледников, а в холодном климате отлично сохраняются остатки древней органики, мы надеемся на хорошие результаты.

Также есть планы продолжить раскопки в Нарыне, на памятнике эпохи мезолита Айгыржал-2. Около 14 тысяч лет назад там было тепло, и в этом месте жили люди. Затем стало холоднее, и они, видимо, перебрались в другие места.