"Русские мечети" и смешанные браки — о переселенцах из царской России в Кыргызстан

© Sputnik / Табылды КадырбековУщелье Джеты-Огуз в Иссык-Кульской области. Архивное фото
Ущелье Джеты-Огуз в Иссык-Кульской области. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 15.06.2021
Подписаться
Эксперты рассказали студентам любопытные факты о том, как два народа учились жить вместе в XIX веке.

БИШКЕК, 15 июн — Sputnik. Политологи, общественные деятели, студенты и преподаватели вузов Бишкека приняли участие в конференции "Русские в Кыргызстане. Дружба с многовековой историей", сообщил организатор мероприятия — фонд "Евразийцы — новая волна".

Кандидат исторических наук Олег Шатилов напомнил, что русские переселенцы прибыли в Кыргызстан во второй половине XIX века. Они учились у кыргызов разведению местных пород скота и культур, саманному строительству, искусству прокладывания каналов. Кыргызы узнали о новых методах земледелия, обучились садоводству, огородничеству, постройке домов, пчеловодству. На местном рынке можно было приобрести жатки, сеялки, плуги, бороны, конные грабли, сенокосилки. Постепенно в долинах развивалось садоводство. В 1879 году выдающийся ботаник Алексей Фетисов основал в Пишпеке питомник фруктовых деревьев. В то же время кыргызская земля стала одним из центров племенного скотоводства в Туркестане.

"Отношения между местным населением и переселенцами были добрососедскими. Часто можно было встретить смешанные русско-кыргызские поселения. Нередки были смешанные браки", — отметил Шатилов.

Экспонаты интерактивного музея миниатюр и культуры кыргызского народа в этнокомплексе Супара, сделанные из пластилина  - Sputnik Кыргызстан, 1920, 12.03.2021
Традиции и быт кыргызов в миниатюре — 14 фото с открытия интерактивного музея
Декан факультета истории и социально-правового образования Кыргызского государственного университета Назира Курбанова сообщила, что генерал Колпаковский разрешал воинам молиться, ходить в мечеть. Доходы мусульманского духовенства не облагались налогами, были сохранены вакуфные земли и шариатские суды, юрисдикции русских властей подлежали только самые тяжкие уголовные преступления. Выделялись средства для восстановления старинных мечетей и медресе.

"Царская Россия была заинтересована в мире и спокойствии края. Соответственно, местное население с благожелательным интересом относилось к православному духовенству. Священника кыргызы называли "муллой в черном халате", а храмы — "русскими мечетями", — отметила Курбанова.

Политолог Алина Молдокеева рассказала, что для защиты северных кыргызских племен и их территорий от кокандцев царское правительство в 1865 году начало строительство военно-административных центров. Один из таких центров решено было заложить неподалеку от развалин кокандской крепости, на старом караванном пути из Чуйской долины в Кашгарию (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая). Так 1 июля 1869 года был основан город Каракол.

Президент РФ Владимир Путин отвечает на вопросы журналиста телекомпании NBC Кира Симмонса. - Sputnik Кыргызстан, 1920, 14.06.2021
Может ли все обрушиться в России после ухода Путина — глава РФ о преемнике
Среди уездных городов Центральной Азии того времени Каракол отличал высокий культурный уровень населения. В 1887 году там открыли первую в стране метеостанцию, несколько лет спустя заработала публичная библиотека, открылись русско-туземная школа и гимназия. В Караколе работали маслозавод, винодельня, кожевенное производство, конный завод.

Профессор, директор Института русского языка при Кыргызско-Российского Славянского университета Мамед Тагаев напомнил, что до 1930-х годов кыргызы пользовались сначала арабским, а затем латинским алфавитом. Сто лет назад кириллица "стала для жителей Кыргызстана формой языкового существования, культурным кодом нации и способом познания мира".

Лента новостей
0