Спектакли в Русском театре драмы имени Чингиза Айтматова возобновились после самого длительного перерыва между сезонами. Театр продолжает работу, несмотря на ремонт, который затянулся на неопределенный срок.
В беседе на радио Sputnik Кыргызстан Станислав Касьянов подчеркнул, что новый сезон начался с учетом всех требований эпидемиологической безопасности.
"Во-первых, мы благодарны за то, что нам разрешили начать сезон. Мы учли опыт открывшихся кинотеатров — рассаживали зрителей с учетом соблюдения социальной дистанции, просили их не снимать маски и обеспечили доступ к средствам санитарной обработки рук. Сейчас в связи с ремонтом закрыта малая сцена, но, несмотря на все неудобства, было видно, как зритель соскучился по театру. Половина мест была забронирована. Если бы не меры безопасности, первые спектакли прошли бы при полном аншлаге, но ситуация диктует свои условия", — сказал замдиректора.
Он уточнил, что из-за пандемии в театре с осторожностью относятся к перспективе продолжения сезона, поэтому на сайте анонсируют спектакли только на текущую неделю.
Ольга Осокина отметила, что ожидание возвращения на сцену давалось актерам нелегко, но эмоциональная встреча со зрителем заставила забыть о трудностях.
Гости эфира добавили, что в новом сезоне зрителей ждут спектакли артистов-юбиляров и другие интересные события и театральные эксперименты.
Чтобы не остановить судебное делопроизводство в стране в пандемию, заседания проводились в режиме онлайн без доставки подозреваемых в суд. Кроме того, возникала проблема переполненности ИВС в Бишкеке, так как ГСИН не принимала подследственных из-за недоработок в системе этапирования при эпидемиологической опасности.
В беседе на радио Sputnik Кыргызстан заместитель председателя координационного совета Национального центра предупреждения пыток КР Айдар Сыдыков отметил, что результаты исследования в закрытых учреждениях страны показали, что многие респонденты не могли получить медицинскую помощь, даже если жаловались на симптомы коронавируса.
"Из более двухсот опрошенных только несколько получили медицинскую помощь. Также некоторые подозреваемые, находящиеся в СИЗО, не обращались за медицинской помощью из-за недоверия к системе. Был сообщения, что подследственные не хотели жаловаться на симптомы, опасаясь ухудшения условий содержания. Некоторые из тех, кто все-таки обращался, говорили, что в санчасти практически нет лекарств. В исследовании, которое проводилось вместе с инфекционистом, выяснилось, что закрытые учреждения в среднем на 50 процентов защищены от угрозы эпидемии, — где-то лучше, где-то хуже", — рассказал Сыдыков.
Он добавил, что сейчас, когда в КР наблюдается снижение уровня заболеваемости, необходимо срочно принимать меры, чтобы исправить ошибки, которые были сделаны из-за неготовности системы к возможности пандемии.
Директор Национального центра предупреждения пыток Бакыт Рысбеков отметил, что его сотрудники должны иметь возможность мониторить условия содержания подследственных и реагировать на их жалобы независимо от эпидемиологической опасности.
"Мы приняли Конвенцию ООН против пыток, признали проблемы и должны работать над их устранением на самом высоком уровне, так как это часть наших международных обязательств. Мы с удивлением отнеслись к инициативе Минфина по оптимизации, где предлагается объединить Центр предупреждения пыток с институтом омбудсмена, так как это сильно ограничит возможности граждан в обращении за срочной правовой помощью. Дело в том, что сотрудники центра имеют особое право доступа в закрытые учреждения, тогда как в институте омбудсмена такой мандат имеют только сам омбудсмен и его заместители", — сказал Рысбеков.Он добавил, что, несмотря на небольшой штат, за время работы Центра предупреждения пыток удалось создать условия, чтобы любой гражданин страны мог обратиться за помощью на горячую линию.
В рамках программы "Тема дня" на радио Sputnik Кыргызстан Алтынай Айдарова отметила, что напрямую в ежедневной жизни с учетной ставкой сталкиваются единицы, но косвенно ее уровень влияет на уровень каждого человека.
"Учетная ставка определяет уровень стоимости депозитов, стоимость ресурсов в экономике. Повышая учетную ставку, мы повышаем уровень стоимости тех вкладов, которые вы держите в коммерческих банках. При повышении учетной ставки коммерческие банки реагируют на нее тем, что они друг другу дают деньги по ставке уже немного выше. Одновременно достаточно активная работа идет с их стороны по привлечению депозитов от населения. То есть они начинают привлекать более активно альтернативные источники денег и в итоге повышают ставки по депозитам. Это стимулирует людей не покупать что-то прямо сейчас, а положить деньги в банк на депозит, чтобы позже получить немного больше, чем вчера. В периоды, когда потребительская активность очень высокая и цены растут, мы стимулируем граждан отложить деньги, что в свою очередь снижает активность на рынке. Производители, видя, что снижается спрос на их товары, снижают цены", — сказала Айдарова.
Он подчеркнула, что эффект от повышения учетной ставки на полпроцента не разовый и не моментальный.
"Он будет влиять на нашу покупательскую и сберегательную активность достаточно долгое время. Это период в несколько кварталов, когда население будет перестраивать свое поведение и тратить немного позже то, что хотело бы потратить сейчас. Нельзя сказать, что повышение ставки Нацбанка сразу приведет к удорожанию кредитов. Деньги, которые коммерческие банки получают от нас, и те проценты, под которые они дают деньги друг другу, — это разные уровни взаимодействия. Также на стоимость кредита влияют инфраструктура банка, административные расходы и уровень их маржи", — сказала Айдарова.
Она добавила, что в ситуации, когда спрос на кредиты падает из-за того, что люди будут откладывать деньги, стоимость кредитных услуг может уменьшиться.
Во вторник, 3 марта, Кыргызстан ввел запрет на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов. Такое распоряжение подписал премьер-министр Улукбек Марипов. Речь о запрете на вывоз данных категорий товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС, но фактически это полное эмбарго, поскольку страна сама закупает ГСМ у России, а в Казахстане цены и без того гораздо ниже — туда не вывезешь.
Целью эмбарго названо недопущение критического недостатка нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Также решение принято в целях стабилизации цен на них.
Какие именно виды запретили вывозить
Запрещено вывозить товары, относящихся к двум видам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности:
Предусмотрены исключения: разрешено выезжать из Кыргызстана с полным баком и 20 литрами ГСМ в канистре, а также вывозить мазут.
С начала года у производителей — российских нефтеперерабатывающих заводов — отпускные цены на бензин выросли на 67 процентов (литр подорожал на 14 сомов), а на дизтопливо — на треть (плюс 8 сомов), сообщает Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана (АНК).
При этом розничные цены на бензин в республике выросли на 4,9 сома.
По данным Национального статистического комитета, в прошлом году КР продала 51,5 тысячи тонн сырой нефти: 8 тысяч из них купил Таджикистан, остальное — Узбекистан.
Также Кыргызстан реализовал более 104 тысяч тонн нефтепродуктов. Более 3 тысяч из этого объема приходится на бензин — его поставляли в РТ (свыше 2,3 тысячи тонн) и РУз.
Было экспортировано и почти 55 тысяч тонн реактивного топлива (керосин). Крупнейшие покупатели — ОАЭ (31,3 тысячи тонн) и Китай (16 тысяч). Как пояснили в Нацстаткоме, авиационным керосином заправляются самолеты иностранных компаний в аэропортах страны.
При этом неоднократно сообщалось, что из Кыргызстана в Таджикистан контрабандой вывозят ГСМ. Причина в том, что в соседней стране они стоят гораздо дороже. К примеру, 3 марта ГКНБ задержал четыре фуры, которые везли топливо в Таджикистан.
Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Канатбек Эшатов напомнил, что запрет на вывоз действовал и ранее.
"Основной объем нефтепродуктов мы привозим из России. Есть межправительственное соглашение о беспошлинных поставках, по нему мы не имеем права заниматься реэкспортом", — сообщил Эшатов.
На вопрос, дублирующий ли это запрет, он ответил: "Наверное".
Заместитель министра энергетики и промышленности Вероника Исаева сказала, что новое правило не дублирует предыдущий документ (именно Минэнерго предложило ввести эмбарго). По ее словам, соглашение о беспошлинных поставках ГСМ из России ограничивает вывоз импортного топлива, а нынешний запрет касается отечественной нефти и нефтепродуктов.
"Запрет оправдан, так как производственная мощность наших нефтеперерабатывающих заводов — 2,1 миллиона тонн. Они могли бы покрыть потребности республики в дизтопливе и бензине Аи-80. Мы видим большой отток нефти в третьи страны, без взимания налогов, кроме налога на прибыль. Получается, что сырье вывозится, а государство на этом не зарабатывает", — отметила Исаева.
Она пояснила, что сегодня нефтеперерабатывающие заводы загружены лишь на треть, при этом им нужно перепрофилироваться на производство экологически чистых видов топлива.
"Мы должны развивать НПЗ и обеспечивать их сырьем, в том числе импортным. Сырье не должно уходить в третьи страны. Этот запрет нужен для стимулирования развития перерабатывающей отрасли. Если загрузить производственные мощности на 80 процентов, мы будем экспортировать из Кыргызстана не сырую нефть, а нефтепродукты", — сказала замминистра.
Она подчеркнула, что точный объем вывозимой сырой нефти неизвестен, но экспортируется больше, чем указано в данных Государственной таможенной службы (более 50 тысяч тонн за прошлый год).
"Из добытых 256 тысяч тонн нефти в стране переработали 107 тысяч тонн. Есть разница. Не хотелось бы называть цифры, так как проводится аналитическая работа, но мы видим, что статистические данные об объеме экспорта расходятся с фактическими", — уточнила Исаева.
Теперь разберем причины введения запрета: недопущение критического дефицита и необходимость стабилизации цен.
Как рассказал глава АНК Эшатов, последнее время в части Баткенской области наблюдался определенный дефицит нефтепродуктов.
"Но только по бензиновой группе, с дизтопливом все в порядке. Наверное, поэтому правительство запретило. Критического недостатка мы не допустим. Нефтетрейдеры имеют определенный запас, но в отдаленных частях страны ощущается нехватка бензина", — отметил Эшатов.
С ним согласна замминистра энергетики и промышленности.
"Критического недостатка нефтепродуктов нет, а нефти есть. Наши НПЗ загружены сырьем на 30 процентов, а большая часть добываемой нефти уходит в третьи страны, это неоправданно", — сказала Исаева.
Эшатов напомнил, почему растет стоимость топлива. С начала года оптово-отпускные цены у российских производителей выросли с 300 до 500 долларов. Также подорожала нефть (на 31 процент), а сом обесценивался сильнее всех валют в СНГ.
Более того, он спрогнозировал рост цен в марте еще на 6-7 сомов.
"Как запрет может повлиять (на стабилизацию цен. — Ред.), я не понимаю", — заявил глава АНК.
Заместитель главного энергетика считает иначе.
"Если увеличим долю собственного производства и снизим долю импорта, возможно, удержим стоимость топлива. Рост цен зависит от стоимости импорта и логистики. Сейчас сложно сдержать или снизить рост, именно с этой целью введен запрет", — пояснила Исаева.
В прошлом году был введен запрет на вывоз скота, но, как рассказывал тогдашний глава Минсельхоза Тилек Токтогазиев, скот все равно "волшебным образом" исчезал из Кыргызстана. Не повторится ли ситуация с нефтью и ГСМ?
"Определенные люди и компании занимаются контрабандой, думаю, они в любом случае продолжат это делать. Но нарушения должны пресекать соответствующие органы", — подчеркнул Эшатов.
Он напомнил, что некоторое время действовал запрет на ввоз топлива автотранспортом — в результате бензин стали "называть другими именами" для транспортировки. Поэтому ситуация может повториться.
Вероника Исаева отметила, что пресечение контрабанды зависит от работы уполномоченных госорганов.
В распоряжении правительства говорится, что Таможенной службе, Финполиции (сегодня ее ликвидировали), Погранслужбе и Минтрансу поручено принять меры, направленные на пресечение незаконного вывоза нефти и нефтепродуктов.
Sputnik обратился к этим госорганам с просьбой рассказать, какие именно меры они примут и будет ли полностью пресечен вывоз ГСМ. Ответили два ведомства — Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями (Финпол) и Государственная таможенная служба.
"Будут приниматься самые исчерпывающиеся меры, направленные на пресечение, выявление и профилактику незаконного вывоза нефти и нефтепродуктов с территории республики", — сказали в пресс-службе Финполиции.
Следом был получен ответ Таможенной службы.
"Правоохранительные подразделения ГТС в пунктах пропуска и местах таможенного оформления в Баткенской, Ошской, Джалал-Абадской областях проводят соответствующие выездные мероприятия, направленные на выявление и пресечение незаконного вывоза нефти и нефтепродуктов, за исключением мазута", — сообщила пресс-служба.
В ГТС также рассказали, что с 2020 года таможня "Баткен" рассмотрела материалы по фактам незаконного вывоза 2,6 тонны дизтоплива в Узбекистан и 16 тонн — в Таджикистан.