Учеба не влияет на развитие человеческой цивилизации

© Sputnik / Константин Чалабов / Перейти в фотобанкПервоклассники на уроке. Архивное фото
Первоклассники на уроке. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Британские ученые провели необычный эксперимент, в ходе которого доказали, что умение учить других и передавать знания из поколения в поколения не является критически важным для культурной и технологической эволюции цивилизации.

БИШКЕК, 27 ноя — Sputnik. Антропологи из Великобритании доказали, что умение обучать других и передавать знания из поколения в поколение не является обязательным для культурной и технологической эволюции цивилизации, сообщает РИА Новости со ссылкой на журнал Scientific Reports. 

"Конечно, знающий учитель дает множество преимуществ, но наше исследование показывает, что его отсутствие не является ограничивающим фактором для культурного прогресса. Люди умеют учиться новым вещам не только через общество, мы умеем думать и самостоятельно и использовать рассудок для открытия новых способов творить что-либо. Многосторонний характер развития цивилизации может быть секретом нашего успеха как вида животных", — заявил Алекс Торнтон (Alex Thornton) из университета Эксетера (Великобритания). 

Торнтон и его коллеги пришли к такому выводу в рамках эксперимента, в ходе которого они предложили нескольким десяткам добровольцев окунуться в прошлое или ментально переселиться на необитаемый остров и научиться плести корзины для риса. 

Участники опыта были разделены на несколько групп, каждой из которых ученые давали некоторое время на освоение этого искусства. Часть из этих коллективов "древних людей" обладала некоторыми преференциями — ученые давали им "учителя" из других групп, который делился с ними секретами плетения, или сплетал корзину у них на глазах, или разрешал изучать и разбирать корзины, собранные другими добровольцами.

Первоклассник на первом уроке. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Все дело в изюминке: как определить будущую успеваемость детей в школе
Цепочки добровольцев, у которых были учителя, быстрее всего учились изготовлять корзины и делать их более вместительными. С другой стороны, через 5-6 "поколений" прогресс в технике сборки корзин возник и среди тех групп, которые только "подсматривали" за другими участниками эксперимента или разбирали чужие корзины. Это означает, что для культурно-технического прогресса умение обучать и передавать знания не было обязательным.

Подобный вывод идет вразрез с общепринятыми на сегодня представлениями о том, что умение передавать друг другу знания и говорить членораздельно играло ключевую роль в эволюции человека и в появлении и исчезновении различных техник изготовления орудий труда в далекой древности — 2-1,8 миллиона лет назад.

Другие эксперименты, которые антропологи проводили в прошлом, показывали, что секреты изготовления сложно устроенных рубил передавались по "цепочке" древних людей только в том случае, если они умели говорить и могли обучать соплеменников. По этой причине можно ожидать, что выводы Торнтона и его коллег будут встречены научным сообществом неоднозначно.

Лента новостей
0