Ученый: атеисты не менее естественны, чем верующие

© Sputnik / Табылды КадырбековВерующий в церкви. Архивное фото
Верующий в церкви. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Британский историк выступил с заявлением об атеизме, который, по его мнению, является настолько же естественным для человека феноменом, как и вера в богов и другие сверхъестественные существа и силы.

БИШКЕК, 19 фев — Sputnik. Британский историк Тим Уитмарш изучил древнейшую историю богоборчества и неверия в сверхъестественные силы и пришел к выводу, что атеизм является не менее естественной вещью для человека, чем вера в богов, о чем часто заявляют антропологи, сообщает РИА Новости со ссылкой на книгу историка, вышедшую на днях.

Коллективная молитва в мечети. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Что известно об исламском течении "Якын инкар". Мнение экспертов и теологов
В последние несколько десятилетий антропологи уделяют большое внимание тому, какую роль играла вера в развитии человечества. Большинство ученых сегодня считают, что человек биологически предрасположен к религии, так как подобные верования помогали сообществам первых людей сплачиваться. Более того, недавно биологи нашли особую зону в мозге, облучение которой магнитным полем подрывает веру в иррациональные феномены.

Кембриджский профессор Тим Уитмарш (Tim Whitmarsh) принципиально не согласен с этим постулатом — он считает, что человек не является изначально предрасположенным к религии, а также отрицает то, что атеизм — современная система взглядов на жизнь и устройство Вселенной.

"Мы привыкли считать атеизм некой относительно новой идеей, появившейся недавно в западной цивилизации. Даже те слова и выражения, которые описывают атеизм, являются очень современными. Но на самом деле древние цивилизации и сообщества людей гораздо лучше, чем некоторые общества сегодня, смотрели на атеизм и чаще воспринимали его как некий нормальный феномен", — рассказывает ученый.

Уитмарш пришел к такому выводу, изучив огромное число древнегреческих, египетских и вавилонских текстов и других источников информации, в которых он пытался найти следы существования атеистов в древности. Наиболее древними атеистическими трудами, по его словам, являются трактаты Ксенофана Колофонского, жившего в VII—VI веках до нашей эры, в библейские времена, еще до постройки Второго Храма в Израиле.

При этом, как писал еще Платон, Ксенофан и другие известные древнегреческие атеисты и пантеисты — Диагор, Демокрит и Эпикур — были далеко не первыми в своих еретических взглядах, по оценкам Уитмарша, атеизм как оформленная философская система существовал примерно столько же, сколько и религии.

Атеисты США предлагают убрать с долларовых купюр девиз "In God We Trust"
Это проявляется в том, что атеисты и верующие античности и современности придерживались схожего мнения друг о друге — первые отказывались принимать на веру незримые основы религии, а вторые — говорили об ошибочности и неестественности атеизма. С другой стороны, атеизм не считался чем-то аморальным и запретным во времена античности до появления христианства и Римской империи.

Почему атеизм исчез? В этом в равной степени были виновны римские и византийские императоры, а также появление монотеистических религий, в которых не было места плюралистическим трактовкам бытия. Только во времена Ренессанса атеизм вернулся в интеллектуальную и общественную жизнь человечества, когда примат церкви над жизнью людей был ослаблен.

Как подчеркивает ученый, он не пытается доказать, что атеизм или религия ошибочны или правильны, главной целью его книги, говорит Уитмарш, была демонстрация того, что культурный и религиозный плюрализм необходимы для гармоничного развития цивилизации, ярким примером чего был стремительный прогресс науки и культуры во время античности и Возрождения.

Лента новостей
0