Назад в будущее: амбиции Трампа в космосе пойдут на благо человечеству

© Sputnik / Эва Мари Ускатеги / Перейти в фотобанкПрезидент США Дональд Трамп. Архивное фото
Президент США Дональд Трамп. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Нациям нужно поднять глаза и инвестировать в космические программы — участвовать в лунной, марсианской и других гонках, пока космос и все его ресурсы не оказались в руках американцев, считает эксперт.

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета РФ — для Sputnik

Пытаясь доказать превосходство США над Китаем и Россией, Дональд Трамп хочет приватизировать космос. Незаконно, нереалистично, непорядочно — однако мир все равно должен сказать большое спасибо президенту Соединенных Штатов за эти его агрессивные планы.

Охота на космос

Американцы всерьез и комплексно взялись за противостояние с Китаем. Оно включает несколько элементов. Военный — окружение Китая базами. Репутационный — в США (власти которых проморгали эпидемию) развернута настоящая кампания по назначению КНР главной виновницей мировой пандемии коронавируса. Финансово-экономический — Вашингтон грозится возобновить торговую войну с Пекином, а конгрессмены хотят снять имеющиеся юридические ограничения для граждан США на подачу исков против Китая в американские суды. Исков, естественно, за эпидемию COVID-19, которые будут удовлетворены судьями и повлекут за собой требования к китайцам либо выплатить многомиллиардные компенсации, либо лишиться собственности на территории Соединенных Штатов.

Вид на Землю с МКС - Sputnik Кыргызстан
Кыргызстан и космический проект ЕАЭС — планы и перспективы
Сейчас Вашингтон намерен вывести это противостояние на новую высоту — в буквальном смысле. Дональд Трамп бросает вызов амбициозной китайской (а заодно и российской) программе освоения космоса. Пекин и Москва собираются высаживать космонавтов на Луну и там, по мнению Трампа, их должен встречать не только американский флаг, но и геолог, который будет добывать природные ископаемые спутника Земли в интересах своей экономики.

Соглашение "Артемида" — именно так, в честь греческой богини охоты, назван проект, который американский президент намерен предложить своим европейским, дальневосточным и арабским союзникам, а также частным компаниям. Документ должен закрепить за участниками сей конвенции право застолбить участки Луны и других небесных тел для коммерческого освоения. Не только добычи полезных ископаемых, но и колонизации. Принципы весьма просты: США строят на Луне базу и называют территорию вокруг нее (причем радиус будет зависеть исключительно от желаний американской стороны) "зоной безопасности", где третьи страны не могут строить, высаживать своих космонавтов и что-либо добывать.

Юпитерам все позволено?

Белому дому плевать на то, что этот проект нарушает сразу несколько пунктов "Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела" от 1967 года, ведь Соединенные Штаты не присоединяют к себе поверхность спутника, а лишь называют это "зоной безопасности". И считают, что если Китай или Россия чем-то недовольны, это их проблемы — пусть тоже развивают свои космические программы и пытаются угнаться за NASA. Это агентство фактически становится элементом американской внешней политики.

Реакция мира на трамповские планы была весьма неоднозначной. Российские государственные деятели выступили против "приватизации космоса".

В Польше размещен батальон НАТО - Sputnik Кыргызстан
Американский "бог войны" ослаб из-за веры в собственную неуязвимость
"Принцип вторжения один и тот же, будь то Луна или Ирак: инициируется создание "коалиции согласных" (как вариант — "коалиции желающих"), а затем, минуя ООН и даже НАТО, если там кто-то сомневается, — вперед к поставленной цели. Только получится из этого очередной Ирак или Афганистан", — заявил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

Ученые утверждают, что эта приватизация и агрессия технически невозможны в ближайшем будущем, ведь США даже не могут создать безотказную ракету-носитель. Да, можно высадить человека на Луну в 2024-м, но нельзя и представить сейчас какую-то постоянно действующую и экономически выгодную программу добычи и транспортировки на Землю полезных ископаемых с нашего спутника. Операционные расходы будут составлять десятки миллиардов долларов, и вряд ли лунные редкоземельные металлы их окупят. На Луне есть огромные запасы гелия-3 — перспективного термоядерного топлива, однако наука на современном уровне ("спасибо" недостатку инвестиций) пока не способна его использовать. Политические же противники президента называют проект "Артемида" продуктом его колоссального эго.

Вспомним о последнем Фронтире

Тем не менее весь мир должен сказать спасибо президенту США за идею колонизации Луны. Ведь "действия Трампа ведут нас в настоящий XXI век — тот самый, который мы ожидали в XX", пишет The Wall Street Journal.

И действительно, вспомним литературу и кино прошедшего столетия — тогда фантасты, сценаристы и режиссеры были уверены, что сейчас мы уже будем колонизировать планеты и спутники Солнечной системы. Космос рассматривался как последний Фронтир — преемник Нового света, а эру выхода в околоземное пространство, начатую Королевым и Гагариным, считали новыми Великими географическими открытиями.

Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности полковник в отставке Александр Жилин. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Радио Sputnik Кыргызстан
Жилин: США хотят контролировать электромагнитное и гравитационное поле Земли
Однако ничего этого не случилось и во многом потому, что, как верно отметил один из писателей-фантастов, они недооценили тягу человечества к развлечениям. Познавательные передачи давно проиграли битву за экраны развлекательным ток-шоу, люди перестали грезить звездами и коммерциализировавшаяся наука пошла на поводу у пораженного земными желаниями потребителя. Лучшие умы стали биться не над космическими двигателями, а над тем, чтобы сделать новую модель сотового телефона на 100 граммов легче. Деньги выделялись не на развитие космических программ, а на помпезные пиар-проекты.

XXI век так и не наступил, и теперь Трамп со своим эгоцентризмом и презрением к общепринятым догмам дает надежду на его приход. Ведь он возвращает в космос конкуренцию. Да, он выбрасывает на помойку принцип "космос — общее достояние", однако какой смысл в этом достоянии, если им никто не пользуется? Все рассматривали его как общую мебель, которая все равно никуда не денется, а значит, пусть пылится в уголке до тех пор, когда появятся лишние деньги на ее освоение.

Теперь же на мебель (залог нашего будущего, поскольку человечество переросло земные ясли) предъявлена претензия и нужно бороться, дабы ее не забрали. Нужно поднять глаза, вкладываться в космические программы, участвовать в лунной, марсианской и других гонках, пока космос и все его ресурсы не оказались в руках самой шустрой страны на Земле. То есть нациям придется выходить из периода апатии и вспоминать, что это такое — быть жаждущим знаний и открытий человечеством.